Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Социально педагогическая работа в системе профессионально-педагогической деятельности.




 

Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более десяти лет в России введен институт социальных педагогов (как профессия), призванный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено достаточно много научных исследований. Так, известный психолог Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:

» педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;

» методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных воздействий;

» осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;

» необходимость анализа достигнутого результата, соотнесение его с выдвигаемыми целями и задачами.

Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждениях системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе, т.е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельностьможно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

> определение цели и задач деятельности;

> определение субъекта и объекта деятельности;

> определение содержания деятельности;

> выбор методов и технологий работы;

> выбор форм деятельности;

> реализация намеченного плана деятельности;

> корректировка деятельности;

> анализ результатов.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

» выдвижение и обоснование целей;

» определение путей их достижения;

» проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

>диагностичностъ (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

>реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

>преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

>результативность (контроль результатов достижения цели);

>идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

> диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

> моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

> организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

> уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

> составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

> создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

> формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

> предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

> создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

> реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

> системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

> установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

> социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

> социально-педагогическая опека и посредничество;

> социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т.е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.

Профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентации, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснить социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

 

ПОНЯТИЕ «МЕТОДИКА РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

 

В отечественной социально-педагогической науке это понятие не имеет однозначной трактовки.

С.Д. Поляков считает, что термин «методика» (гр. methodike — совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) — один из самых масштабных в педагогической науке и относится к действиям педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих.

Понятие «методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования:

» отрасль социально-педагогических знаний;

» совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.

1. Методика работы социального педагога как отрасль социально-педагогических знанийизучает адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом.

Основные задачи методики работы социального педагога заключаются в следующем:

- разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;

- разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социальным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней;

- разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельнос­ти социальных педагогов.

Методика работы социального педагога как самостоятельная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и осуществляется с использованием различных отраслей человеческого знания. Единство и взаимозависимость методики работы социального педагога с философией, общей педагогикой, психологией, культурологией, правоведением, экономикой, социологией, политологией, демографией, физиологией становятся в настоящее время все более необходимыми. Методику социально-педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний.

Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна, хотя и динамична, способна к переменам.

Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. В живой ткани этого процесса осуществляются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Практика более подвижна и изменчива, чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей многовариативности ситуаций и условий. При этом методика не сводится ни к одной из своих составляющих. Их единство и определяет ее своеобразие как самостоятельного феномена педагогической действительности.

Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:

>диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;

>конструктивный— определение пути реализации теоретических идей в массовой социально-педагогической практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие индивидуального творчества каждого социального педагога.

Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:

* определение цели социально-педагогической работы;

* определение способов решения проблемы клиента;

* определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.

Методика работы социального педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Социальный педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.

2. Методика работы социального педагога как относительно целостная совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации; система последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблемы.

Понятие «форма» означает «способ организации и способ существования предмета, процесса, явления». Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.

Понятие «форма организации социально-педагогической работы» может употребляться в широком и узком смысле. В широком понимании формы социально-педагогической работы характеризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в этом случае правомерно говорить о социально-педагогической работе в различных институтах воспитания, учреждениях социальной сферы; с различными проблемными группами подопечных; о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педагогической работы.

В узком смысле классификация организационных форм социально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопечные. С учетом этого рассматриваются следующие формы:

> индивидуальная социально-педагогическая работа;

> групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);

> социально-педагогическая работа в микросоциуме.

Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:

> психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, музыкальная терапия, скриботерапия, создание группы поддержки и др.);

> пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.);

> активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально полезной общественной деятельности, в благотворительной работе, восстановление памятников старины и т.д.).

Бесспорно, в сложном процессе социально-педагогической работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой организации. Важное требование к социально-педагогической деятельности — применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации.

В теории и практике социально-педагогической работы в одном ряду с понятием «форма работы» стоит понятие «средство социально-педагогической работы» — все то, что используют социальные педагоги для решения социально-педагогической проблемы.

Средства социально-педагогической работы можно рассматривать в широком и в узком понимании. В первом случае к ним относятся виды деятельности, способствующие решению или предупреждению социальной проблемы: образование, трудовая деятельность, занятия спортом, туризмом, краеведением, досуг, общественная работа, благотворительная деятельность. Во втором материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудие деятельности (технические средства, произведения искусства, речь социального педагога, педагогические возможности детских организаций, народных традиций и т.д.).

Составным элементом методики работы социального педагога является метод (от греч.methodos — путь, способ достижения цели).

Методы работы социального педагога — способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы.

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. Безусловно, понятия «метод социально-педагогической работы» и «форма организации социально-педагогической работы» близки по своему содержанию. Не случайно в Философской энциклопедии понятие «метод» раскрывается как форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта.

В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях. Поэтому иногда методы рассматриваются как определенное сочетание, совокупность различных приемов.

Прием — устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.) Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...