Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Применение системного подхода к исследованию социальных процессов.




Основатель подхода Бертланди. Системн анализ-это сово­купность опред. научн методов и практич приемов решения разнообразных проблем, возникающ во всех сферах целенаправл деят-ти об-ва, на основе системн подхода, математич мо­делирования и методов управления. При системн подходе основн объектом исследования явл. система.Система–совокупность элементов, находящихся в структурн взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих опред. целостность.Универсальные признаки системы:целостность, структура с-мы, взаимозависимость с-мы и среды, иерархичность, функциональность, нахождение в состоянии развития, управляемость, интеграция. Основн принципы системн подхода: Целостности(любой объект воспринимается как целое),Системности(определение элементного состава системы),Динамичности(взаимосвязи между элементами, ее развитие).Главн ф-ция системн анализа-обеспечение исследоват и практич деятельности универсальной методологией решения проблем. При системн подходе следует учитывать связь объекта с окруж средой; то, что любая система выступает как подсистема других систем; любая система явл самоорганизующейся системой; подход позволяет выяснить формы, способы передачи информации от одного к другому элементу. В практике применения системн анализа для исследования соц процессов с целью повышения эффективности управленч деятельности можно выделить след.основные этапы:1.Вначале определяется цель организации. Если цель известным арсеналом средств достичь нельзя, то констатируется наличие проблемной ситуации.Дается название проблемы.2.Главн цель разбивается на составные части в виде иерархии (целеполагание. «Древо целей»).3.Выявляются связи между объектами системы, создаются статистич или функц. модели объекта управления.4.Разрабатываются прогнозн оценки развития, результаты сравниваются с целевыми показателями.5.Проводится диагностирование.Выявляются резервы, формулируются альтернативы достижения главн цели.6. Разрабатываются критерии и выбирается 1 (максимум 2) наиболее выгодная альтернатива.7.Происходит процесс совершенствования системы функционирования и развития. В самом общем случае структурная схема системного анализа может содержать не семь этапов, а большее их количество.


32. Моделирование как способ исследования соц и полит процессов.
Моделиров явлений и процессов представляет собой их искусств воспроизведение в модели, отражающей их основные св-ва. Анализ самих таких моделей направлен на изучение с их помощью данного явления или процесса в целом, а также механизмов их функциониров и развития.Модель–некоторый матер. или мысленно представляемый объект или явление, являющ упрощённой версией моделируемого объекта или явления и в достаточной степени повторяющий св-ва, существенн для целей конкретного моделиров. Специфика моделиров состо­ит в том, что исследуется не сам процесс, а его модель. Разработка модели и замена ею объекта-оригинала дает возможность исследователям полу­чить след. полезные эффекты: 1)модели доступнее и дешевле оригинала, вслед­ствие чего расходы на исследование значительно уменьшают­ся.2)большое значение имеет то, что модель компакт­нее оригинала.Благодаря своей компактности, модель удобнее для изучения. 3)над моделями можно производить такие преобра­зования, кот невозможны при работе с оригиналом. В процессе моделиров. важное значение имеет форма передачи ин­формации с помощью языка модели. Выделяют основн 4 типа языка моделиров.1.Словесное описание. Это самый простой и неформаль­н. способ создания моделей.Он прост для понимания, но применяют его, как правило, на самых ранних этапах разра­ботки модели.2.Графич представление в виде кривых, чертежей и т. д. Этот способ используется в качестве иллюстраций к др способам создания моделей.3. Блок-схема, матрицы решений используются на этапе создания модели между ее словесным и математич. описанием.4.Математич описание в виде математич фор­мул. Этот тип языка моделирования представляет собой высшую форму формализации соц процесса или явления. Меняя опред.св-ва или параме­тры модели, мы можем оценить рез-тат изменений, как если бы они происходили в реальной действительности. Данное св-во приобре­тает особое, исключительное значение в обществ науках, где по­становка эксперимента весьма затруднена.В полит же науке, кот имеет дело в основном с поведением больших групп людей, экспериментирование на моделях явл нередко вообще единст­венно возможным способом постановки эксперимента. Моделиров полит и соц-экономич процессов предполагает определ алгоритм, или последовательность действий. Один из вариантов такого алгоритма предложен амер. исследователем Шродтом. Согласно Шродту, 1(индукт.) этап построения модели состоит в отборе наблюдений, относящихся к тому процессу, кот.предстоит моделировать. Иначе говоря, речь идет о формулировании проблемы, т.е. о принятии решения относительно того, что следует учитывать, а чем стоит пренебречь. 2 шаг заключается в переходе от определ.проблемы к построению неформ. модели.Шродт определяет неформальную модель как набор таких инструментов, кот способны объяснить отобранные наблюдения, но при этом определены недостаточно строго, что не позволяет точно выявить степень их логической взаимоувязанности.След. этап—создание формальной модели, отличающейся от неформальной тем, что все допущения в ней представлены в математич. форме. 4 этап—компьютерная обработка формальной модели. Это-дедуктивн стадия моделирования, заключающ в поиске нетривиальных (неочевидных) и непредвиденн выводов из правдоподобных допущений.. После ее завершения полученные результаты снова подвергаются переводу—на сей раз с языка математики на обычный язык.

 












Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...