Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные категории, функции и задачи социальной педагогики.




Методологические основы социальной педагогики. В широком смысле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Это – знания, теории, вырабатываемые такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле – это учение о целях, принципах построения, формах организации способов научного познания социально-педагогической действительности.

Основные категории социальной педагогики – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее существенные явления. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.

Назначение социальной педагогики (цель) – способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Своеобразие – это то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрасте, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предметом социальной педагогики является – социально-педагогический процесс, определяющий содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности) и условия его реализации. Непосредственно содержательный компонент предмета определяется разделом социальной педагогики.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями.каждая из них отражает одно из направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. function – отправление, деятельность) – обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики характеризуют ее назначение, помогают понять ее содержание. К ним относятся:

Познавательная – исследование практики педагогической деятельности своими полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная – изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической основы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая (оценочная) – проведение диагностики социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая – определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

Объяснительная– описание и объяснение социально-педагогического явления, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная – деятельность направленная на стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая – социальная педагогика призвана преобразовать педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная – направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

Реабилитационная – направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная – направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

Профилактическая (защитно-профилактическая) – направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная – исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая – направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

- воспитательная,

- социально-правовая,

- социально-реабилитационная,

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.

Задачи педагогики. Они подразделяются на общие - общетеоретические, практические и на частные – по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Чтобы их представить, следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому блоку по направлениям – теоретическому, практическому и образовательному.

Задачи, вытекающие из соцпедагогики:

· осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

· исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

· возможности использования факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

· исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи, вытекающие из социального воспитания:

· исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

· исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

· изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

· изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи, вытекающие из раздела, исследующего человека как социальной единицы:

· исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

· исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своим своеобразием;

· выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

· выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

· исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человеком на различных этапах возраста и др.

В публикациях встречается смешение понятий «социальная педагогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхода являются:

1. Институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В России социальная работа получила развитие по их опыту.

2. В России институт социальной работы и социальной педагогики формировался одновременно. Первые теоретики ее (В.Г. Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается отамериканской тем, что она делает значительный акцент на активизацию самого человека по решению своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы – социальная педагогика.

3. Такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им понятен.

Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои назначения, объект и предмет (см. табл. 1).

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.

                                                                                         Таблица 1

  Социальная работа Социальная педагогика
Цель Социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и пр. Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание.
Объект Человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятельно Человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи. Социально-педагогические прогнозирование, оценка (экспертиза)
Предмет Оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы)

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной педагогики.

2. Что представляет собой социопедагогика?

3. Дайте характеристику педагогики среды.

4. Что представляет собой педагогика социального становления личности?

5. Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.

6. Каково место и роль самого человека в социальном становлении?

7. Что такое социальная педагогика?

8. Дайте характеристику социальной педагогике как теории.

9. Дайте характеристику социальной педагогике как практике.

10. Дайте характеристику социальной педагогике как учебной дисциплине.

11. Назовите и дайте характеристику основным категориям социальной педагогики.

12. Каково назначение социальной педагогики?

13. Что является предметом социальной педагогики?

14. Каковы основные функции социальной педагогики?

15. Каковы основные задачи социальной педагогики?

Примерная тематика рефератов:

1. Социальная педагогика как теория.

2. Социальная педагогика как практика.

Литература:

1. .Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: SvR-Аргус, 1994. – С. 135-145.

2. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. – М.: МГСУ, 1996. – С. 5-11.

3. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития// Ученые записки: Науч. – теор. Сборник МГСУ. – 1996. - №2 – С. 55-63

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб.пособ. – М.: Институт практической психологии, 1997. – Разд. 1. – С. 5-21.

5. Социальная педагогика: Учеб.пособ. /Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гумманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – С. 29-47.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...