Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подготовка традиционной лекции




При подготовке лекции необходимо произвести следующие действия:

- поиск материала (теория, практика);

- определение формы, вида, типа лекции;

- формулировка целей (обучающей, развивающей, воспитательной) и задач лекции;

- определение оптимальных методов, приемов и средств достижения поставленных целей.

Лекция будет удачной и достигнет цели, если придерживаться принципов доступности, наглядности, научности, системности, мотивации, межпредметных связей, профессиональной направленности, связи теории с практикой, толерантности (См. Приложение 10).

При этом следует помнить, что по форме лекции могут быть:

- аудиторная, вебинарная и аудио-лекция;

- моно-лекция и бинарная лекция;

По виду лекции чаще всего подразделяют на:

- информационная, проблемная;

- вводная, текущая, заключительная.

По типу лекции делятся на:

- традиционная лекция и лекция с элементами интерактивных методик (лекция-диспут, лекция с элементами дискуссии, лекция с ошибками,  и т.п.) и нетрадиционная лекция (просмотр учебного фильма, лекция-экскурсия, в т.ч. видео-экскурсия и др.).

Принято выделять три цели занятий:

обучающая – изучить понятийный аппарат по теме, проанализировать существующие в науке точки зрения по ряду дискуссионных вопросов, показав при этом логику мышления; закрепление ранее полученных знаний в рамках общих или смежных дисциплин;

развивающая – способствовать формированию критического мышления, восприятия общественных проблем, проявлению интереса к самостоятельному и более глубокому исследованию этих проблем, поиску профессиональных путей их решения;

воспитательная – сформировать уважительное отношение к изучаемым институтам, явлениям, событиям, предметам.

 Данные цели определяют, как правило, следующие задачи традиционной лекции:

научить студентов:

- проводить различия между фактами, оценочными суждениями и предположениями (гипотезами);

- выделять причинно-следственные связи, отслеживать логику и последовательность рассуждений, определять ошибки в них;

- отличать существенные аргументы от несущественных, главный материал от второстепенного;

- разграничивать обоснованные и необоснованные оценки;

- формулировать обоснованные выводы и заключения.

Для традиционной текущей лекции лучше всего подходят следующие методы:

Ø по источнику передачи и характеру восприятия информации:

словесно-наглядный (лекция с использованием иллюстративного материала);

Ø по характеру взаимной деятельности студента и преподавателя:

объяснительно-иллюстративный;

Ø по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности студента и преподавателя:

монологический;

Ø по основным компонентам деятельности:

организации процесса, мотивации, текущего самоконтроля.

Рекомендуются также следующие приемы: описание фактов, напоминание ранее изученного материала, демонстрация наглядности (статистических таблиц), указание на общие и отличительные черты, разъяснение позиции ученых, поощрения (одобрение), рассуждение, составление и заполнение сравнительной таблицы, обобщение.

Рекомендуемые средства: словесные (устная речь), визуальные (доска и мел или средства мульти-медиа).

Алгоритм подачи материала:

1. Мотивация, актуализация знаний;

2. Постановка проблемы;

3. Раскрытие ключевых положений проблемы;

4. Характеристика возможных способов решения проблемы, выявление достоинств и недостатков каждого способа;

5. Выводы.

По окончании занятия необходимо провести рефлексию:

· Что удалось?

· Что не удалось?

· Почему?

· Как скорректировать допущенные недочеты?

· Как избежать подобных ошибок в будущем?

Рекомендуемая структура занятия:

1. Подготовка аудитории (открыть, проветрить, подготовить доску, проверить аппаратуру);

2. Организационный момент (перекличка);

3. Изложение материала (рассказ, рассуждение, описание, сравнение и т.д.);

4. Подведение итогов;

5. Рефлексия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...