Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила установления содержания норм иностранного права содержатся во внутригосударственных актах различных стран.




Например, в § 5 Указа Венгрии о международном частном праве указано, что суд или иное учреждение исследует неизвестное ему иностранное право в силу должностных полномочий. В случае необходимости он запрашивает заключение эксперта, а также может принимать во внимание данные, представленные стороной.Обязанность судьи по установлению применимого иностранного права закреплена в ст. 14 Итальянского закона о международном частном праве.

В праве России правила установления содержания норм иностранного права содержатся в нескольких правовых актах. В ст. 1191 ГК РФ предусмотрено, что суд устанавливает содержание норм иностранного права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства. Подобное правило содержится в ст. 166 Семейного кодекса РФ, ст. 14 АПК РФ. Из сказанного следует, что в Российской Федерации иностранное право применяется как правовая категория, а не как фактическое обстоятельство.Анализ формулировки «в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства» позволяет усомниться в том, что правоприменитель хорошо такую практику, официальное толкование и доктрину знает.

С целью установления содержания нормы иностранного права суд может обратиться за содействием и разъяснением в Минюст РФ и иные компетентные органы или организации в России и за границей либо привлечь экспертов.Такое положение закреплено в ГК РФ, Семейном кодексе РФ и АКП РФ. Кроме того в ГК РФ и АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права и содействовать суду иным образом. В связи с этим возникает вопрос: каким еще иным образом лица, участвующие в деле, могут содействовать суду в установлении содержания иностранной нормы? Семейный кодекс содержит несколько иную формулировку: лица участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание иностранной нормы. В любом случае это их доброе волеизъявление, но не обязанность, хотя в соответствии с АПК РФ в предпринимательской деятельности бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в АПК РФ прослеживается комплексность при решении вопроса об установлении содержания норм иностранного права: и как юридической категории (суд сам предпринимает меры к установлению содержания), и как факта (обязанность по установлению содержания может быть возложена судом на стороны).

Возможность применения норм иностранного права предусмотрена в ст. 11 ГПК РФ, согласно которой суд в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ при разрешении дел применяет нормы иностранного права. Однако, порядок установления их содержания не сформулирован. Подобное положение имеет место в УПК РФ, в ст. 457 которого указано, что при исполнении запроса о правовой помощи могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности, но правило об установлении содержания этих норм отсутствует.

Установление содержания норм иностранного права – это довольно сложный процесс. По объективным причинам судья, даже если он обладает необходимой информацией, не может знать иностранное право так же, как и отечественное. Трудности установления содержания иностранного права служат одним из основных доводов сторонников теории lexfori(Коллизионная привязка «закон суда» отсылает к праву государства, в котором проходит судебный процесс по конкретному юридическому делу.), поскольку ни один судья или иной правоприменитель ни в одной стране мира не может претендовать на знание законодательства всех других стран. Однако пока практически во всех государствах сохраняется правило об установлении содержания норм иностранного права в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной иностранного государства.Поэтому правомерно поставить вопрос о последствиях неприменения норм иностранного права и разрешения дела по собственному праву, по праву суда. Тем более, что такая возможность предусматривается национальным законодательством государств. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 1191 ГК РФ если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право. Подобное правило содержится в ч. 4 ст. 8 Закона Украины о международном частном праве, ч. 2 § 4 Федерального закона Австрии о международном частном праве, ч. 2 ст. 16 Федерального закона о международном частном праве Швейцарии, соответствующих актах других государств. В то же время законодательство государств и международные акты предусматривают, что неправильное установление или неверное применение иностранного права служит поводом для кассации. Так, согласно ст. 412 кодекса Бустаманте кассационная жалоба может быть принесена из-за нарушения, ошибочного истолкования или недолжного применения закона другого государства. По закону Австрии неустановление содержания норм иностранного права служит основанием для ревизии вынесенного решения. Неправильное применение норм материального или процессуального права является поводом для кассационной жалобы по ст. 362 ГПК РФ.

Определенное значение в решении вопроса установления содержания норм иностранного права могут иметь договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Например, согласно ст. 15 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. центральные учреждения юстиции государств-участников конвенции предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшим на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения. Обязательство государств по предоставлению друг другу информации относительно своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах вытекает из Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. Такие же обязательства государства берут на себя, заключая двусторонние соглашения об обмене правовой информацией. Например, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины об обмене правовой информацией предусмотрен обмен правовыми актами путем электронной передачи документов при соблюдении международных стандартов по способам коммуникации, а также путем предоставления официальных текстов правовых актов на бумажных носителях. Соответствующие соглашения заключаются непосредственно и между судебными учреждениями. Так, Соглашением о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией между Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом Республики Казахстан установлена договоренность судов предоставлять друг другу информацию о действующем законодательстве, информацию о практике его применения.Такое же Соглашение заключено между Высшим Арбитражным судом РФ и Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан. Обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами предусмотрен Соглашением о сотрудничестве между Министерством юстиции РФ и Министерством юстиции Республики Таджикистан. Таким образом, указанные в качестве примера международные акты позволяют сделать вывод о том, что несмотря на имеющиеся сложности в установлении содержания норм иностранного права, возможности для решения данного вопроса имеются.

 

18. Основания рассмотрения споров в международном коммерческом арбитраже.

Для того чтобы международный коммерческий арбитраж принял к своему рассмотрению спор, должны иметь место соответствующие юридические основания. Одним из таких оснований может быть международный договор. Например, МКАС при ТПП РФ принимает к своему рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации. Более распространенным основанием для обращения в международный коммерческий арбитраж является арбитражное соглашение. В частности, наличие соглашения сторон о передаче спора в арбитраж предусмотрено Положением о МКАС при ТПП РФ.

Арбитражное соглашение представляет собой соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между контрагентами в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорной характер или нет. (Закона РФ о международном коммерческом арбитраже). Арбитражное соглашение имеет самостоятельный характер по отношению к основному контракту. Это означает, что если контракт будет признан недействительным по каким-либо причинам или у него закончится срок, на который он был заключен, арбитражное соглашение сохраняет силу.

В настоящее время в основном различают два вида арбитражного соглашения: арбитражную оговорку и третейскую запись.

Арбитражная оговорка представляет одно из условий контракта, являясь его составной частью. По сути – это договоренность сторон о передаче в арбитраж будущего возможного спора. Третейская запись представляет собой соглашение сторон по уже возникшему спору, следовательно, это отдельное соглашение, отличное от основного контракта. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. При этом под письменной формой понимается наряду с документом, подписанным сторонами, также обмен письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию соглашения. Своеобразной письменной формой признается и обмен исковыми заявлениями и отзывом на него, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Например, Международным арбитражным судом при Белорусской Торгово-промышленной палате арбитражную оговорку рекомендуют формулировать по одному из трех вариантов:

Все споры или разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, подлежат разрешению в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате в соответствии с его регламентом.

Любой спор, разногласие или требование, возникающие из данного договора или касающиеся его, либо его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в Международном арбитраже при Белорусской Торгово-промышленной палате 

Любой спор, который может возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, подлежит разрешению в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате в соответствии с его Регламентом. Рассмотрение спора государственным судом исключается. 

 

19. Взаимность в МЧП.

Применение иностранного права может быть безусловным, либо на условиях взаимности. Кроме того условие взаимности может иметь место и при определении правового положения лиц – субъектов международного частного права. Взаимность также применяется при решении вопросов признания и исполнения судебных и арбитражных решений, при исполнении судебных поручений. В последнем случае по сути речь идет о признании того факта, что при осуществлении выполнения поручения или вынесения решения было применено иностранное право.

В теории и практике международного частного права различают материальную и формальную взаимность. Материальная взаимность означает предоставление иностранным гражданам и иностранным хозяйствующим субъектам в стране пребывания объема прав и обязанностей, аналогичного тому объему, который представляется в их собственном государстве. Этот вид взаимности встречается довольно редко. Формальная взаимность предполагает уравнивание иностранных лиц с собственными гражданами и хозяйствующими субъектами государства пребывания. Как правило, такая взаимность является безусловной. Но в то же время при наличии взаимности могут иметь место ответные ограничения (реторсии). В этом случае говорят об отрицательной (негативной) взаимности. Противоположную ей различают положительную (позитивную) взаимность.

Правила о взаимности формулируются во внутреннем праве государств и в международных договорах.

В соответствии со ст. 1189 ГК РФ иностранное право в РФ применяется безусловно, т.е. независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве российское право, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. Несколько шире подобное правило сформулировано Законом о международном частном праве Украины, в ст. 11 которого также предусмотрено безусловное применение иностранного права, за исключением случаев, предусмотренных не только Законом Украины, но и международным договором, в котором участвует Украина. Указом о международном частном праве Венгрии наличие взаимности по общему правилу следует считать существующей, пока не доказано иное, но если закон предусматривает доказывание взаимности, то обязательный для суда или иного учреждения документ, подтверждающий наличие взаимности, выдает министр юстиции. Компетенция Министерства юстиции совместно с Министерством иностранных дел по доказательству наличия взаимности предусмотрена Законом применительно к регулированию отношений международного частного права Румынии.

В Российской Федерации условие о взаимности предусмотрено в ч. 6 ст. 1 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве), согласно которому при отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств о несостоятельности признаются в России на началах взаимности, если иное не предусмотрено законом.

 

20. Процедура рассмотрения споров в международном коммерческом арбитраже.

Рассмотрение спора в международном коммерческом арбитраже обычно начинается с возбуждения арбитражного производства. Арбитражное производство возбуждается подачей истцом в соответствующий арбитраж просьбы об арбитраже или искового заявления. Там, где предусмотрено возбуждение арбитражного производства подачей просьбы об арбитраже, исковое заявление подается на более позднем этапе. 

После подачи просьбы об арбитраже в одних случаях, или искового заявления в других, осуществляется уведомление ответчика. Такая обязанность обычно возлагается на секретариат. Ответчику предлагается в установленный регламентом срок представить свои письменные объяснения по иску, подкрепив их соответствующими доказательствами, а также сообщить имена и фамилии избранных им арбитров или заявить просьбу о назначении арбитра председателем суда. Ответчик может заявить встречный иск. В тех же случаях, когда имеет место просьба об арбитраже, ответчику предлагается изложить свою позицию: прокомментировать просьбу истца об арбитраже; указать своего арбитра. Ответчик может выдвинуть возражения в отношении действительности или применимости арбитражного соглашения. 

происходит формирование состава арбитража. В его состав включаются избранные сторонами арбитры. А если они об этом не договорились, состав арбитража назначает председатель арбитража

Рассмотрение дела в международном коммерческом арбитраже обычно происходит путем устного слушания, но может иметь место и письменное разбирательство. При устном слушании стороны сами или их представители присутствуют при этом. Если же имеет место письменное разбирательство, стоны при нем не присутствуют и арбитры рассматривают дело исключительно на основе представленных документов. 

Бремя доказывания в международном коммерческом арбитраже лежит на сторонах. Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются, обосновывая свои требования или возражения. 

Регламентами каждого коммерческого арбитража предусмотрены требования, которым должны удовлетворять представляемые сторонами доказательства. При этом в регламентах, как правило, нет перечня средств доказывания. ( Регламента МКАС при ТПП РФ содержится правило о том, что стороны должны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений).

Проверка доказательств производится в соответствии с правилами, предусмотренными в регламенте арбитража. Регламент МКАС при ТПП РФ не содержит подробной регламентации процесса доказывания. 

В 1983 году на основе обобщения принципов и процедур, используемых различными арбитражными учреждениями, были разработаны Дополнительные правила для представления и исследования доказательств в международном коммерческом арбитраже, имеющие рекомендательный характер. 

Слушание дела в коммерческом арбитраже обычно ведется на языке страны судопроизводства. Если стороны им не владеют, то по их просьбе и за их счет предоставляются услуги переводчика.

Важным вопросом арбитражного разбирательства является вопрос о применимом праве - стороны сами вправе выбрать применимое к их контракту праву. Если же стороны по какой-то причине этого не сделали, то вопрос о применимом праве решают арбитры. Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже указано, что стороны могут по своему усмотрению установить право, подлежащее применению арбитрами при решении спора по существу.

После завершения слушания состав арбитража выносит окончательное решение. Обычно в регламентах арбитражем предусматривается срок, не позднее которого должно быть вынесено решение. Регламента Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма арбитражное решение должно быть вынесено не позднее 6 месяцев со дня передачи дела составу арбитража, но этот срок может быть продлен. 

При вынесении решения важное значение имеет его содержание, поскольку этот вопрос напрямую связан с последующим признанием и исполнением вынесенного решения. Для этого следует учитывать, прежде всего, положения Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, поскольку отсутствие необходимых сведений в решении может явиться основанием отказа в исполнении его. 

Завершение слушания дела может быть и до вынесения решения. Если стороны до вынесения решения урегулируют вопрос на мирной основе, они могут обратиться к арбитражу с просьбой утвердить их соглашение соответствующим решением. Как правило, такое урегулирование оформляется в виде арбитражного решения на согласованных условиях.

Регламенты арбитражей содержат правила о возможности исправления и дополнения решения, но осуществление таких действий возможно только в сроки, установленные регламентом.

 

21. Оговорка о публичном порядке.

Оговорка о публичном порядке ограничивает применение норм иностранного права.

Суть оговорки о публичном порядке заключается в том, что норма иностранного права не применяется, если последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. Иначе говоря, в применении иностранной нормы будет отказано, если она нарушает публичный порядок. Понятие «нарушение публичного порядка» очень неопределенно. В связи с этим на практике сложно указать, какие средства могут быть использованы для доказательства наличия такого нарушения.

По ст. 1193 ГК РФ, где сформулирована оговорка о публичном порядке, публичный порядок равнозначен основам правопорядка. Исходя из общей теории права, основы правопорядка представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в государстве, т.е. публичный порядок РФ – это основные положения национального законодательства, закрепленные Конституцией РФ и законами. Но в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 1998 г. указано, что содержание понятия «публичный порядок РФ» не совпадает с содержанием национального законодательства РФ. Под публичным порядком следует понимать основы общественного строя РФ. В связи с этим возникает вопрос, а что понимать под этими основами? В Определении ответа на этот вопрос нет. В Постановлении от 2 июня 1999 г. Верховный суд РФ указал, что под публичным порядком следует понимать основные принципы, закрепленные в Конституции РФ и законах РФ.

Говоря о невозможности применения иностранной нормы по мотивам противоречия публичному порядку, следует иметь ввиду, что противоречие имеет не сама иностранная норма, а последствия ее применения. Речь идет о признании не противоречащих праву государства последствий уже состоявшегося за рубежом применения соответствующего закона. Неприменение норм иностранного права обусловлено:

- последствием их применения;

- они явно несовместимы с национальным правопорядком;

- отказ не может быть основан отличием правовой, экономической, политической систем.

Формулировка оговорки о публичном порядке по праву различных государств не всегда совпадает по своему содержанию. Так согласно § 6 Федерального закона о международном частном праве Австрии положение иностранного права не применяется, если его применение привело бы к результату, которых несовместим с основными ценностями австрийского правопорядка. В соответствии с § 7 Указа о международном частном праве Венгрии иностранное право не применяется, если это противоречит венгерскому публичному порядку. Но в применении иностранного права не может быть отказано только на том основании, что общественно-экономический строй иностранного государства отличается от венгерского.

Оговорка о публичном порядке может содержаться и в международных договорах. Например, согласно ст. 17 Конвенции о праве, применимом к агентствам, 1978 г. в применении права, избранного сторонами, может быть отказано только в том случае, если такое применение будет противоречить публичному порядку.

 

22. Юридическая природа инвестиционных и концессионных контрактов–соглашений.

инвестиционный договор– это соглашение между инвестором и принимающим государством о порядке, объеме, сроках и формах реализации инвестиционного проекта. В соответствии с инвестиционным договором инвестор обязуется вложить средства и реализовать согласованный инвестиционный проект, а государство, в свою очередь, предоставляет ему возможность реализации: выделяет землю, иные объекты недвижимости, предоставляет лицензии, устанавливает льготы, предоставляет гарантии и т.п.

точки зрения относительно природы этих договоров: цивилистической (гражданско-правовой), административной, международной, смешанной.

вопреки мнению сторонников международной природы (Г. Шварценбергер), договор между государством и частным лицом не может признаваться международным, поскольку это противоречит праву международных договоров.

Наибольшие споры возникают между сторонниками цивилистической и административной природы инвестиционных соглашений. Для гражданско-правового договора характерно равенство сторон, что не вполне реализуется в инвестиционных договорах. В то же время конструкция административного договора известна лишь немногим странам (Франция, США, Великобритания), она отсутствует в законодательстве РФ. Сторонники цивилистической природы однако же полагают, что одностороннее расторжение договора не противоречит его гражданско-правовой природе.

Точка зрения о смешаннойприроде инвестиционных соглашений базируется на том, что нельзя их однозначно определить как публичные или гражданско-правовые. Отношения между субъектами такого соглашения могут строиться как равные, но существо обязательств отличается.

Представляется, что решение вопроса о природе инвестиционных соглашений зависит также и от правовой системы.

Содержание инвестиционного соглашения может включать следующие условия:

- предмет договора

- срок договора

- мероприятия по реализации договора со стороны инвестора;

- права и обязанности инвестора;

- права и обязанности государства;

- гарантии и льготы, предоставляемые инвестору;

разновидностями инвестиционных соглашений являются концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции.

Субъектами соглашений о разделе продукции могут быть государство (Российская Федерация) и инвестор (юридическое лицо, в том числе иностранное, или их объединения на основе договора о совместной деятельности).

Закон не устанавливает минимального срока действия соглашения, а максимальный ограничивает сроком, достаточным для экономически целесообразной добычи.

закон ограничивает привлечение инвестором для выполнения работ по соглашению иностранных лиц, в том числе и в качестве работников, закупку оборудования за рубежом и т.п.

Закон ограничивает передачу инвестором прав по соглашению третьим лицам. Для этого необходимо согласие государства.

Заключение и исполнение концессионных соглашений регулируется федеральным законом «О концессионных соглашениях». Под концессионным соглашением понимается гражданско-правовой договор, в силу которого концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать РФ, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а РФ обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионные соглашения заключаются на конкурсной основе. Условия, порядок проведения и критерии конкурса установлены федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Договор является срочным, но ни минимальный, ни максимальный срок не ограничен законом, в каждом конкретном случае он определяется индивидуально.

Концессионер должен вносить плату за пользование объектом концессионного соглашения. Концессионное соглашение может быть прекращено по решению суда в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения, но концессионер может его расторгнуть в суде только на основе положений самого договора

Закон также содержит норму, подтверждающую гарантии иностранным инвесторам, в том числе их недискриминацию, а также стабилизационную оговорку, которая в отличие от закона об иностранных инвестициях охватывает любое неблагоприятное изменение законодательства, ухудшающие положение концессионера.

 

23. Государство как особый субъект МЧП. Проблемы иммунитета государства.

Согласно доктрине международного частного права государство может участвовать в международно-правовых отношениях в двух различных качествах: как суверен, носитель публичной власти (jure imperii) и как хозяйствующий субъект, носитель частного интереса (jure gestionis). Первые правоотношения складываются в процессе взаимодействия субъектов международного права (государств, наций и народностей, международных организаций) и регулируются нормами международного публичного права (jus publicum). Вторые правоотношения возникают при взаимодействии государства, с одной стороны, и международного хозяйствующего субъекта либо иностранного юридического лица, либо гражданина, с другой стороны, и регулируются нормами международного частного права (jus privatum).

 Участвуя в коммерческом обороте на одинаковых условиях с частными лицами, государство становится для них равным контрагентом, который должен отвечать за свои действия, к которому в случае ненадлежащего поведения может быть предъявлен иск и против которого может быть вынесено судебное решение, обязывающее государство возместить убытки или иным образом восстановить нарушенное право своего партнера.

Государства, участвуя в международной коммерческой деятельности, не перестают при этом оставаться субъектами властных отношений, которые обладают суверенитетом и независимы по отношению друг к другу. На этом основывается один из принципов международного права - принцип иммунитета иностранного государства, в соответствии с которым одно государство не может быть против своей воли подчинено власти другого государства.

В частности, положения Гражданского кодекса РФ содержат нормы, касающиеся уча­стия Российской Федерации, ее субъектов в международных частнопра­вовых правоотношениях. Например, ст. 124 ГК позволяет РФ и ее субъектам участвовать в частноправовых отношениях наравне с другими субъектами. Статья 1204 ГК РФ предусматривает возможность вступления государства в частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Необходимо также учитывать, что существуют и специальные нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные правоотношения. Так, специальный случай вступления Российской Федерации в между на­родные частноправовые отношения предусмотрен ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., а также ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» 2005 г.

Однако правосубъектность государства в частноправовой сфере не может быть тождественна правосубъектности физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то - уже. Есть отношения, в которых могут выступать только государства, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Можно выделить также особые сферы отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено, то есть устанавливается государственная монополия, например, на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. В то же время в некоторых отношениях государство участвовать не может, например, передавать имущество по наследству, иметь свое имя или фирменное наименование, быть доверительным управляющим и др. Кроме того, необходимо указать, что издавая законы, государство само определяет объем своей правосубъектности, которая не тождественна правосубъектности частных лиц.

Зачастую государства становятся субъектами частноправовых отношений международного характера, вступая в разнообразные отношения с международными организациями, юридическими и физическими лицами иностранных государств.

Термин «иммунитет» употребляется в разных значениях. Так, иммунитет бывает судебный, международный, юрисдикционный, дипломатический, консульский, парламентский (депутатский), свидетельский, банковский, адвокатский, конституционный, судейский, говорят об иммунитете бюджета, о полном и ограниченном иммунитете.

В целом, международный иммунитет следует рассматривать как изъятие определенного субъекта из-под юрисдикции государств, проявляющееся в невозможности без его согласия предъявить к нему иск, привлечь к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, применить принудительные меры обеспечительного характера и принудительные меры по исполнению судебного решения. При этом для наделенного иммунитетом субъекта он является правом, а для государства, на территории которого осуществляет деятельность обладающий иммунитетом субъект - ограничением юрисдикции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...