Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическая практика аспирантов: методические рекомендации




Учебное пособие

 

 

Составители: Н.А. Никиташина,

                                                                                           М.А. Двигун

 

Абакан, 2012

 Печатается по рекомендации Учебно – методического совета

И по решению Редакционно – издательского совета

 Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

 

 

Рецензенты: Мальчевская М.Л., к.пед.н., доцент кафедры ПМНО Хакасского государственного университет им. Н.Ф. Катанова;

                 Шаляева Ю.В., доцент, к.и.н., доцент кафедры Международного права и сравнительного правоведения Института истории и права Хакасского государственного университет им. Н.Ф. Катанова;

                 Потылицына Т.И., магистр юриспруденции, аспирант Хакасского государственного университет им. Н.Ф. Катанова, юрист ХТИ – филиал СФУ

 

 

Педагогическая практика магистрантов и аспирантов, проходящих юридическую подготовку: учебное пособие / Составители: Никиташина Н.А., Двигун М.А. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012.

 

 

Учебное пособие предназначено как для магистрантов 1 курса направления 030900.68 «Юриспруденция», так и для аспирантов 2-3 курсов специальности 12.00.03 – «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», а так же других юридических специальностей. Кроме того, оно будет полезно студентам, обучающимся по направлению 030900 «Юриспруденция» (бакалаврам) при изучении дисциплины «Методика преподавания права».

 

                              © Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2012

 

Содержание

Предисловие                                                                                                4

Педагогическая практика аспирантов: методические рекомендации                                                                                                        5

2. Педагогическая практика магистрантов: методические рекомендации                                                                                                        8

3. Методические рекомендации по организации отдельных видов работ                                                                                                                      12

Оценка деятельности студентов                                                        20

Описание методик                                                                                22

Заключение                                                                                            36

Библиографический список                                                               37

Приложения                                                                                          40

 

 

Предисловие

 

Предлагаемое издание имеет комплексный: учебно-методический и учебно-практический характер и посвящено организации педагогической практики магистрантов и аспирантов в условиях отсутствия специальных дисциплин в курсе их обучения в высшей школе. Его целью является ознакомление магистрантов и аспирантов с основными передовыми методиками и технологиями обучения, применимыми при подготовке юристов.

В пособии представлены методические рекомендации по организации теоретических и практических занятий, а так же самостоятельной работы студентов, краткое описание методик, алгоритм их применения, образцы необходимых документов.

Таким образом, данное пособие призвано способствовать совершенствованию учебного процесса, формированию профессиональных компетенций обучающихся.

Пособие предназначено, прежде всего, для магистрантов и аспирантов, но будет полезно и бакалаврам и молодым преподавателям, не изучавшим основ педагогики и методики преподавания юридических дисциплин.

 

 

Педагогическая практика аспирантов: методические рекомендации

Педагогическая практика для аспирантов / соискателей, проходящих подготовку по основной образовательной программе (без дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»), имеет цельюформирование у них целостной картины учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, определение логики разработки учебной дисциплины, освоение новых методов и технологийработы со студентами специальности 030501 «Юриспруденция», в том числе на базе СПО, бакалаврами направления 030900 - «Юриспруденция», магистрантами направления 030900.68 - «Юриспруденция».

Основными задачами педагогической практики являются:

- изучение научных и практических основ преподавательской деятельности, закрепление знаний по педагогике и методике преподавания права;

- знакомство с принципами организации и оценки индивидуальной и коллективной познавательной деятельности студентов;

- формирование умений по преподаванию правовых дисциплин, освоение технологии поиска, обработки и представления научных/учебных материалов;

- обретение практических навыков подготовки отдельных занятий; осуществление выбора необходимых и эффективных методов, приемов и средств обучения; проведение учебных занятий);

- формированиенавыков планирования педагогического процесса;

- выработканавыков работы с документацией в сфере обеспечения педагогического процесса;

- приобретение практических навыков подготовки учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса;

- получение и развитие навыков ведения учебно-воспитательной работы.

Педагогическая практика аспирантов подразделяется на ассистентскую и доцентскую практику. Разница заключается в том, что в рамках ассистентской практики аспирант под руководством ведущего преподавателя организует и проводит только семинарские занятия и воспитательные мероприятия, готовит текущие методические материалы, а во время доцентской практики к этому добавляется еще и подготовка и чтение лекций, самостоятельная разработкапрограмм дисциплин. Кроме того, практика включает посещение занятий ведущих преподавателей, в том числе «открытых занятий» (Приложения 6, 7) и подготовку методических материалов: написание планов-конспектов лекций (Приложение 10), разработку семинарских занятий и воспитательных мероприятий (Приложение 14), кураторскую работу, подготовку раздаточных материалов, тестовых заданий, дидактический анализ занятий (Приложение 1).

Педагогическая практика оценивается недифференцированным зачетом, который проводится в форме защиты отчета по практике.

Отчет сдается в месячный срок после прохождения практики. В отчете должны быть представлены:

- сведения о базе практики (название учебного заведения, его юридический адрес; курс, группа, специальность);

- дата проведения занятий, название учебной дисциплины, анализы посещенных и проведенных занятий (могут быть представлены в отдельной тетради (папке) планов-конспектов);

-   краткая содержательная характеристика учебной, воспитательной работы;

- описание использованных технологий обучения, воспитания и форм контроля результатов;

- список использованной литературы при подготовке к занятиям и воспитательным мероприятиям;

- задания для студентов при подготовке к занятиям. Они могут быть приложены к плану-конспекту соответствующего занятия;

- пакет методических материалов, подготовленных по заданию кафедры (электронная форма);

- психолого-педагогическая оценка студенческих групп;

- общее впечатление о ходе практики.

Отчет имеет титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением 2.

Выводы о результатах педагогической практики (оценка личностного роста?что было удачно, хорошо? над чем следует поработать и усовершенствовать? что учесть на будущее? замечания и предложения выпускающей кафедре и т.д.)

Все планы - конспекты проведенных занятий подписываются руководителем практики (преподавателем по данной дисциплине) с указанием оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (Приложение 5).

В ходе педагогической практики могут использоваться следующие технологии, методы и формы обучения:

А) традиционные:

Ø лекция (моновыступление преподавателя по заранее спланированным вопросам);

Ø семинарское занятие (индивидуальные выступления студентов по заранее определенным вопросам с элементами дискуссии).

Б) инновационные:

Ø технология развития критического мышления через чтение и письмо;

Ø метод проектов;

Ø технология портфолио;

Ø технология кейс-стади;

Ø дебаты;

Ø эссе;

Ø «мозговой штурм»;

Ø занятия с использованием демонстрационных материалов (мультимедиа, в/кассет);

Ø бинарная лекция;

Ø мини-лекция;

Ø лекция-диспут («сократический диалог»);

Ø юридическое моделирование и инсталляции.

Ø семинар-конференция

Ø практикум или лабораторная работа (с использованием СПС, печатных материалов);

Ø тренинг, и другие.

Об итогах прохождения педагогической практики аспирант так же отчитывается на заседании кафедры в период аттестации.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой аспиранты и ведущие преподаватели, осуществляющие непосредственное руководство практикой, знакомятся с требованиями к прохождению практики и подготовке отчетной документации. На установочной конференции определяется время проведения консультаций преподавателей-руководителей практикой. Консультации проводятся не реже чем раз в неделю. По окончанию практики проходититоговая конференция. На итоговой конференции подводятся общие результаты практики. По результатам практики руководитель представляет кафедре отчет (Приложение 8).

Права и обязанности практиканта и руководителя практики, а так же заведующего выпускающейкафедрой подробно прописаны в рабочей программе практики.

 

2. Педагогическая практика магистрантов: методические рекомендации

Педагогическая практика для магистрантов, проходящих подготовку по основной образовательной программе, имеет целью формирование у них целостной картины учебной дисциплины, определение логики учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, освоение новых методов и технологий работы со студентами специальности 030501.65 «Юриспруденция», в том числе на базе СПО, бакалаврами направления 030900.62 - «Юриспруденция».

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен:

иметь представление и знать:

-   сущность и проблемы обучения и воспитания, особенности организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

-   возрастные, психологические особенности развития различных (в том числе возрастных) групп обучающихся, индивидуальные различия студентов;

-   содержание деятельности, роль и место преподавателя учебной дисциплины в системе высшей профессиональной подготовки, требования профессиональной этики;

-   нормативно-правовые основы преподавательской деятельности в вузе;

-   особенности преподавания учебных дисциплин студентам юридических специальностей и направлений.

уметь:

-   использовать эффективные технологии обучения студентов, применять активные методы и приемы педагогического воздействия; самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять образовательную деятельность в форме лекций, семинаров и практических занятий (по решению задач, составлению проектов юридических документов и т.п.);

-   осуществлять профессиональное взаимодействие со студентами с применением педагогически целесообразных средств;

-   доступно излагать сущность рассматриваемой проблемы и др.

владеть:

-   методами и приемами самостоятельной работы с научно-методической информацией, профессиональным мышлением и развитием собственных теоретических способностей; методами и приемами организации самостоятельной работы студентов (формулировать задания, составлять контрольные вопросы, тесты и др.);

-   основами профессиональной риторики.

Педагогическая практика магистранта включает в себя деятельность в качестве ассистента, методиста и тьютора; в основном предусматривает проведение семинарских занятий под руководством ведущего
преподавателя (лектора) по учебной дисциплине в соответствии с
программой, а так же 1 лекционного занятия (2 часа), разработку методических материалов по заданию кафедры, проведение консультаций и кураторских часов со студентами, самостоятельную организацию и проведение 1 факультативного, внеаудиторного мероприятия. Не менее одного занятия должно быть проведено в инновационной форме. Одно занятие (по своему выбору) магистрант должен провести как открытое, а так же посетить и отрефлексировать два занятия других практикантов.

Самостоятельная подготовка к преподаванию дисциплины включает в себя: формирование пакета методических материалов к занятию, проведение лекции, семинаров и иных практических и воспитательных мероприятий.

Методическая часть практики включает в себя: подготовку ЭКИМ, части УМКД (по индивидуальному заданию кафедры), методическое оформление кабинета или иные аналогичные задания учебно-методического характера.

Педагогическая практика оценивается недифференцированным зачетом, который проводится в форме защиты отчета по педагогической практике.

Общее руководство осуществляет курсовой руководитель практики, назначаемый по приказу университета (а в его отсутствие – заведующий кафедрой), непосредственное (групповое) руководство – преподаватели, являющиеся научными руководителями магистранта. Руководитель посещает, анализирует занятия практикантов, консультирует по следующим вопросам:

- подготовка к занятиям;

- организация и проведения занятий в соответствии с учебной программой;

- составление заданий для контроля знаний студентов;

- дидактический анализ занятий (Приложение 1);

- написание и защита отчета по практике.

Отчет сдается в течение 2-3 дней после прохождения практики (Приложение 11). В отчете должны быть представлены:

- сведения о базе практики;

- план-график деятельностипрактиканта (Приложения 12, 13);

- дидактический анализ* посещенных и проведенных занятий (могут быть представлены в отдельной тетради (папке) планов-конспектов);

-   краткая содержательная характеристика учебной, воспитательной работы;

- описание использованных технологий обучения, воспитания и форм контроля результатов (Приложение 10);

- список использованной литературы при подготовке к занятиям и воспитательным мероприятиям;

- задания для студентов при подготовке к занятиям (могут быть приложены к плану-конспекту соответствующего занятия в отдельной мультифоре);

- пакет методических материалов, подготовленных по заданию кафедры (электронная форма);

- психолого-педагогическая оценка студенческих групп;

- общее впечатление о ходе практики (что было удачно, хорошо? над чем следует поработать и усовершенствовать? что учесть на будущее? замечания и предложения выпускающей кафедре и т.д.).

Отчет имеет титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением 3.

Все планы - конспекты проведенных занятий подписываются руководителем практики (преподавателем по данной дисциплине) с указанием оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (Приложение 4).

В ходе педагогической практики магистрантов могут и должныреализовываться традиционные и инновационные, в том числе интерактивные технологии, методы и формы обучения, с учетом уровня обучения.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой магистранты и ведущие преподаватели, осуществляющие непосредственное руководство практикой, знакомятся с требованиями к прохождению практики и подготовке отчетной документации. По окончанию практики проходит итоговая конференция. На итоговой конференции подводятся общие результаты практики. По результатам практики руководитель представляет кафедре отчет (Приложение 9).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...