Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА




 

К настоящему времени накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий сущность методов социально-педагогической деятельности.

Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система, с помощью которой у них выявляют общее и особенное, теоретическую и практическую составляющие, что способствует осознанному выбору и наиболее эффективному их применению.

По каким признакам могут быть выстроены в систему методы работы социального педагога? Если учитывать, что метод про­фессиональной социально-педагогической деятельности — явление многомерное, то таких признаков много.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

>методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.);

>методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

>методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);

>методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.).

Поскольку социально-педагогическая работа являет собой интегративную междисциплинарную область общественной практики, закономерно предложить классификацию, в основе которой — оптимальный выбор методов педагогики, психологии, права, медицины, культурологии, направленных на решение социально-психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, правовых и других проблем подопечного.

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

> социально-педагогической помощи и поддержки;

> психолого-педагогической коррекции;                         

> социальной адаптации;                                             

> профилактики;

> реабилитации;

> исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:

>диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

>профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

>организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);

>социально-экономические (денежная помощь; установление льгот, единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);

>организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Для дальнейшей научной разработки типологии методов, применяемых в работе социального педагога, нам представляется перспективной и жизнеспособной идея классифицировать их по характеру социальных ролей, которые выполняет     социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, правозащитной деятельности, волонтерской работы, консультативной деятельности и т.д.).

В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь намеченной цели.

 

ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

 

По данным филологов, понятие «технология» (от греч. (techne— искусство, мастерство, умение;logos — учение) впервые было зафиксировано в русском языке в XVIII в., в работах Федора Поликарпова (1660—1731), где употреблялось для характеристики процесса обучения катехизисному чтению (ученик ищет ответы на вопросы учителя в тексте).

В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:

» совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий;

» совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия.

В широком смысле технологию рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Основными параметрами любой технологии являются:

> детальное определение конечного результата;

> разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы;

> поэтапное выполнение определенных действий;

> однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;

>тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения.

В сфере материального производства понятие «технология» утвердилось прочно, ее многовековые традиции не вызывали ни­каких сомнений со стороны теоретиков и практиков. Понятие «со­циальная технология» было признано не сразу. Между тем, сегодня в теории и практике социологии, политологии активно использу­ются такие понятия, как технологии выборных кампаний, власт­ных отношений, массовых коммуникаций, дипломатических пе­реговоров и т.п.

В начале 50-х гг. XX в. связи с использованием различных технических средств в школе (магнитофонов, проигрывателей и др.) в педагогике утвердился термин «технологии в образовании». В последующие десятилетия сущность понятия «педагогические технологии» в зарубежной педагогической науке неоднократно уточнялась. В «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий» (Лондон, 1978) дается следующее определение: «Педагогическая технология есть область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогических систем для достижения специфических потенциально воспроизводимых педагогических результатов».

Дискуссия о сущности педагогических технологий в отечественной педагогике завершилась в середине 80-х гг. В 90-е гг. в содержание учебной дисциплины «Педагогика» был включен раздел «Педагогические технологии». В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную (заранее спланированную) взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на достижение конкретной педагогической цели. В последнее время в научный оборот прочно вошло понятие «технология социально-педагогической деятельности».

Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.

Социально-педагогические технологии представляют систему упорядочивающих практическую деятельность специалиста императивов (узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний). Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать стопроцентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми. Человек — многофакторная система, предсказать эффект того или иного влияния на него часто просто невозможно. В социально-педагогических технологиях большую роль играет так называемая «обратная связь», имеется возможность повторения отдельных частей процесса.

В процессе реализации социально-педагогической технологии важна профессионально-личностная рефлексия специалиста, связанная с практическим осмыслением технологических законов.

Очевидно, что всю социально-педагогическую деятельность технологизировать невозможно. Вместе с тем отдельные ее составляющие требуют (предполагают) использования конкретных технологий. Например, деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, построена на узаконенной технологической процедуре; технологически регламентирована и работа в сфере занятости населения с безработными гражданами.

Л.В. Мардахаев считает, что технологизация определенных аспектов профессиональной деятельности социального педагога неизбежна. В каждой конкретной ситуации социальный педагог либо действует по алгоритму хорошо зарекомендовавшей себя традиционной технологии, либо моделирует новую (инновационную) технологическую процедуру. Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:

> цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

> условия ее реализации;

> особенности и возможности объекта социально-педаго­гической деятельности;

> особенности места реализации цели;                 

> возможности по времени для реализации цели;

> возможные формы реализации;

> особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.

В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социальных (в том числе и социально-педагогических) технологий.

По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют так называемые средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д).

По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы ит.д.).

По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А.И. Пригожий выделил: кабинетные (получены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).

Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждения детской беспризорности в масштабах страны; технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях; технология адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе, технологии развития навыков самоконтроля, самозащиты):

Вопрос о соотношении понятий «методика работы социального педагога» и «технология работы» однозначного ответа неимеет. Если речь идет о решении задачи локального плана (к примеру, технология обучения коммуникативным навыкам подростков, технология оказания медицинской, социально-психологической помощи подросткам, страдающим злоупотреблением алкоголя), то мы вправе рассматривать технологию в узком понимании — как элемент методики социально-педагогической работы (например, методики профилактической, реабилитационной работы). Когда речь идет о задачах социально-педагогического проектирования, моделирования, прогнозирования какой-либо системы (к примеру, проектирование системы социальной защиты детей из малообеспеченных семей в условиях города или моделирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательно-исправительной колонии), то понятие «технология» предстает в широком смысле — как алгоритм поэтапного осуществления поставленной задачи. В данном случае понятие «технология социально-педагогической работы» шире понятия «методика».

 

Литература

1. Беляева Л.А., Беляева М.А. Категории «социальная работа» и социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Науч. Тр. / Отв. Ред. М.а. Галагузова. – Екатеринбург, 1995.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 2000.

3. Мардахаев Л.В. К вопросу о технологии в социальной педагогике // Социальная работа: Теория, технология, образование. – 1996. №1.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.

5. Социальная работа / под общ. Ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д, 1999.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...