Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка деятельности студентов




Как правило, магистранту и аспиранту трудно адекватно оценить подготовку студента, поэтому кафедра разработала следующие рекомендуемые критерии:

а) Критерии оценки знаний студентов на семинарских занятиях:

«5» – ответ полный (все основные аспекты вопроса затронуты и освещены), использован не 1 литературный источник или нормативный акт (в т.ч. дополнительные источники), речь четкая, логичная, проведен анализ изученного материала.

«4» – раскрыты не все, но большинство аспектов вопроса, использован только 1 источник (не учебник) или нормативный акт, выводы (анализ) неглубокие, речь четкая.

«3» – раскрыт 1 отдельный аспект вопроса (возможно даже не главный), использован только 1 источник (учебник или даже учебное пособие) или нормативный акт без анализа изложенного материала (просто зачитан вслух), речь нечеткая (сбивчивая) либо материал изложен не совсем логично (много ненужного).

«2» – тема не раскрыта (студент не понимает сути вопроса, говорит не о том), использован в качестве источника только конспект лекций (в т.ч. чужой) или собственные поверхностные либо ошибочные рассуждения, речь сбивчивая, понятийный аппарат не употребляется, объем ответа не превышает нескольких предложений.

Дополнение – рассмотрены не главные, но имеющие отношение к теме интересные аспекты вопроса, расширяющие кругозор студентов (исторический аспект, сравнительная характеристика с положением другого государства, иные точки зрения, практические моменты), использованы дополнительные источники, речь четкая, объем ответа небольшой.

б) Критерии оценки самостоятельной работы (индивидуальные и коллективные задания) на семинарском занятии:

«5» - задание выполнено на 95-100 % (тема раскрыта), ответ грамотный, компактный, с использованием указанного алгоритма;

«4» - задание выполнено на 70-94 % (раскрыты не все, но основные стороны вопроса), ответ грамотный, возможно несколько пространный, не все пункты алгоритма соблюдены;

«3» - задание выполнено на 69-50 % (кратко изложена элементарная информация), аналитическая работа не проведена, логика ответа нарушена, допущены грамматические либо стилистические ошибки;

«2» - задание выполнено на 49% и меньше (тема не раскрыта либо студент не правильно понял суть задания), ответ содержит поверхностные либо ошибочные суждения (при этом допущены серьезные ошибки), понятийный аппарат почти или совсем не употребляется, объем ответа не превышает нескольких предложений, допущены грамматические либо стилистические ошибки;

«1» - студент отказался выполнять индивидуальное задание (в том числе, присутствовал на занятии и не сдал / сдал не вовремя работу); в ходе выполнения задания либо на защите было установлено, что вклад конкретного студента в коллективную работу равен нулю; путем сравнительного анализа индивидуальных работ было выявлено, что несколько студентов сдали полностью или на 90 % идентичные тексты заданий; студент выполнил не свой вариант.

При этом следует помнить: самостоятельная работа студента по составлению юридических документовбудет более успешнойпри соблюдении следующих правил:

1. для начала определить цели и задачи документа;

2. определить аудиторию, на которую рассчитан документ;

3. определить сдерживающие факторы (временные рамки, рабочее место, форма и структура документа, конфиденциальность информации);

4. после окончания оформления документа, еще раз проверить документ на соответствие правилам государственного языка и официально-деловому стилю.

в) Критерии оценки деятельности студентов при использовании рейтинговой системы (например, при 10-бал.системе):

9 – 10 баллов – высокий уровень знания материала (включая детали), умение использовать теоретические знания на практике.

8 – 7 баллов – достаточный уровень знаний общего материала, умение использовать теоретические знания на практике, допускаются незначительные ошибки.

6 – 5 баллов – знание теоретического материала в общих чертах, трудности с его использованием на практике.

4 – 3 балла – элементарное знание теоретического материала, путаница в нем, трудности с его использованием, допущение грубых ошибок.

2 – 1 балла – присутствие на семинарском занятии без участия в его подготовке (2 балла – по уважительной причине, 1 – по неуважительной причине).

 

Описание методик.

Метод кейсов (case-study) -техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Порядок работы по методу «кейс-стади»:

Индивидуальная работа 30% времени 1. Ознакомление с ситуацией (по тексту или по рассказу) 2. Выявление проблем 3. Обобщение информации 4. Анализ информации
Групповая работа 50% времени 1. Уточнение проблем и их иерархия 2. Формирование альтернатив решения 3. Составление перечня преимуществ и недостатка каждого решения 4. Оценка альтернатив
Индивидуальная и групповая работа 20% времени 1. Обоснование возможности применения альтернатив 2. Подготовка отчета и презентации результата

Проблема в кейсе может быть задана несколькими путями:

1-й путь - отсутствует информация об одном из необходимых элементах ситуации. В этом случае задача учащегося - реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы.

2-й путь - в тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации.

Критическое мышление через чтение и письмо – метод, позволяющий выявить неточности и искажения текста оригинала, путем восстановления текста на основании оставшихся различных редакций одного и того же произведения, анализа близких по времени к оригиналу иных источников.

Критика текста в основном сводится к двум моментам:

1. установлению подлинности или подложности источника;

2. реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искажённого переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов.

Критика текста источника, признанного подлинным, в свою очередь состоит из двух последовательных моментов:

1. диагноза (то есть констатирования испорченности данного места текста), основой которого служит либо нарушение логического смысла, либо несоответствие архитектонике целого, показаниям других памятников или других частей того же источника;

2. конъектуры, то есть составления проекта исправления текста, источником которого могут быть или косвенные указания в самом исследуемом памятнике и близких к нему, или же предположение, исходящее из общего толкования логического смысла памятника, исторических условий его возникновения, отношения к другим памятникам, его художественной структуры (например, стиль, терминология) и т. д.

Юридические тексты – памятники истории, можно разбить на следующие категории:

1. памятники, дошедшие до нас в незначительных фрагментах (например, Законы Хаммурапи);

2. памятники, дошедшие до нас в многочисленных, расходящихся одна с другой, редакциях (Русская правда);

3. памятники, являющиеся сводом ряда других, слагавшихся в течение ряда столетий памятников, относящихся к различным эпохам и возникших в различной общественной среде (Дигесты);

4. памятники, сохранившиеся в немногочисленных или даже в единственной, иногда сильно искажённой, редакции;

5. фальсификации:

- памятники, целиком подложные;

- интерполяции или вставки, как правило, более поздние по отношению к оригиналу.

Этапы исследования с применением критического мышления:

1. внешняя критика источника:

- определение сохранности источника,

- определение подлинности источника,

- определение первичности источника,

- определение авторства источника,

- определение места и времени создания источника,

- определение цели создания источника,

- изучение истории источника.

2. внутренняя критика источника:

- определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,

- сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,

- определение историко-информационного потенциала (полноты и новизны исторической информации) источника,

- определение значимости содержащейся исторической информации,

- выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.

Схема (mind map) используется для визуального структурирования какой-либо темы, выделения основных структурных элементов и установления связей между ними.

Пожалуй, наибольшее число навыков и компетенций помогает приобрести работа над коллективной презентацией - помимо аналитических компетенций, это также и работа в группе, умение распределить обязанности, навыки работы со специальной компьютерной программой, навыки эффектной устной презентации доклада.

Можно выделить восемь основных элементов аналитического мышления:

- цели исследования;

- исследовательские проблемы, вопросы;

- данные, факты, информация;

- интерпретации, выводы;

- концепции, теории, идеи;

- предположения, гипотезы;

- последствия;

- мнения, точки зрения.

Презентация длительностью около 20-30 минут готовится группой из двух-трех студентов в программе Power Point. Тема презентации формулируется студентами самостоятельно в зависимости от выбранной проблематики. Презентация не должна содержать только пересказ фактов или теорий, чем часто студенты и ограничиваются: нужно обязательно представить собственный критический анализ проблематики. Навыки подготовки компьютерных презентаций, несомненно, пригодятся выпускникам в практической деятельности, потому что отчеты о результатах деятельности или об осуществленных проектах в различных компаниях все чаще представляются именно в виде презентаций.

Моделирование - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Мысленное моделирование - с использованием мысленных образов. Метод моделирования является одним из наиболее приемлемых, адекватных, объективных и надежных методов научных исследований, позволяющих максимально объективно и всесторонне анализировать многие явления или процессы в большинстве наук при минимальных потерях и риске.

Применяется:

1) когда объект познания существовал в прошлом, и его уже нет на момент исследования;

2) когда объект познания, возможно, будет существовать в будущем;

3) когда объект существует реально на момент исследования, однако он либо чрезмерно сложен, либо вовсе недоступен для познания;

4) в тех случаях, когда познаваемый процесс протекает или слишком быстро или же, наоборот, слишком медленно.

Этапы моделирования профессиональных ситуаций:

- Поиск оригинала, отвечающего поставленным учебным целям;

- Использование методов анализа, сравнения, абстрагирования, наблюдения, эксперимента для создания модели;

- Создание модели, отвечающей основным признакам: полнота, простота, точность, адекватность, экономичность, удобство использования, эстетичность, наглядность, научная обоснованность;

- Описание или проигрывание профессиональной ситуации.

Эссе- это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему.

Эссе пишется и оформляется по определенным правилам, а именно:

  • объем эссе не должен превышать 1-2 страниц.
  • требуется проявить навыки критического мышления чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
  • структура эссе включает такие обязательные компоненты: введение (суть и обоснование выбора выбранной темы), основная часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).
  • во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать трех-четырех терминов.
  • в основной части каждый из параграфов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.
  • в заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

Качество любого эссе зависит от трех составляющих:

  • качества исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме);
  • качества обработки исходного материала (систематизация материала, его организация, аргументация и доводы);
  • аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами.

Над эссе можно работать индивидуально, в паре, в группе из нескольких человек. Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и т.п. Однако в последнее время в педагогической практике используются новые разновидности эссе - устное эссе-презентация (с использованием презентации PowerPoint), а также видео-эссе (устное выступление в жанре эссе, записанное на видеокамеру).

Проверять эссе могут (в зависимости от выбранной методики и формы организации учащихся) как преподаватели, так и студенты. Эссе оцениваются по следующим критериям:

  • умение ответить на поставленный вопрос;
  • организация ответа;
  • умение сфокусироваться при ответе на основной вопрос и не отвлекаться на смежные темы;
  • умение использовать аргументацию (доказательства) в противовес риторике (утверждения);
  • умение оперировать данными и использовать аналитический материал в описании проблемы;
  • умение грамотно изложить разные точки зрения и высказать свою собственную позицию.

При проверке и оценке эссе используются, как правило, следующие вопросы:

  • Правильно ли вы студент понял вопрос (тему)?
  • Отвечает ли эссе на поставленные вопросы?
  • Приведена ли аргументация?
  • Подготовлен ли план написания работы в соответствии с этапами аргументации?
  • Внимательно ли была прочитана литература по теме?
  • Сформулирован ли в каждом параграфе один четкий главный вопрос?
  • Представлены ли параграфы в логической последовательности?
  • Эффективно ли используются доказательства?
  • Правильно ли сделаны ссылки на источники?
  • Является ли заключение кратким и относящимся к делу?
  • Указано ли практическое значение рассматриваемого в эссе вопроса?
  • Нет ли в работе стилистических нарушений?
  • Правильно ли составлена библиография первоисточников, на которые есть ссылки в эссе?

Алгоритм написания эссе.

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Диспут в средневековой Европы - формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Данный метод являлся общепринятым в средневековой университетской практике и был главным способом тренировки и проведения экзамена во всех четырёх основных науках - искусства, медицина, теология и юриспруденция. Структурно, процедура имела сходство с юридическим процессом и возглавлялась магистром, который подобно судье принимал окончательное решение о результате диспута. Существенным правилом являлось «бремя доказательства», требовавшее, чтобы тезис доказывал тот, кто его выдвинул.

В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

Метод проектов.Цель проектного обучения- создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Взаимодействие преподавателя и студентов в проектной деятельности:

Стадии Деятельность преподавателя Деятельность студента
1. Разработка проектного задания    
1.1 Выбор темы проекта Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме
  Преподаватель предлагает студентам совместно выбрать тему проекта Подгруппа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения
  Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных студентами Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения
1.2 Формирование творческих групп Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности   Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.3. Подготовка материалов к исследовательской работе Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группой
1.4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Преподаватель принимает участие в обсуждении  Студенты в командах, а затем в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, сайт, законопроект, открытая приемная и т.д.
2. Разработка проекта Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность Студенты осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность Студенты вначале в команде, а потом во взаимодействии с другими командами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов или параллельных групп в рамках одного курса, потенциальных работодателей и др.) Студенты докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия Преподаватель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Метод дебатов. Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

Дебаты формируют:

· умение формировать и отстаивать свою позицию;

· ораторское мастерство и умение вести диалог;

· командный дух и лидерские качества.

Алгоритм игры:в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры – убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Этапы игры:

1. подготовка;

2. игра;

3. анализ игры;

4. рефлексия.

Учебная дискуссия.Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием «дискуссия»понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Деловые и ролевые игры.Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

Тренинги.Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и групповые дискуссии. Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В результате тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Таким образом, интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами:

• организация тематических занятий;

• организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом;

• формирование портфолио студента;

• организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;

• для создания образовательных ресурсов:

– кафедральных «методических копилок» (курсов лекций, тренинговых материалов, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.);

– кафедральных архивов (дипломных работ, учебной информации).

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:


• Интерактивная экскурсия

• Использование кейс-технологий

• Проведение видеоконференций

• Круглый стол

• Мозговой штурм

• Дебаты

• Фокус-группа

• Деловые и ролевые игры

• case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

• учебные групповые дискуссии

• тренинги.


Анализ обобщенных педагогических технологий:

 

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

 Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

 Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

 Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентрированное обучение

 Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

 Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

 Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульное обучение

 Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

 Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

 Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

 Развитие личности и ее способностей

 Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

 Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

 Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

 Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

 Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

 Организация активности обучаемых

 Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

 Методы активного обучения

Игровое обучение

 Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

 Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

 Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления  Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс      Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения  Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.  
           

 



Заключение

Предложенные в пособии методики и технологии не новы, все рекомендации – результат обобщения педагогического опыта преподавателей Института истории и права.

Чтобы это пособие появилось на свет, потребовались вовлеченность, труд и творчество многих коллег – сотрудников ХГУ им. Н.Ф. Катанова, не прошли даром и курсы повышения квалификации.

Надеемся, что пособие окажется полезным для практикантов, проходящих подготовку по основной образовательной программе, особенно не имеющих базового или дополнительного педагогического образования.

 

Библиографический список

А) Основная литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 1995.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., Воронеж, 1996.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика - 1995. - № 4.

4. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика. - 1993 - № 5.

5. В поисках новой педагогической парадигмы. // Педагогика - 1996 - № 2.

5. Воробьев Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи / Л.И. Воробьев // Вопросы психологии. – 1995. - № 2.

6. Гализо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гализо, И.Я. Домашенко. - М., 1996.

7. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика - 1995 - № 1.

8. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М.В. Кларин // Педагогика – 1996. - № 11.

9. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. - М., 1997.

10. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах / Р.С. Немов. - М., 1995.

11. Общая психология: курс лекций /Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

12. Педагогика / под ред. П.И. Подласого. - М., 1995.

13. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра / Ф. Перлз. - СПб, 1997.

14. Преподаватель ВУЗа: технологии и организация деятельности: уч.пос./ под ред. С.Д. Резника – М., 2010.

15. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З.И. Равкин // Педагогика. – 1995. - № 5.

16.  Скок Г.Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателя / Г.Б. Скок, Б.Б. Горлов. - Новосибирск, 1982.

17. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р.-н/Д, 1996.

19. Филонов Г.Н. Состояние социума и воспитание / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1995. - №6.

20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1994.

21. Хьелл Д. Теории личности / Д. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб, 1997.

22. Юнг К. Аналитическая психология / К. Юнг. - М.,1994.

Б) Дополнительная литература:

1. Азаркин Н. Высокая миссия юриспруденции / Н. Азаркин // Российская юстиция. – 2000. - №5.

2. Активные формы и методы обучения. - М., 2000.

3. Амосова А. Молодежь как субъект права / А. Амосова // Юрист. – 2002. - № 10.

4. Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г. Архангельский. – М., 2009.

5. Бергман В. Роль юриста в обществе / В. Бергман // Российская юстиция. – 1999. - № 4.

6. Берман В.В. Граждановедение: тематическое планирование / В.В. Бергман, Я.В. Соколов. - М., 1991.

7. Букреева В.И. Этика права / В.И. Букреева, И.Н. Римская. - М., 1998.

7. Власенко В.А. Язык права / В.А. Власенко. - M., 1998.                                '

8. Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: методические материалы для преподавателей: учебно- методическое пособие / А.Б. Гутников, В.Н. Пронькин. – СПб., 2001.

9. Дмитриев И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов / И.К. Дмитриев. – М., 1995.

10.  Ивакина Н.Н. Культура речи юриста. Учебное пособие. 1 часть / Н.Н. Ивакина. - Красноярск, 1994.

11.  Как готовить законопроекты // Журнал российского права. – 1998. - № 4-5.

12.  Коркин A.M. Правовая информация в компьютерных технологиях / А.М. Корякин. - М, 1998.

13.  Лаврикова М.Ю. Этические проблемы в клиническом образовании студентов / М.Ю. Лаврикова // Правоведение. – 2000. - № 1.

14.  Практическое образование: рабочий семинар. Пособие. - М., 1997.

15.  Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников. - М., 2002.

16.  Прутченков А.С. Граждановедение. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения / А.С. Прутченков. - М., 1993.

17.  Романов В.И. Учись применять закон / В.И. Романов. - М., 1989.

18.  Сборник сценариев деловых игр по юриспруденции. Учебно-методическое пособие / Под ред. Винокурова. - М., 2004.

19.  Сочнев Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи / Д. Сочнев // Российская юстиция. – 2003. - № 5.

21. Студент ВУЗа: технологии и организация обучения: уч.пособие / под ред. С.Д. Резника – М., 2010.

22. Тилле А. Занимательная юриспруденция / А. Тилле. – М., 2000.

22. Управление инновациями: учебно-практическое пособие / под.ред. А.Я. Кибанова. – М., 2012.

23. Хижняк С.П. Терминология права / С.П. Хижняк // Правоведение. - 1994. - № 3.

24. Чуфаковский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость / Ю.В. Чуфаковский // Юрист. – 1999. - № 4.

25. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. Учебно - практическое пособие / Е.С. Шугрина. - М. 2005.

26. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов: учебно-методическое пособие. - СПб, 2000.

 

 

Приложение 1

Схема дидактического анализа урока

                                                                    (на выбор аспиранта) по М.И. Махмутову                                         

 

1.                     Общая структура:

- принципы организации учебной деятельности;

- основная дидактическая цель и задачи;

- тип урока;

- основные элементы (начало, основной этап, окончание);

- дозировка времени.

2.    Реализация основной дидактической цели:

- выполнение требования программы;

- организация первичного закрепления;

- проверка качества знаний, умений, навыков.

3. Развивающая функция:

- вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

- обучение учебным умениям;

- развитие познавательной самостоятельности;

- развитие творческого мышления;

- сообщение информации для общего развития.

4.    Воспитывающая функция:

- использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- практическая направленность, учет интересов;

- воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

- учет педагогической оценки преподавателя.

5.    Методы и средства обучения:

- методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрация и др.);

- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания);

- методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные
упражнения, работа с первоисточниками);

- авторские методы.

6.    Работа с учащимися:

- активность, подготовленность учащихся;

- виды деятельности, их сочетание;

- культура труда, дисциплины;

- отношение к предмету, педагогу;

- динамика работоспособности, причины спада и активности;

- привлечение студентов к самостоятельным выводам, заключению.

 

 

Приложение 2 (Образец титульного листа)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт истории и права

кафедра гражданского права и процесса

 

Отчет

о прохождении педагогической (ассистентской/доцентской) практики

аспиранта специальности 12.00.03 Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право

 

 

Выполнил:

____________________

Ф.И.О.

 

Абакан 20__

 


Приложение 3 (Образец титульного листа)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт истории и права

кафедра международного права и сравнительного правоведения

 

Отчет

о прохождении педагогической практики

студента направления 030900.68 – Юриспруденция

(магистерская программа «Правовая система России»)

 

Выполнил:

____________________

Ф.И.О.

 

 

Абакан 20__

 

Приложение 4

 

План - конспект занятия[1]

 

Тема:

Цель занятия:

 

Предварительное задание для студентов:

 

 

Материально-технические иные средства и материалы, необходимые для проведения занятия:

 

этапы занятия деятельность преподавателя деятельность студента время (мин)
       
       
       
       

 

 

подпись студента

 

подпись группового руководителя

 

подпись курсового руководителя

 

Приложение 5

 

План - конспект занятия[2]

 

Тема:

Цель занятия:

 

Предварительное задание для студентов:

 

 

Материально-технические иные средства и материалы, необходимые для проведения занятия:

 

этапы занятия деятельность преподавателя деятельность студента время (мин)
       
       
       
       

 

 

подпись аспиранта

 

подпись н/руководителя

 

подпись зав.кафедрой

 

 

Приложение 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...