Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.Стр 1 из 44Следующая ⇒
А.А.Харченко СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учебное пособие Орел 2007 Введение В современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой конструктивной роли педагогической теории и практики в развитии и преобладание общества. По крайней мере, опыт XX столетия является блестящим подтверждением становящегося аксиомой положения, которое четко сформулировал педагог Я. Корчак: «Реформировать мир – значит реформировать воспитание человека». Как показывает история общества, и история педагогики в частности, обучающе-воспитательная деятельность внутренне присуща жизни людей, без нее невозможно существование и развитие общества. Недооценка значения, а тем более отрицание педагогической теории и практики нарушают «связь времен», могут привести к умственной, физической и духовно-нравственной деградации общества. Содержание педагогической теории и практики в конечном счете определяется обществом, потребностями и интересами общественных групп населения, отдельных людей. По мере усложнения общественной жизни, накопления знаний и социокультурного опыта человечества возрастает роль педагогики в жизни индивидов, больших и малых социальных групп, всего человечества. У каждого человека есть свой потенциал и границы совершенствования, есть уровень воспитуемости и обучаемости, которые зависят от генетической наследственности, условий воспитания в семье, в коллективах, социальной среде, и, конечно, от морально-волевых качеств самого человека. Эти и другие особенности, связанные с наследственностью и с приобретенными в ходе развития качествами, необходимо знать и уметь использовать не только педагогам, но и самим воспитанникам. Например, каждый человек может и должен выбирать оптимальные варианты своего развития в обществе; должен выбирать сферы, где его способности соответствуют необходимому уровню и активно действовать там, где может полноценно реализовать его творческий потенциал. Данное учебное издание посвящено проблемам такой относительно молодой частнопедагогической теории и практики, как социальная педагогика. Отдельные ее части и компоненты появились чуть ли не с первых шагов педагогической деятельности, но как более или менее четкая система взглядов и действий она стала складываться в последнее столетие. В данном учебном издании рассматриваются теоретические и практические проблемы социально-педагогической работы в учреждениях социальной защиты населения, учреждениях системы образования и др.
Тема 1. Социальная педагогика как сфера практической деятельности. Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе. Тема предусматривает рассмотрение следующих проблем: 1) сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики; 2) основные категории, функции и задачи социальной педагогики. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики. Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos - дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название особой науки – педагогики. Слово «социальный» (от лат.Socialis) означает – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле, речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их заменяющие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни. Как известно, американский психолог Т. Парсон предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. В связи с этим объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в своем воспроизводстве и постоянном совершенствовании. Человек, в отличие от животного, рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление (компенсация) социальной роли и социального статуса. Социализация как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и кончая самим собой. Ее осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения, индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей, любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам, и заинтересованы в том, чтобы его члены прошли, например, поло-ролевую (овладение ролями мужчины или женщины), профессиональную (компетентное участие в различных сферах общественной жизни), политическую (становление законопослушных граждан) и иные виды социализации. В то же время каждый человек стремиться к самоопределению, самоутверждению и самореализации как индивида. Эти задачи и цели невозможно осуществить без обучения и воспитания, или социальной педагогики, в частности. Социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (учреждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Социальная политика разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом – педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик. В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения – социопедагогика; в узком смысле – влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека – педагогика среды. Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, по обеспечению их функционирования носит официальный социально-педагогический характер. В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также носят социально-педагогический, но неофициальный характер. Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации. Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое. Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющие на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.). Личностное направление – определяет социальную педагогику личности. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка (1632 – 1704), Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) и др. В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX века в «индивидуальной» педагогике сформировалась крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844 – 1900) – концепция формирования «сверх человека» Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради его самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Данный факт в определенной степени способствовал формированию, как альтернативы индивидуальной педагогики, социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание. Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, Х. Мискес, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой - развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей - ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность). Социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. Закономерность свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, меняется и направленность, и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать ее динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия ее протекания и через них на сам процесс. В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания человека, исправления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его индивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспективы. Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание. Социальное становление не является стихийным следствием взаимодействия человека и среды. Значительное место в нем принадлежит социальному воспитанию. По своей сути – это направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий взаимодействия воспитанника, собственное взаимодействие с ним, воздействие на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, М.А. Галагузова, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.). С древнейших времен философы и педагогики отмечали ранний детский возраст как наиболее благоприятный для направленного воспитания человека, стимулирования его социального самосовершенствования. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и благоприятен в воспитательном отношении. Всякие упущения, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании человека на ранних этапах его возраста, незамедлительно отражаются на социальном становлении формируемой личности. Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание человека. Оно определяет те нормы и правила, которые сложились в этом обществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста определяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное в человеке выступает той наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореализации в конкретном обществе. Именно на это обратил внимание П. Соколов (российский педагог конца XIX – начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он подчеркивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) идеалом социального формирования личности видел в развитии истинно-человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества. В нравственных принципах, нормах и правилах государство, общество определяет социально-педагогические ценности, идеалы, требования к воспитанию человека. По своей сущности нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект. Оно определяет содержание важнейшего направления социального воспитания – подготовка субъектов к жизни в обществе. Сам по себе человек не может сформироваться нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто на ранних этапах возраста способствует его социальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитатели, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растущего человека. Собственное невежество в воспитательной деятельности старших по отношению к ребенку, им часто кажется «мудростью». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспитательной деятельности. У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, с ростом ребенка, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздействием процесса воспитания в позитивном или в негативном плане. Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Структура социальной педагогики представлена на схеме 1. Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании. а) Социальная педагогика – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения. Она нравственна на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информаций и пр.) в воспитании. б) Социальная педагогика – это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике. Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.
Схема 1 Структура социальной педагогики
Схема 2 Структура социальной педагогики как учебной дисциплины
Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Как практика, она также представляет направленную деятельность по управлению массами, различными группами по мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей. Социальная педагогика как учебная дисциплина – это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание средовой педагогики и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (схема 2). |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 453. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |