Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по организации отдельных видов работ




Подготовка и проведение семинарского занятия

Основным видом деятельности аспиранта 2 курса и магистранта является подготовка и проведение семинарских занятий. Традиционно семинарское занятие (в буквальном переводе с латинского – «рассадник») проводится в форме подготовки выступлений по заранее заданным вопросам темы. Предполагается, что семинар от лекции отличает, прежде всего, активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на обсуждение проблемных вопросов (Приложение 14). В противном случае семинарское занятие будет не эффективным и пройдет без особой пользы (Приложение 7).

 Как правило,алгоритмкаждого традиционного семинарского занятия включает в себя:

1. Историю вопроса.

2. Основные понятия.

3. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.

4. Особенности правового регулирования (режима, использования, и т.п.) данного вопроса.

5. Проблемы и перспективы их решения.

Готовиться к семинарскому занятию необходимо по всем вопросам. Активность студента выражается не только в форме основных докладов или дополнений к ним, но и в выступлении в роли оппонента, участии в дискуссии. Для этого нужно внимательно слушать доклады своих одногруппников, делать необходимые пометки, записывать возникшие вопросы, чтобы не забыть их.

Семинарское занятие может включать теоретическую, а в определенных случаях и практическую часть (задачи или задания).

Примерные задачи по дисциплине «Земельное право»:

Задача 1.

Семья Ж. Решила сдать пристройку к частному дому. Все документы на строительство с органами пожарного надзора, СЭС согласованы. Однако в отделе Главного архитектора города Ж. Сообщили, что пристройка очень высокая, выше дома на 3,5 м. и отказали в согласовании документов.

Существуют ли требования, ограничивающие высоту частных строений? Решите дело.

Задача 2.

 На земельном участке в г. Сходня Московской области, отведенном в 1950г. под строительство жилого дома гр. Р., последний в 1996г. решил пробурить скважину непосредственно на своем участке для обеспечения своего хозяйства водой и установить мотор для подъема воды с глубины 25 м., объясняя это тем, что вода из городского колодца ввиду его малой глубины (3м.) недостаточно чиста.

Вправе ли Р. произвести такие работы на своем земельном участке?

В чьей собственности находятся недра и водные объекты?

Дайте определение недр и подземных водных объектов.

Разработка тестов

Тесты являются одной из форм контроля знаний студентов. Тестовые задания (далее - ТЗ) отвечают следующим требованиям:

1. ТЗ дается в форме высказывания, а не в форме вопроса. Например:

Способом толкования является:

 А) Аутентичное; Б) Нормативное; В) Буквальное; Г) Систематическое.

2. ТЗ должно быть представлено в виде простой синтаксической конструкции, не содержащей сложноподчиненные предложения.

3. ТЗ формулируется в виде краткого и однозначного утверждения, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа студента.

4. Среднее время предъявления ТЗ на компьютере составляет 2 минуты, максимальное время предъявления не должно превышать 5 мин. Среднее время, предоставленное на решение теста на бумажном носителе 2-3 мин.

5. Количество слов в задании не превышает 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации.  

6. Начинается ТЗ с ключевого слова или специфического признака. Например:

Пустоши, гари, прогалины на землях лесного фонда относятся к землям:

А) Лесные; Б) Не лесные; В) Смешанные.

7. Содержание ТЗ отражает объективное положение вещей.

8. Для наглядности ТЗ может иметь пояснительные рисунки.

9. Во время компьютерного тестирования на экране монитора располагается только одно тестовое задание, но при этом отображаются сразу все элементы ТЗ.

10. Общее количество вариантов ответов в одном ТЗ - не меньше 3 и, как правило, не больше 5. Количество правильных ответов при этом может варьироваться от одного до нескольких.

11. В ТЗ запрещено применение всех правильных или всех неправильных ответов.

12. ТЗ могут формулироваться в разных формах: открытой, закрытой, на соответствие и на установление порядка. Например:

Открытая форма: Срок приобретательной давности на земельный участок по Соборному Уложению 17 в. составлял ### лет. Ответ: 40 (сорок).

Закрытая форма: Значение термина «бутырка» применительно к земельным правоотношениям:

А) дом на отшибе; Б) тюрьма; В) временное поселение; Г) застенок

Ответ

На соответствие: Соответствие отдельных видов поселений их определениям

1. Застенок                                          А) место бывшего города

2. Посад                                               Б) поселение, окружавшее город

3. Городище                                       В) торгово-промышленное поселение

Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А

На установление порядка:

Хронологический порядок принятия источников земельного права:

А) Строительный устав; Б) Соборное Уложение; В) «Русская Правда»

Ответ: В, Б, А

13. Тест содержит ТЗ разной меры трудности: легкие – не менее 50%, средней трудности 30-35 %, трудные 15-20 %.

14. Компьютерный банк ТЗ состоит не менее, чем из 150 ТЗ, что позволяет варьировать их и предлагать индивидуальный набор ТЗ каждому студенту.

Однако в ряде случаев оптимальным типом семинаров являются занятия в интерактивной форме, характеризующейся использованием таких методов как «мозговой штурм», критическое мышление через чтение и письмо, кейс-стади и т.п. (описание методик смотри в соответствующем разделе).

Принципы работы на интерактивном занятии:

• Занятие – не лекция, а общая работа.

• Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

• Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1. Подготовка занятия.

2. Вступление.
3. Основная часть:сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами или интерактивное позиционирование, включающее 4 этапа: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
4. Выводы (рефлексия).

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

• Что вы чувствовали и почему?

• Что произвело на вас наибольшее впечатление?

• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

При разработке интерактивного занятия рекомендуется обратить особое внимание на следующие моменты:

• Выбор темы (актуальность, степень сложности, новизна, практическая значимость, мотивация, междисциплинарные связи).

• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

• Временные рамки проведения занятия.

• Проводились ли занятия по этой теме и в подобной форме в данной студенческой группе ранее.

• Заинтересованность группы в данном занятии.

• Перечень необходимых условий.

• Цель занятия.

• Раздаточные материалы.

• Техническое оборудование, аудитория.

• Основные вопросы, их последовательность.

• Практические примеры из жизни.

• Уточнение проблем, которые предстоит решить.

• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

• Перспектива реализации полученных знаний.

• Практический блок.

• Программа занятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...