Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выдвижение и проверка гипотез.виды и требования к формулировке.
Гипотеза в социолог исследовании-научно-обоснованное предположение о структуре соц объектов, о хар-ре элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от каждой формы абстрактн мышления она имеет сложный, синтетический хар-р. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще не составляет гипотезы, а только большую или меньшую ее часть. Научн гипотеза м.б. сформулирована только в рез-те предварительн анализа изучаемого объекта. Требования к гипотезе. Научно-обоснованная гипотеза в социологии д. отвечать ряду требований:1.Она д. соответствовать исходным принципам теории научн познания. Это требование играет роль критерия для отбора научн гипотез и отсева ненаучн, исключает из науки несостоятельн гипотезы, построенные на основе ложных теорий.2.Гипотеза, объясняющая соц факты в некоторой области, как правило, не д. противоречить теориям, истинность кот для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с кот гипотеза не согласуется, то она д. б. отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения кот она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы. 4.гипотеза д. б. доступна проверке в процессе социологич исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.5. Гипотеза д. подвергаться логич анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логич правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирич терминов гипотезы. Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирич показателей входящих в неё переменных. По содержанию гипотезы подразделяют на описат и объяснит.Первые-это предположения о структурн и функциональн связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам соц объекта. Вторые- предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирич экспериментальной проверки.В процессе такой проверки следует проводить различие между основн гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами). Анализ раз гипотез позволяет выделить след элементы их логич структуры: во-первых,основание гипотезы-совокупность фактов или обоснованных утверждений, на кот строится предположение;во-вторых,форму гипотезы-совокупность умозаключений, кот ведет от основания гипотезы к основн предположению;в-третьих, предположение -выводы из фактов и утверждений, выражающ содержание гипотезы. Будучи одинаковыми, по логич структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым ф-циям. Различение гипотез осуществляется по след основаниям: а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности Общая гипотеза-это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом. Частная гипотеза-это разновидность гипотезы, объясняющая к-л отдельную сторону или отдельное св-во исследуемого явления или события.. При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не явл абсолютным, гипотеза м.б. частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в конкретном гос-ве. Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипотезы.Научнойназ гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, об-ва и мышления. Чтобы быть научн, гипотеза д. отвечать след. требованиям: а)она д.б. единственным аналогом данного процесса, явления; б)она д. давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она д.б.способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе кот она строилась. Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, кот пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. Разновидностью частной гипотезы является версия.Версия (от лат.-оборот, видоизменение; франц. - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительн от других, объяснение или толкование к-л факта, явления, события. Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин "версия" не явл специфически юридич, им пользуются и в других областях познания.
30.Особенности институционального подхода к исследованию социальных процессов.Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует 4 типа объяснения и обоснования соц.институтов. Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой соц.институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт истор. развития определенной сферы деятельности. Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими инст. в соц. системе». Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что инст. существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса. Если будет доказано, что функции какого-либо изучаемого феномена являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и нокенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы. Следующий этап обоснования институцион. трактовки выбранного нами гипотетического объекта - это анализ способов его включения в различные сферы соц.жизни, взаимодействия с др.соц.инст., доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества, либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование. Данную логическую операцию целесообразно проделать по той причине, что институц. подход к анализу соц.явлений основывается на представлении о том, что соц. инст.т является продуктом развития всей соц. системы, но вместе с тем специфика основных механизмов егофункционирования зависит от внутрен.законом-тей развития соответствующего вида деятельности. Поэтому рассмотрение того или иного института невозможно без соотнесения его деятельности с деятельностью других инст., а также систем более общего порядка.Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, наиболее важен. Именно на этом этапе определяется сущность изучаемого инст.. Здесь формулируется соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институц.признаков . сказывается правомерность его инстит.представления. Затем выделяется его специфика, тип и место в системе инст.общества, анализируются условия возникновения институционализации.На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 563. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |