Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды подсудности дел с участием иностранных лиц.




При отсутствии иных указаний законодателя компетенция судов конкретизируется с учетом правил о предъявлении иска по месту жительства или месту нахождения ответчика, правил исключительной подсудности, подсудности нескольких связанных между собой дел и договорной подсудности. Соответственно указанным правилам выделяют виды территориальной международной подсудности.

1. Общая территориальная подсудность. В ГПК РФ и АПК РФ в качестве общего критерия принят критерий места жительства ответчика. 

Применение общего правила международной подсудности ГПК РФ дополняет возможностью обращения в российские суды на основе альтернативной подсудности. Альтернативная международная подсудность предоставляет заинтересованному лицу возможность обратиться за судебной защитой в суд по месту своего нахождения (жительства) или в суд другого государства по своему выбору. 

2. Исключительная подсудность предполагает, что суды других государств не вправе принимать к рассмотрению дела, отнесенные к исключительной компетенции российских судов.

3. Договорная подсудность предполагает право сторон изменить установленную законом компетенцию суда и определить ее иным образом на основе соглашения сторон.  

Помимо указанных правил определения подсудности выделяются специальные – применительно к отдельным категориям дел. К специальным правилам можно отнести разграничение компетенции судов по наследственным делам, делам о расторжении брака, о лишении дееспособности и др. Специальная подсудность может устанавливаться как внутренним законодательством, так и международными договорами. Так ч.2 ст. 160 СК РФ устанавливает специальную норму о подсудности дел о расторжении брака. 

При возникновении противоречия о компетенции судов, когда один спор может одновременно подлежать рассмотрению судов двух и более государств – его разрешение должно быть произведено на международном уровне – путем заключения международного договора. 

При возникновении спора с иностранным элементом подсудность определяется в три этапа:

1) определение того, суды какого государства будут рассматривать этот спор;

2) определение вида судебного органа, компетентного рассматривать данный спор;

3) определение конкретного судебного органа, которому непосредственно предстоит разрешение спора.

Неудобные суды. правило, по которому если интересы правосудия требуют рассмотрения спора в другом месте, суд может не принять дело к своему производству и направить тяжущихся в другой суд. Эта компетенция известная странам общего права, в континентальном праве не применяется, выступает средством защиты интересов ответчика от экстерриториальной юрисдикции суда. Наиболее развита и часто применяется США, а заимствована была из Шотландии. 

 

39. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.

Предприятия с иностранными инвестициями– это такие коммерческие организации (юридические лица), одним из участников которых является иностранный инвестор.

Законодательство различных государств устанавливает для предприятий с иностранными инвестициями различные режимы – от национального до специального, предусматривающего различные льготы и преференции.

Обзор законодательства различных государств позволяет установить, что в отношении предприятий с иностранными инвестициями государства обычно устанавливают:

- организационно-правовые формы;

- требования к размеру иностранного участия;

- порядок создания;

- особенности правового режима деятельности.

Многие государства не предусматривают специальных организационно-правовых форм для предприятий с иностранными инвестициями. Иностранные инвесторы могут использовать те, что предусмотрены в гражданском или торговом законодательстве. Так, в РФ коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества.

В отношении уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями государства поступают по-разному. Одни не предъявляют никаких специальных требований к его размеру или доле в нем иностранного инвестора

Создаваться предприятия с иностранным участием могут явочным порядком (достаточно выражения воли участников и подачи в регистрирующий орган полного комплекта документов) или разрешительным (требуется согласие на создание государства).

Разрешительный порядок может устанавливаться государствами иногда в качестве основного, иногда в качестве специального. Как специальный такой порядок применяется, например, в РФ для создания банков и кредитных организаций, страховых организаций с иностранным участием. В этом случае разрешение Банка России является необходимым условием создания такой коммерческой организации.

В отношении особенностей правового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями законодательство практически всех государств предусматривает национальный режим, подчеркивая недискриминацию таких предприятий. Вместе с тем, могут быть предусмотрены и отдельные отступления от него, например:

- освобождение от уплаты таможенных пошлин на имущество, ввозимое в качестве взноса в уставный капитал (Таджикистан, Азербайджан, Армения);

- обязательное создание резервного фонда (Азербайджан) и др.

40. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.

Иностранными лицами, имеющими собственный процессуальный статус в процессе, могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации, иностранные государства. Для каждого из перечисленных субъектов законодательно установлены основания процессуальной правосубъектности.

Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Предпосылкой правового статуса выступает правосубъектность лица, т.е. такая его характеристика, которая дает разумную возможность законодателю признать за ним наличие определенного набора прав и обязанностей. 

Правовое положение иностранного лица – это совокупность предоставленных ему процессуальным законодательством РФ процессуальных прав и обязанностей.

Законодательство различных государств устанавливает, как правило, национальный режим для иностранных граждан, участвующих в гражданском судопроизводстве. Объем прав и обязанностей участников процесса определяется их гражданской правосубъектностью. 

В международном частном праве действует принцип взаимности, сущность  которого состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве.

принцип национального режима, т.е. идею отождествления правового положения иностранных субъектов с субъектами национального права. 

В РФ процессуальные права иностранцев в гражданском судопроизводстве регулируются нормами ГПК РФ и АПК РФ. Оба кодекса устанавливают национальный режим для иностранных лиц в отношении обращения в суд и участия в процессе, если Правительством РФ не установлены реторсии.

Реторсии – это ответные ограничительные меры, правомерно применяемые к лицам одного государства на территории другого в случае, если первое поставило в дискриминационные условия граждан или юридических лиц второго государства. 

Так в ч. 1 ст.398 (ч.2 ст.254 АПК) установлена возможность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций обращаться в суды РФ в целях защиты нарушенных прав. 

В арбитражном процессе, в силу специфики предмета арбитражного производства, правовой статус иностранных лиц определяется на основании доказательств, подтверждающих их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.3 ст. 254 АПК). 

В соответствии с АПК РФ иностранные лица могут пользоваться льготами - правила, допускающие более удобный правовой режим в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуальным регламентом.

Личным закон лица без гражданства – право государства, в котором он имеет место жительства – постоянно или преимущественно проживает.

Применительно к иностранным гражданам в ст. 399 ГПК установлены два специальных правила, связывающие определение процессуальной право- и дееспособности с правом проживания физического лица – иностранного гражданина:

1) если гражданин имеет несколько иностранных гражданств, то его личным законом признается право страны, в которой он имеет место жительства;

2) если иностранный гражданин проживает на территории РФ – его личным законом признается российское право.

При наличии у иностранного гражданина или лица без гражданства процессуальной правосубъектности они могут выступать в качестве участвующих в деле лиц, обладая полным объемом процессуальных прав и обязанностей без каких-либо изъятий. 

Иностранные юридические лица и международные организации могут быть субъектами процессуальных отношений в гражданском и арбитражном процессе. 

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ. Под международной организацией (в соответствии с Венской конвенцией о праве договоров между государствами или международными организациями 1986 г.) принято понимать международную межправительственную организацию, которая создана на основе соглашения компетентных органов государства (международного договора). Международные межправительственные организации – организации, созданные частными лицами и распространяющие свою деятельность на территорию нескольких государств (например, SWIFT – сообщество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций). 

ГПК предусматривает обязательность учета имеющегося у международной организации судебного иммунитета - полное, частичное или условное в предусмотренных внутренними или международными нормативными актами случаях освобождение какого-либо из заинтересованных в разрешении спора лиц от исполнения некоторых стандартных процессуальных обязанностей. 

В некоторых случаях судебный иммунитет международной организации, установленный в международном договоре, может иметь значение для определения легитимной стороны в процессе. 

Участие иностранного государства в гражданском процессе допускается с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Судебный иммунитет иностранного государства представляет собой исключение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве.

В юридической науке сформировано два подхода к определению государственного иммунитета – концепции абсолютного и относительного (функционального) иммунитета. Абсолютный иммунитет предполагает, что государство пользуется своим иммунитетом во всех случаях, независимо от характера отношений, в которые вступает. Согласно концепции функционального иммунитета, иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperi. Если государство совершает действия коммерческого характера – действия jure gestionis, то в таких случаях оно иммунитетом не пользуется.

В ГПК реализована идея абсолютного иммунитета, тогда как в АПК – функционального.

Действие в ГПК РФ принципа абсолютного иммунитета иностранного государства не свидетельствует об отказе ему в правосудии. Заинтересованное лицо может предъявить иск к иностранному государству, используя предварительное согласие последнего, имеющее место в оговорке или пророгационном соглашении (соглашении о подсудности) как составной части контракта или документа. Если предъявление в суд иска к иностранному государству не сопровождается предъявлением соответствующих документов, то производство по делу не возбуждается. Заинтересованное лицо может обратиться только к собственному государству в целях инициирования дипломатических переговоров с иностранным государством и урегулирования конфликта на межгосударственном уровне.

При применении судебного иммунитета в арбитражном процессе В.В.Ярков предлагает руководствоваться следующими правилами.

1.Судебный иммунитет не имеет абсолютного характера с точки зрения российского законодательства – иммунитет признается, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

2.Судебный иммунитет не распространяется на случаи предъявления встречного иска, если от имени иностранного государства предъявляется иск в суд другого государства по частноправовому спору.

3.Необходимо разграничивать выступление государства как суверена и его участие в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъектами гражданского права.

4.Отказ от иммунитета должен быть достаточно ясен и выражен в документах, исходящих от компетентных лиц.

5.Правила иммунитета проецируются и на иммунитет его представителей.

Наряду с иммунитетом государства в международном праве выделяется иммунитет дипломатических и консульских представителей. В отношении указанных лиц действуют Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. И Конвенция о консульских сношениях 1963 г. Ст.31 Конвенции 1961 г. Указывает, что дипломатический агент (глава представительства или член дипломатического персонала представительства) пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции во всех случаях, за исключением ситуаций предъявления к нему исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; исков, касающихся наследования; исков, связанных с его деятельностью, осуществляемой в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Привилегии, существующие у дипломатических и консульских представителей, освобождают их от юрисдикции государства пребывания как физических лиц и действуют в случае предъявления иска к ним именно в таком качестве. Предъявление иска к самому представительству иностранного государства означает предъявление иска к государству. Соответственно, в первом случае будут действовать нормы Конвенций, во втором – нормы процессуальных актов. 

Особенность оформления документов иностранного происхождения состоит в необходимости легализации, т.е. подтверждения их соответствия законодательным актам государства пребывания, подлинности подписей на документах, перевода документов на русский язык, на котором ведется судопроизводство в РФ.

Существуют четыре различных правовых режима, в рамках которых подтверждается юридическая сила иностранного документа.

1. Национальный правовой режим установлен во взаимоотношениях между государствами, как правило, имеющими большую степень сходства правовых и политических систем, связанных экономическими отношениями. 

2. Принятие документа без легализации путем проставления апостиля. Применяется в отношении стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.

3. Придание документу юридической силы на условиях, предусмотренных международным договором.

4. Консульская легализация – установление и засвидетельствование подлинности на документах и актах и соответствия их законам пребывания, подтверждающая правомочность документов и актов в международном общении.

Слушание дела осуществляется на языке суда, однако участникам процесса гарантируется пользование родным языком. Это приводит к тому, что если участник процесса не может сам найти и оплатить услуги переводчика, то такая обязанность возлагается на суд.

 

41. Правовое положение юридических лиц и хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса юридического лица, в МЧП.

Юридические лица, как в российском праве, так и в праве зарубежных стран - это, прежде всего различного рода предпринимательские объединения, играющие решающую роль в экономике любого развитого или развивающегося государства.

Понятие юридического лица раскрывается как в национальном, так и международном праве. В самом общем виде юридическое лицо определяется законом как организация или учреждение, которое выступает в качестве самостоятельных участников гражданских правоотношений. Так, п. 1 ст. 48 ГК РФ определяет, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ситуация в отношении определения понятия юридического лица в международно-правовом аспекте иная. Юридическое лицо в доктрине международного права - не самостоятельный субъект правоотношения, - оно представляет собой лишь некий признак, в наличии которого проявляется многообразие правосубъектности участников международных экономических отношений. Международное право не дает самостоятельного исчерпывающего определения юридического лица, имплементируя данную правовую категорию из национальной правовой системы в международную.

Для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, к какому государству это образование относится, а также определить его личный закон (или национальность). Личный закон организации доктрина международного частного права определяет по его государственной принадлежности «национальности». Термин "национальность" в международном частном праве применяется к юридическим лицам условно. Под национальностью юридического лица понимается принадлежность юридического лица к определенному государству.

Определение «национальности» той или иной организации необходимо в первую очередь для установления его правового статуса, обладает ли эта организация статусом юридического лица.

Анализ законодательства и практики государств позволяет выделить важнейшие стороны или аспекты статуса юридических лиц, определяемых, как правило, по lex societatis. Личным законом определяется правосубъектность юридического лица. Личный закон регламентирует организационно-правовую структуру и всю сферу "внутренних отношений" юридического лица. В первую очередь, по личному закону решаются вопросы приобретения и прекращения членства в организации. Затем, на личном законе основывается использование прав и осуществление обязанностей участников юридического лица, то есть устанавливается, какие права и обязанности вытекают из членства в организации, каков характер взаимоотношений участников и т.д. И, наконец, личному закону подчинена и внутренняя структура организации и ее функционирование, в частности, формирование органов и наделение их правомочиями, ответственность органов, порядок проведения общих собраний и т. д.

Личным статутом определяются некоторые внешние отношения юридического лица с третьими лицами. Личный закон определяет ряд аспектов имущественной ответственности юридического лица, в частности, ее пределы и виды имущества, на которое может или не может быть обращено взыскание, если это специально регламентируется национальным правопорядком.

На личном статуте основан порядок возникновения, реорганизации и прекращения деятельности юридического лица, условия и момент их наступления, а также юридические последствия. По личному закону определяются и изменения в деятельности юридического лица, в частности, увеличение или уменьшение уставного капитала, изменение управления, последствия сосредоточения акций в одних руках и т.д.
В таком же порядке определяются основания и методы прекращения деятельности юридического лица и его последствия, в частности, порядок распределения имущества.

В практике международного частного права встречается три основных способа определения национальности юридического лица, которые учитывают различные критерии:

- по месту учреждения; то есть закон того государства, где юридическое лицо создано и где учрежден его устав, будет личным законом юридического лица. Этот способ применяется в англо-саксонской правовой системе, в частности в таких странах как США и Великобритания.

- по месту нахождения. Под местом нахождения юридического лица в этом случае понимается то место, где находится его правление. Такой принцип используется в некоторых континентальных странах Западной Европы, в частности - во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии. Впервые данный принцип был закреплен в бельгийском законе о торговых обществах 1873 г. Основным положением данного критерия является то, что если общество (организация) имеет главный управляющий центр, например, в Бельгии, то оно будет обладать «бельгийской национальностью», даже если учреждено по праву другого государства.

- по месту деятельности организации. Этот способ принят в законодательстве Италии и распространен в практике развивающихся государств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...