Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание и соотношение категорий методология-подход-метод-методика-процедура
Познание любого явления окружающ действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющ основн направления процесса познания. Методология (от греч.–путь исследования или познания, теория, учение и слово понятие) – т.е. «учение о методе», «теория метода». В общенаучн понимании методология представляет собой систему принципов научн исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; учение о принципах, формах и способах научно-исследоват деятельности. Итак, методология представляет собой учение о принципах построения, об основн закономерностях развития, о формах и методах научн познания. методология -это не только орудие теоретич познания, но и преобразования действительности. И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют след ур-ни методологии: -высший ур-нь -философ методология, -2-ур-нь-общенаучн методология, -3 ур-нь-конкретно-научн методология, -4-методика и техника исследования.Философ ур-нь методологии выступает как содержат основание всякого методологич знания, определяет мировоззренч подходы к процессу познания и преобразования действительности. Общенаучн ур-нь методологии, включающий общенаучн концепции, вооружает исследователя знаниями, необходимыми для общего анализа изучаемого явления, формирует основу теоретич и практич деятельности. Конкретно-научн ур-нь методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определен науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научн области. Технологич ур-нь методологии определяет, каким образом можно получить достоверный эмпирич материал обеспечивает получение с помощью определ процедур, свойствен данной науке. Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика». Понятие «метод исследования» трактуется как 1)способ достижения к–л цели, решения конкретной задачи;2)совокупность приемов или операций практич или теоретич освоения (познания) действительности. В определении понятия «метод исследования» ключевым моментом явл его понимание как способа достижения цели, в составе кот выделяются отдельные приемы и операции. Конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования, характеризуют методику исследования. Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогич явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования. Итак, понятия «методология», «метод», «методика» неразрывно связаны между собой. Методология включает в себя понятия метода и методики. Составляя основу исследования, методология определяет способы изучения и преобразования действительности, пути достижения поставленной цели (методы), реализация кот предполагает применение определенн процедур, приемов (методики). Т.е. взаимосвязь понятий «методология», «метод», «методика», определяется как соотношение целого и части. Реализация методологич оснований научн анализа педагогич явлений и процессов осуществляется посредством применения методологич подходов.
27.Общенаучн и конкретно-предметные методы исследования обществ.процессов.
Показатели социальные -качеств и количеств характеристики отдельных свойств и состояний соц. объектов и процессов, совокупность кот отражает их существенн особенности встатика и динамике. Разработка соц. показателей предполагает теоретическое осмысление сущности изучаемых явлений, а создание их системы опирается на выявление объективных закономерностей общественн развития и четкое представление о структуре соответствующих соц. объектов. Таким образом, соц показатели явл итогом глубокого изучения соц явлений, благодаря чему те или иные их характеристики и могут обоснованно рассматриваться как свидетельства целостного состояния соц объекта или процесса. В шир смысле к соц показателям относятся демограф, эконом, соц-структ, показатели полит, нравств, соци-культ, дух развития, образа жизни (условий жизни и деятельности) об-ва и различн групп населения. Таковы, напр, показатели народонаселения, валового продукта, нац дохода, роста производительности труда, состава и динамики изменений соц. структуры, производства и потребления материальных и дух благ, структура бюджетов времени, проявлений разнообразных форм соц. активности, отклоняющегося, антиобщественного поведения, состояний удовлетворенности условиями жизни и деятельности и т. д. Различают кач и колич показатели соц, где первые фиксируют наличие или отсутствие определенного св-ва, а вторые-меру его выраженности, развития. Нормативные соц показатели опираются на соц прогноз и общественную потребность, они служат ориентирами в соц планировании и управлении. Аналитические показатели используются для исследования соц процессов. Соц показатели,как правило,явл комплексными, выражают отношения между несколькими индикаторами, т. е. более простыми св-вами, образующими показатели соц (например, пропорция населения, обладающего данным св-вом, к общей численности населения или данной соц общности). Обоснование соц показателей — сложная теоретико-прикладная проблема, т. к. должно быть доказано, что изменение показателей выражает закономерность данной структуры или процесса, обладает устойчивостью при многократных регистрациях на данном объекте и в данном отрезке времени, взаимосвязан с др., уже обоснованными показателями. Постоянное совершенствование системы развития - важнейшее условие соц планирования, научного управления об-вом и отдельными соц процессами. В наст время показатели соц развития определяются и рассчитываются на основе данных Госкомстата России, а по ряду вспомогательных показателей — на основе инструктивных положений министерств и ведомств, руководящих органов общественных организаций.
Или
Социологич показатель -это операционная характеристика социально значимого явления или процесса, кот отражает его св-ва, связи или отношения и явл одновременно инструментом измерения последних. Показатель как инструмент социологич измерения имеет вид некоторого суждения о наличии или отсутствии, а также интенсивности проявления опред эмпирически наблюд св-ва объекта. В шир смысле показатель-это любая потенциально или актуально поддающаяся эмпирич проверке характеристика объекта. «Динамика правонарушений», качество питания, «доля экспорта в национ доходе»-показатели функционирования разл сфер жизнедеятельности об-ва. Имея достаточно четкое и емкое содержание, они не дают представления о способах сбора и источниках информации и ее объеме. Соц показатель-характеристика социально значим явления или процесса, кот отражает его св-ва, связи или отношения; показатель явл инструментом измерения последних. Структура показателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). Индикатум и индикатор в структуре показателя аналогичны субъекту и предикату суждения и вследствие этого поддаются всем операциям и преобразованиям логики предикатов. Индикатум почти всегда имплицитно присутствует, подразумевается в содержании индикатора. То же самое относится к индикатуму «отношение к спорту» и т.п. Наиболее адекватная интерпретация соц показателя – таблица, состоящая из индикатумов и индикаторов. Любой соц показатель, имеющий структуру «индикатум» – «индикатор», можно изобразить ф-цией Р(х) (объект х имеет св-во Р). Это эмпирич форма показателя. Показатели, утратившие свое вещественное содержание, наз индексами. Показатели-индексы имеют комплексную структуру и описываются ф-лой (К(х) бL(x) бM()…N(x)ЙР(х)) — если объект х имеет некоторые св-ва К,L и т.д., то он имеет св-во Р. Индикатор в структуре индекса, как правило, отражает ненаблюдаемое св-во объекта.Виды соц. показателей:1. Кач и колич.Кач показат только констатируют наличие или отсутствие качества в терминах номинальной шкалы (пол, национальность, возраст). Колич показат свидетельствуют об интенсивности проявления св-ва в значениях «больше-меньше». М.б. дискретными (принимающими значения, отличающиеся на целую величину) и непрерывными (принимающими любые целые или дробные значения в зависимости от требуемой степени точности: возраст, затраты времени).2. Единичн и групповые.Един-всякий показатель, индикатум кот мыслится как единичн предмет; среди них бывают:а)абсолютн-отражают такие характеристики субъектов, кот конструируются без использования информации как о группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней (возраст, семейное положение);б)относительные – выводятся на основе информации об отношениях между членами группы (широко используются в социометрии); в) сравнительн – характеризуют субъект посредством сравнения значения, которое приобретается на некотором континууме, со значениями др членов группы; г)контекстуальные-описывают члена группы св-вом группы в целом (работник торговли, дошкольник).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 941. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |