Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и соотношение категорий методология-подход-метод-методика-процедура




Познание любого явления окружающ действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющ основн направления процесса познания. Методология (от греч.–путь исследования или познания, теория, учение и слово понятие) – т.е. «учение о методе», «теория метода». В общенаучн понимании методология представляет собой систему принципов научн исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; учение о принципах, формах и способах научно-исследоват деятельности. Итак, методология представляет собой учение о принципах построения, об основн закономерностях развития, о формах и методах научн познания. методология -это не только орудие теоретич познания, но и преобразования действительности. И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют след ур-ни методологии: -высший ур-нь -философ методология, -2-ур-нь-общенаучн методология, -3 ур-нь-конкретно-научн методология, -4-методика и техника исследования.Философ ур-нь методологии выступает как содержат основание всякого методологич знания, определяет мировоззренч подходы к процессу познания и преобразования действительности. Общенаучн ур-нь методологии, включающий общенаучн концепции, вооружает исследователя знаниями, необходимыми для общего анализа изучаемого явления, формирует основу теоретич и практич деятельности. Конкретно-научн ур-нь методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определен науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научн области. Технологич ур-нь методологии определяет, каким образом можно получить достоверный эмпирич материал обеспечивает получение с помощью определ процедур, свойствен данной науке. Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика». Понятие «метод исследования» трактуется как 1)способ достижения к–л цели, решения конкретной задачи;2)совокупность приемов или операций практич или теоретич освоения (познания) действительности. В определении понятия «метод исследования» ключевым моментом явл его понимание как способа достижения цели, в составе кот выделяются отдельные приемы и операции. Конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования, характеризуют методику исследования. Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогич явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования. Итак, понятия «методология», «метод», «методика» неразрывно связаны между собой. Методология включает в себя понятия метода и методики. Составляя основу исследования, методология определяет способы изучения и преобразования действительности, пути достижения поставленной цели (методы), реализация кот предполагает применение определенн процедур, приемов (методики). Т.е. взаимосвязь понятий «методология», «метод», «методика», определяется как соотношение целого и части. Реализация методологич оснований научн анализа педагогич явлений и процессов осуществляется посредством применения методологич подходов.

 

27.Общенаучн и конкретно-предметные методы исследования обществ.процессов.
Метод–это основн способ сбора,обработки и анализа данных. Различают общенаучн и конкретно-предметн м. Общенаучн м.–применяются во всех общенаучн дисциплинах. Конкретно-предметн м.–применяемые в одной или родственных науках. Общенаучн м.: Всю совокупность общенаучнметодов исследования м.разделить на эмпирич и теоретич методы. Эмпирич ур-нь научн познания характеризуется непосредств. исследованием о существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом ур-не осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах. К эмпирич м. исследования относят:наблюдение, эксперименты, описания, измерения. Наблюдение-это преднамерен и целенаправлен восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства или с вмешательством(включенное и невключенное)в их течение, подчиненное задачам научн исследования. Эксперимент–наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Измерение–сравнение объекта по к-л сходным св-вам или сторонам. Описание–фиксация средствами естеств или искусств яз. сведений об объекте.(А также: сравнение, классификаций, индукции, синтез, анализ и др.) На теоретич ур-не происходит раскрытие наиболее глубоких, существ. сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. К теоретич м. относятся:1.М. формализации–это м. представления резу-тов науки в виде формул. 2.Дедукт м.–это м. построения теорий, как связанных между собой и выводящихся 1 из другой гипотез.3.М. подтверждения и опровержения–эти м. подтверждают научность или не научность теории.(Также сюда относятся:абстрагирование, аналогия, м. моделирования и др.)Конкретно-предметные: 1.Экспертные м. используются в исследовании соц-эконом и полит явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистич информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях. Экспертные м. исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов–форму устной беседы (интервью) или письм анкетного опроса. 2.Социометрич м. используются для исследования структуры межличностн отношений в малых соц. группах путем опроса каждого члена группы о сделанном им по тем или иным социометрич критериям выборе других членов группы и обработки этой эмпирич информации. В рез-те исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности) группы, относительный авторитет членов группы, т.е., выявлены лидеры и «отверженные», а также обнаружены сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их возможные неформальные лидеры. Социометрич м. исследования применимы к реально существующим малым соц. группам (от 5 до 25, обычно 10-15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной групповой жизни. (Морено)3.существуют и другие конкретно-предметные м. в ИСЭПП:анкетирование, интервьюирование и др. Главной задачей колич. исследований явл получение численной оценки состояния объекта или реакции респондентов на некое событие.Задача методов качеств исследований – получить разведочные данные, а не колич. распределение мнений

 


Показатели социальные

-качеств и количеств характеристики отдельных свойств и состояний соц. объектов и процессов, совокупность кот отражает их существенн особенности встатика и динамике. Разработка соц. показателей пред­полагает теоретическое осмысление сущности изучаемых явлений, а создание их системы опи­рается на выявление объективных закономерностей общественн развития и четкое пред­ставление о структуре соответствующих соц. объектов. Таким образом, соц показатели явл итогом глубокого изучения соц явлений, благодаря чему те или иные их характеристики и могут обоснованно рассматриваться как свидетельства целост­ного состояния соц объекта или процесса. В шир смысле к соц показа­телям относятся демограф, эконом, соц-структ, показатели поли­т, нравств, соци-культ, дух развития, образа жизни (условий жизни и деятельности) об-ва и различн групп населения. Таковы, напр, показатели народонаселения, валового продукта, нац дохода, роста произво­дительности труда, состава и динамики изменений соц. структуры, производства и по­требления материальных и дух благ, структура бюджетов времени, проявлений разнооб­разных форм соц. активности, отклоняющегося, антиобщественного поведения, со­стояний удовлетворенности условиями жизни и деятельности и т. д. Различают кач и колич показатели соц, где первые фиксируют наличие или отсутствие опре­деленного св-ва, а вторые-меру его выраженности, развития. Нормативные соц показатели опираются на соц прогноз и общественную потребность, они служат ори­ентирами в соц планировании и управлении. Аналитические показатели используются для исследования соц процессов. Соц показатели,как правило,явл ком­плексными, выражают отношения между несколькими индикаторами, т. е. более простыми св-вами, образующими показатели соц (например, пропорция населения, обла­дающего данным св-вом, к общей численности населения или данной соц общно­сти). Обоснование соц показателей — сложная теоретико-прикладная проблема, т. к. должно быть доказано, что изменение показателей выражает закономерность данной струк­туры или процесса, обладает устойчивостью при многократных регистрациях на данном объ­екте и в данном отрезке времени, взаимосвязан с др., уже обоснованными показателями. По­стоянное совершенствование системы развития - важнейшее условие соц планиро­вания, научного управления об-вом и отдельными соц процессами. В наст время показатели соц развития определяются и рассчитываются на основе данных Госкомстата России, а по ряду вспомогательных показателей — на основе инструктивных по­ложений министерств и ведомств, руководящих органов общественных организаций.

 

Или

 

Социологич показатель

-это операционная характеристика социально значимого явления или процесса, кот отражает его св-ва, связи или отношения и явл одновременно инструментом измерения последних. Показатель как инструмент социологич измерения имеет вид некоторого суждения о наличии или отсутствии, а также интенсивности проявления опред эмпирически наблюд св-ва объекта. В шир смысле показатель-это любая потенциально или актуально поддающаяся эмпирич проверке характеристика объекта. «Динамика правонарушений», качество питания, «доля экспорта в национ доходе»-показатели функционирования разл сфер жизнедеятельности об-ва. Имея достаточно четкое и емкое содержание, они не дают представления о способах сбора и источниках информации и ее объеме. Соц показатель-характеристика социально значим явления или процесса, кот отражает его св-ва, связи или отношения; показатель явл инструментом измерения последних. Структура показателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). Индикатум и индикатор в структуре показателя аналогичны субъекту и предикату суждения и вследствие этого поддаются всем операциям и преобразованиям логики предикатов. Индикатум почти всегда имплицитно присутствует, подразумевается в содержании индикатора. То же самое относится к индикатуму «отношение к спорту» и т.п. Наиболее адекватная интерпретация соц показателя – таблица, состоящая из индикатумов и индикаторов. Любой соц показатель, имеющий структуру «индикатум» – «индикатор», можно изобразить ф-цией Р(х) (объект х имеет св-во Р). Это эмпирич форма показателя. Показатели, утратившие свое вещественное содержание, наз индексами. Показатели-индексы име­ют комплексную структуру и описываются ф-лой (К(х) бL(x) бM()…N(x)ЙР(х)) — если объект х имеет некоторые св-ва К,L и т.д., то он имеет св-во Р. Индикатор в структу­ре индекса, как правило, отражает ненаблюдаемое св-во объек­та.Виды соц. показателей:1. Кач и колич.Кач показат только констатируют наличие или отсутствие качества в терминах номинальной шкалы (пол, национальность, возраст). Колич показат свидетельствуют об интенсивности проявления св-ва в значениях «больше-меньше». М.б. дискретными (принимающими значения, отличающиеся на целую величину) и непрерывными (принимающими любые целые или дробные значения в зависимости от требуемой степени точности: возраст, затраты времени).2. Единичн и групповые.Един-всякий показатель, индикатум кот мыслится как единичн предмет; среди них бывают:а)абсолютн-отражают такие характеристики субъектов, кот конструируются без использования информации как о группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней (возраст, семейное положение);б)относительные – выводятся на основе информации об отношениях между членами группы (широко используются в социометрии);

в) сравнительн – характеризуют субъект посредством сравнения значения, которое приобретается на некотором континууме, со значениями др членов группы; г)контекстуальные-описывают члена группы св-вом группы в целом (работник торговли, дошкольник).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 793.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...