Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процедура иностранного усыновления




В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в рамках СНГ, установлено правило, в соответствии с которым выносить решение об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В случае усыновления супругами, имеющими разное гражданство, компетентно учреждение стороны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное место жительства или место пребывания 

Согласно законодательству РФ, представлять интересы граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную не коммерческую деятельность по защите их прав на территории РФ может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства.

Усыновление в суде проходит несколько стадий. В качестве первой следует выделить подачу заявления. Согласно ст. 125 СК, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении в суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ).

Для подтверждения того, что усыновитель отвечает необходимым требованиям, он должен предъявить в суд определенные документы. Перечень этих документов в РФ установлен ГПК, а также Приказом Министерства образования о документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами.

Типичными документами можно назвать:

1) Заявление об усыновлении. К содержанию заявления предъявляются определенные требования. Так, по законодательству РФ оно должно содержать заявления каждого усыновителя с просьбой об усыновлении ребенка, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество заявителей и их адрес, обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении ребенка, просьбу об изменении фамилии, имени, отчества, места и даты его рождения. А также фамилия имя отчество, дата рождения и пол усыновляемого ребенка, сведения о родителях ребенка, наличие у него братьев и сестер;

2) заключение об условиях жизни и быта (включая биографические данные, состав семьи, наличие детей у кандидатов в усыновители и другие сведения), произведенного компетентным органом страны проживания кандидатов в усыновители;

3) копия лицензии агентства (если заключение дано частным агентством);

4) документ о доходах (справка с места работы, из банка);

5) медицинское заключение на каждого кандидата в усыновители;

6) документ, выданный компетентным органом страны проживания кандидатов в усыновители, подтверждающий их право на усыновление ребенка;

7) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства;

8) копия свидетельства о браке, если усыновляет только один из супругов - письменное согласия другого;

9) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

10) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

11) копии паспортов усыновителей.

Все документы усыновителей – иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. Если страны являются участниками Гаагской конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов 1961 г., то все представленные документы должны быть удостоверены компетентным органом страны, в которой документ был совершен, посредством проставления на каждый документ апостиля. Также странами СНГ в 1993 г. была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в соответствии с которой документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо удостоверения, т.е. без легализации.

Еще одно требование к представляемым документам, которое должно соблюдаться – после легализации или удостоверения посредством проставления апостиля документы должны быть переведены на русский язык и перевод нотариально удостоверен в консульском учреждении Российской Федерации

Следующая стадия – досудебная подготовка дела об установлении усыновлении. На этой стадии судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Согласно ст. 272 ГПК РФ к заключению органа опеки и попечительства должны быть приложены следующие документы:

1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя);

2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;

3) медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка;

4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей;

5) согласие родителей ребенка на его усыновление, при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей согласие органа опеки и попечительства, за исключением определенных случаев;

6) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;

7) при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Заявление об усыновлении в РФ, согласно ст. 273 ГПК рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка (если он достиг 14 лет).

Правовая природа усыновления в большинстве стран состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязан­ностях к родным детям усыновителя на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Юридический акт усыновления устанавливает как для усыновителя (и его родственни­ков), так и для усыновленного (и его потомства) права и обязанности, предусмотренные законом в отношении родителей и детей, связанных кровным родством.

Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (либо в котором усыновитель имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК). Таким образом, еще одним важным аспектом рассмотрения дела о международном усыновлении является необходимость изучения судьей или другим компетентным должностным лицом иностранного законодательства. Основной проблемой в данной ситуации можно назвать отсутствие переведенных на язык суда правовых актов иностранных государств.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. При этом в Эстонии усыновитель записывается в акте о рождении усыновляемого в качестве родителя, тогда как в Латвии и Литве такая запись производиться по ходатайству усыновителей. По нормам РФ суд может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка (ст. 274 ГПК РФ). Также на суде лежит обязанность в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения (ст. 125 СК РФ).

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.

Правовая природа усыновления в большинстве стран состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязан­ностях к родным детям усыновителя на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Юридический акт усыновления устанавливает как для усыновителя (и его родственни­ков), так и для усыновленного (и его потомства) права и обязанности, предусмотренные законом в отношении родителей и детей, связанных кровным родством.

Законодательствами государств предусматривается возможность отмены усыновления или признание его недействительным. В Литве и Латвии усыновление может быть отменено только со дня вступления в законную силу решения суда о его отмене. В Эстонии возможно признание усыновления недействительным, и будет признано оно таковым с момента установления. Отмене же усыновление не подлежит, но по определенным основаниям предусмотрено лишение усыновителей родительских прав, причем последующее восстановление родительских прав усыновителей исключено. В РФ отмена усыновления прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ).

Наряду с усыновлением существуют такие формы устройства детей как: опека, попечительство, приемная семья. 

Опека и попечительство устанавливаются по праву страны опекаемого либо по закону суда. В законодательстве зарубежных стран опека назначается в отношении несовершеннолетних детей, потерявших родителей, или если родители лишены родительских прав либо дееспособности и не могут представлять несовершеннолетнего в имущественных и личных неимущественных отношениях.

Опекуны могут назначаться:

- опекунским советом;

- судом;

- семейным советом;

- другими компетентными органами.

 

31. Национализация частной собственности и экстерриториальное действие законов о национализации.

Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.

Чаще всего национализация охватывает целые сферы экономики и применяется как по отношению к отечественным, так и по отношению к иностранным собственникам. Национализация осуществляется на основании внутригосударственных актов, но, учитывая, что при этом могут быть затронуты интересы иностранных лиц, находящихся под защитой другого государства, а также права человека (право на защиту его частной собственности), вопросы национализации имеют и международно-правовое регулирование.

Как отмечает М. М. Богуславский, национализацию следует отличать от экспроприации, которая представляет собой меру по изъятию отдельных объектов в собственность государства. Однако учитывая, что обе этих меры посягают на неприкосновенность собственности и предполагают изъятие ее не как меры ответственности за правонарушение, в данной работе можно рассматривать их как синонимы.

Выдвинуто обязательное требование при национализации – выплата компенсации, а если речь идет о национализации собственности иностранцев, то такая компенсация должна быть предварительной, полной и адекватной.

Право государства на национализацию утвердилось окончательно после Второй мировой войны, когда волна национализации прокатилась по ряду стран Европы и Латинской Америки. Это привело к изменению и правового регулирования данных вопросов в международном праве и пересмотру позиций международных судей и арбитров.

Первым среди документов, которые свидетельствовали об изменении отношения к национализации можно назвать решение Международного суда ООН, который в 1951 году признал себя некомпетентным рассматривать жалобу правительства Великобритании в связи с национализацией Ираном Англо-Иранской нефтяной компании, поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, и ни один международных орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев.

Подобная же позиция была положена в 1952 году в основу принятой Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов». В резолюции было подтверждено право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам-членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств.

Закрепление права на национализацию было осуществлено и в последующих документах. Так, в 1962 году была принята резолюция ГА ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами». Пункт 4 резолюции указывает, что национализация, экспроприация или реквизиция должны основываться на соображениях или мотивах общественной пользы, безопасности или национальных интересов, которые признаются более важными, чем чисто личные или частные интересы как граждан, так и иностранцев. Обязательным условием осуществления этих мер является выплата соответствующей компенсации согласно правилам, действующим в государстве, которое принимает эти меры в осуществление своего суверенитета, и в соответствии с международным правом. Возникающие при этом споры относительно компенсации разрешаются в национальных судебных органах либо по соглашению сторон передаются в арбитраж или международный суд.

Таким образом, в соответствии с этой резолюцией национализация возможна в общественных или государственных интересах, но обязательно с выплатой компенсации. Это не является нарушением международного права, а следует из суверенитета государства. Порядок определения размера компенсации в резолюции не указан, содержится только ссылка на нормы международного права и внутреннего права соответствующего государства.

Как отмечает Т.Н. Нешатаева, право каждого государства самостоятельно определять размер, форму компенсации, предоставляемой государством иностранцами за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. В подтверждение этого она приводит специально принятую в 1973 г. Генеральной Ассамблеей ООН, Резолюцию № 3171 о праве государств самостоятельно определять формы и размер компенсации за национализацию собственности.

Таким образом, универсальное международно-правовое регулирование признает за каждым государством право на проведение национализации, поскольку это является неотъемлемым правом каждого государства, следствием наличия у него суверенитета. При этом утверждается, что национализация проводится каждым государством с выплатой компенсации собственникам, но размер и порядок ее выплаты определяется в первую очередь внутренним правом национализирующего государства. Его же органы обладают компетенцией по разрешению всех споров, связанных с выплатой такой компенсации. Установление на универсальном уровне более строгих и определенных норм пока не представляется возможным, поскольку трудно согласовать позиции всех или хотя бы большинства государств. В частности, государства, вывозящие капитал, стремятся обеспечить своим инвестициям наибольшую защиту, в первую очередь, при возможной национализации или вообще исключить ее проведение. Государства, принимающие инвестиции, зачастую наоборот стремятся оставить за собой право на национализацию и по возможности уменьшить выплачиваемые компенсации. По этой причине государства стремятся сотрудничать на двусторонней основе, чтобы, учитывая интересы друг друга, выработать устраивающие их нормы.

Вопросы национализации собственности решаются в двусторонних договорах, касающихся защиты и поощрения капиталовложений. Такие договоры заключает и Российская Федерация. Наряду с некоторыми общими моментами в них можно обнаружить и различия в регулировании вопросов национализации.

Национализация допускается с соблюдение ряда условий:

- такая мера принимается в общественных интересах;

- она осуществляется в установленном законодательством порядке;

- не носит дискриминационного характера;

- влечет за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

Осуществление национализации в общественных интересах указывает на особую роль государства в регулировании экономических отношений и его суверенное право определять свою экономическую систему самостоятельно, соблюдать баланс публичных и частных интересов. В совокупности со вторым условием, которое требует соблюдения установленного законодательством порядка это означает недопустимость произвольной национализации. Она всегда должна быть оправдана определенными общественными интересами, ее может осуществлять только полномочный орган в форме, которая определена законодательством.

Третье условие не допускает дискриминацию при проведении национализации. Это означает, что если такая мера применяется государствам, то она должна быть адресована всем лицам, независимо от страны их происхождения или иных признаков (например, традиционных для запрета дискриминации в международном праве – расы, пола, религиозных и политических убеждений и т.д.).

И, наконец, последнее условие об обязательной выплате компенсации. Как видно, в отличие от универсальных документов, в такого рода двусторонних договорах содержатся общие критерии компенсации. В частности, она должна быть быстрой, адекватной и эффективной.

Таким образом, компенсация должна соответствовать стоимости национализируемого имущества до момента национализации. Эта стоимость не может произвольно определяться государством, а зависит только от экономической ценности инвестиции, которая определяется, в том числе и законами рынка.

Особое значение имеет валюта выплаты компенсации. Некоторые соглашения содержат прямое указание на то, что компенсация должна выплачиваться в свободно конвертируемой валюте (например, с ЮАР, Молдовой). В других же говорится лишь о том, что она должна быть эффективно реализуемой (например, соглашение с Канадой).

Условие о незамедлительности этой компенсации также находит свое толкование в данных договорах.

Одной из проблем, которые порождают акты о национализации, является их признание другими государствами, на территории которых может находиться национализируемый объект. Ни международное публичное, ни международное частное право единого подхода в решении этой проблемы не выработали. В частности, существует мнение о том, что национализация имеет безусловный экстерриториальный характер, но судебная практика, как правило, не оспаривает экстерриториальное действие законов о национализации в отношении имущества, которое в момент национализации находилось на территории государства, проводившего ее. Если затем такое имущество вывозится за границу, то суды иностранных государств признают право собственности на это имущество за государством, а не за прежним собственником. По-иному решаются дела в отношении имущества, которое в момент национализации находилось за границей государства, осуществлявшего ее. Это связано с тем, что суды, оценивая правомерность приобретения государством права собственности на имущество, руководствуются правом страны места его нахождения.

32. Понятия и виды международного коммерческого арбитража.

В процессе осуществления внешнеэкономических сделок между контрагентами возникают споры, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением взятых по контракту обязательств. Одним из способов разрешения возникающих споров является международный коммерческий арбитраж, который имеет определенные преимущества по сравнению с судебным порядком разрешения споров. Такие преимущества заключаются в том, что стороны сами формируют состав арбитража, выбирая арбитров, обладающих специальными познаниями и квалификацией. Кроме того преимущества такой процедуры разбирательства спора в какой-то мере обусловлены скорость арбитражного разбирательства, относительной простой, возможностью выбора места, языка разбирательства. Решения, принимаемые коммерческим арбитражем, как правило, являются окончательными, что также создает значительные преимущества во времени, поскольку оно не будет затрачиваться на апелляционную инстанцию и обжалование. Некоторые преимущества арбитража заключаются и в большей конфиденциальности происходящего рассмотрения. А для российских участников внешнеэкономической деятельности преимущество такого рассмотрения споров заключается еще и в том, что для исполнения вынесенного решения имеется соответствующая юридическая основа, поскольку Россия участвует в Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 года, в которой участвует большинство государств. В то же время для исполнения судебных решений такая основа не всегда имеет место.

           Международный коммерческий арбитраж представляет орган, специально созданный для разрешения споров, вытекающих из международного экономического и научно-технического сотрудничества, или связанных с таким сотрудничеством. Этот орган рассматривает возникающие споры по существу в установленные сроки и выносит решение, обязательное для сторон. Сущность международного коммерческого арбитража заключается в том, что он имеет третейский характер. Третейская природа арбитража проявляется в том, что он формируется на основании соглашения сторон. Стороны сами определяют его компетенцию, указывая в соглашении, какой именно арбитраж будет разбирать их спор и характер споров (все споры, связанные с условием контракта, или только некоторые их виды). Международный коммерческий арбитраж не является государственным органом. Он создается при торговых и торгово-промышленных палатах, союзах предпринимателей, промышленных ассоциациях и федерациях, иногда при биржах и иных структурах коммерческого характера. Он может различаться по названиям, но это не меняет его сущности. В качестве примера можно назвать Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Санкт-Петербургский международный коммерческий арбитраж, Лондонский Международный третейский суд, Совет по арбитражу Центральной торговой палаты Финляндии, Международный арбитраж Американской Арбитражной Ассоциации, Арбитражный суд Международной торговой палаты.

           В отношении юридической природы международного коммерческого арбитража в теории МЧП нет единого мнения. Этот вопрос остается дискуссионным и в настоящее время. Существующие концепции о природе международного коммерческого арбитража можно свести к следующим видам: договорная концепция, процессуальная концепция и смешанная концепция. Суть договорной концепции юридической природы международного коммерческого арбитража заключается в том, что компетенция и состав арбитража определяются на основании заключенного сторонами соглашения. В основе заключения такого соглашения лежит воля сторон. Поэтому договорный характер такого соглашения определяет и договорную природу арбитража. В соответствии с процессуальной концепцией правовая природа арбитража также определяется, исходя из наличия соглашения сторон о передаче спора в арбитраж, но это соглашение рассматривается как процессуальное, исключающее юрисдикцию государственного суда. Смешанная концепция базируется на сочетании элементов договорной и процессуальной концепций. Исходя из этого, международный коммерческий арбитраж рассматривается как самостоятельный институт, включающий материальные и процессуальные элементы.

Международный коммерческий арбитраж можно классифицировать по видам. В зависимости от времени, на который создается арбитраж, различают постоянно действующий (институционный) и временный (изолированный, арбитраж ad hoc) арбитраж. В свою очередь постоянно действующий арбитраж в зависимости от компетенции подразделяется на арбитраж общей компетенции и арбитраж специальной компетенции. В зависимости от круга лиц, которые могут обращаться за разрешением спора в арбитраж, выделяется открытый арбитраж и закрытый.

Постоянно действующий арбитраж создается на неопределенный срок. Временный арбитраж формируется для рассмотрения одного конкретного спора, после чего прекращает свое существование.

Арбитраж общей компетенции вправе рассматривать любые споры, вытекающие из международного экономического или научно-технического сотрудничества. Арбитраж специальной компетенции может рассматривать только ограниченный вид споров.

Закрытый арбитраж означает, что в него могут обращаться только члены тех палат, ассоциаций, федераций, при которых он создан. В открытый арбитраж могут обращаться любые заинтересованные лица.

Организация и деятельность международного коммерческого арбитража осуществляется на основе норм, выраженных в соответствующих источниках. К ним относятся международные договоры и внутренние законы государств. Важнейшими договорными источниками являются: Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.

 

33. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств.

Правовое положение иностранного капитала в разных странах неодинаково и зависит от инвестиционной политики принимающего государства. В большинстве государств, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, приняты специальные законы в данной сфере. Основной целью указанных законов является создание благоприятного правового режима для вложения иностранного капитала.

Принимающее государство определяет порядок и условия вложения иностранного капитала в страну, т.е. устанавливает правовой режим инвестиций. Наиболее распространенным является национальный правовой режим, при котором иностранные инвесторы приравниваются к национальным субъектам хозяйствования (см, например, ст. 4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», законы иностранных государств).

Вместе с тем говорить о национальном режиме как идентичном положению отечественного инвестора нельзя.

Чаще всего исключениями из национального режима для иностранных инвестиций являются следующие:

- установление специального режима в определенной области;

- запрет деятельности в определенной области;

- установление минимального или максимального ограничения доли иностранного капитала;

- установление специального фискального режима;

- установление контроля за сделками иностранного инвестора;

- проведение определенной концессионной политики.

Однако привлечение иностранных инвестиций часто основано на создании для иностранных инвесторов более благоприятных условий, что должно стимулировать их к вложению средств в экономику данного государства. Поэтому порой в отношении иностранных инвестиций идет речь о привилегированном (преференциальном) режиме. Это достигается, например, путем полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, предоставления иных льгот и преимуществ.

Государство обычно определяет следующие аспекты осуществления инвестиционной деятельности:

- правовой режим иностранных инвестиций;

- формы иностранного инвестирования;

- гарантии для иностранных инвесторов;

- льготы для иностранных инвесторов;

- способы разрешения инвестиционных споров.

Большинство государств отдают предпочтение централизованному правовому регулированию иностранных инвестиций. Например, на территории РФ непосредственно иностранным инвестициям посвящено два федеральных закона: «Об иностранных инвестициях» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Во многих государствах также на высшем уровне приняты законы об иностранных инвестициях: все государства СНГ, Монголия, Китай и др. Одновременно с этими законами имеют значение для регулирования иностранных инвестиций гражданское законодательство (о собственности, юридических лицах, ценных бумагах и т.д.), налоговое законодательство, таможенное законодательство, о валютном регулировании.

Вместе с тем некоторые государства позволяют и местное регулирование иностранных инвестиций, их поощрение с помощью собственных средств и механизмов региональными и местными властями. Так, например, в Китае инвестиции объемом ниже 30 млн. долларов США не могут рассчитывать на льготы от центральных властей, но региональные власти способны сами предоставить какие-либо льготы даже без разрешения центральных органов. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» разрешает субъектам федерации и органам местного самоуправления регулировать в рамках своей компетенции привлечение иностранных инвестиций (п. 2 ст. 3) и предоставлять им за счет своих бюджетов льготы (ст. 17).

В РФ некоторые субъекты федерации приняли свои законы в области инвестиций. Например, в Законе Республики Дагестан «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан» идет речь о дополнительных по сравнению с федеральным законодательством гарантиях и льготах для инвесторов, в том числе и иностранных. В частности глава II полностью посвящена вопросам налогообложения инвесторов и предоставления им налоговых льгот. Из особенностей закона можно отметить широкую формулировку стабилизационной оговорки, которая охватывает любые неблагоприятные для инвестора изменения законодательства.

На территории Красноярского края действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». Закон не направлен на поддержку исключительно иностранных инвестиций, а на привлечение любых инвестиций в экономику края. Из числа инвесторов исключены государства и межгосударственные организации. Закон предполагает адресную помощь инвесторам, осуществляющим зарегистрированные инвестиционные проекты. Из особенностей данного закона следует отметить использование термина «режим наибольшего благоприятствования» в значении преференциального режима. Статья 11 закона устанавливает ряд льгот и преимуществ для инвесторов, включая налоговые льготы, льготы по аренде недвижимого имущества, субсидии, предоставление бюджетных инвестиций и т.д.

 

34. Коллизионные вопросы деликтных обязательств.

Основным коллизионным принципом в области деликтов является lexlocidelicticommissi. Этот принцип означает, что применяется право места совершения деликта. Долгое время стоял вопрос, который не потерял свою актуальность и в настоящее время.что считается местом совершения деликта? Так, в Германии местом совершения деликта признается как место, где были совершены противоправные действия (место деликтного поведения причинителя вреда), так и место последствий этих противоправных действий. При этом приоритет отдается первому (§1 ст.40 Вводного закона к ГГУ).

Во Франции практика и доктрина отдает предпочтение общему правилу: последствия деликтных действий, совершенных в другом государстве, должны рассматриваться с применением права этого государства.

В Российской Федерации законодательством предусмотрено, что к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (деликтным обязательствам), применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда (п.1 ст. 1219 ГК РФ). Здесь, как и в большинстве стран континентального права, главенствующую роль играет правило о месте совершения противоправного действия. Однако закрепляется и возможность использования правила о месте проявления противоправных последствий.

Таким образом, в национальном законодательстве многих стран, последствия правонарушения регулируются правом места совершения деликта (lexlocidelicticommissi), и этот принцип играет существенную роль. Однако в научной литературе отмечается тенденция к использованию иных принципов.

Наиболее ярким проявлением новых тенденций в развитии коллизионных правил является США. Широкое распространение здесь получили принцип «тесной связи» и принцип «интереса». Суть последнего сводится к тому, что суд при определении применимого права должен решить, право какого государства (в США - штата) наиболее заинтересовано в урегулировании данного спора. Принцип наиболее тесной связи определяется в соответствии с большей степенью связанности того или иного правопорядка с конкретным делом.

Заслуживает внимания и доктринальная теория учета результата, суть которой в том, что судья при выборе права должен учитывать результат, к которому приведет применение той или иной коллизионной привязки, судья при этом исходит из интересов пострадавшего.

 

35. Правовое регулирование создания и деятельности свободных экономических зон.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это особая территория государства, создаваемая с целью привлечения иностранного капитала на более льготных условиях.

Решение о создании СЭЗ принимают государственные органы. В первую очередь важно правильно выбрать место расположения зоны. При этом учитываются следующие факторы:

1) уровень экономического развития страны, текущие и перспективные задачи экономической политики;

2) специфика географического положения территории, где предполагается создать зону;

3) особенности отраслевой структуры местной экономики, возможности развития внешнеэкономических связей;

4) сравнительно небольшая территория с четко обозначенными границами.

Цели создания зон и способы предоставления льгот отличаются, что позволяет говорить о различных видах СЭЗ. Так, в СЭЗ могут предусматриваться льготы по общегосударственных (централизованным) налогам и по региональным.

Зоны могут иметь разную «специализацию». Например, свободные таможенные зоны, либо зоны свободной торговли – это особые беспошлинные торговые складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственной границы. Преференциальный режим в этих зонах основан на отмене либо смягчении таможенных пошлин.

Свободные экспортно-промышленные зоны – это территориальный «анклав», призванный задействовать конкурентные преимущества дешевизны местных трудовых ресурсов, привлекать иностранные инвестиции в отрасли, работающие на внешние рынки. Преференциальный режим включает налоговые льготы, таможенные льготы, льготы в кредитовании, льготные рентные платежи.

Свободные банковские зоны – зоны, которые представляют собой обособленные сектора финансовой системы, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих в особо льготных условиях. Преференциальный режим включает налоговые льготы, контроль Центрального банка на льготных условиях, наиболее свободный режим банковской деятельности.

Свободные технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы) – это зоны, в которых ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство.

Довольно распространенным явлением стало создание оффшорных зон, или оффшорных финансовых центров (ОФЦ). ОФЦ — это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория го­сударства), в пределах которой регистриру­ются компании иностранных резидентов, ко­торым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные на­логи либо полностью освобождаются от нало­гообложения и уплачивают лишь регистраци­онные и ежегодные пошлины. Компания, зарегистри­рованная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иност­ранной (по отношению к государству регист­рации) валюте.

Таким образом, в свободных экономических зонах инвесторам предоставляется преференциальный режим, который включает в себя налоговые, таможенные, кредитные льготы для малого бизнеса, упрощенный порядок регистрации, создание специальных административных структур, занимающихся проблемами притока инвестиций. На территории практически всех свободных экономических зон предусматривается:

- упрощенный порядок создания предприятий (сокращенные сроки регистрации, например от 1 до 3 дней);

- льготы по налогообложению (упрощенный порядок предоставления финансовой отчетности, льготные ставки налогов и сборов);

- льготный таможенный режим (свободный ввоз и вывоз продукции и оборудования для ее получения, упрощенный таможенный контроль);

- льготный валютный режим (упрощенный валютный контроль, возможность расчетов между резидентами зоны в иностранной валюте).

 

36. Имущественные и личные отношения между супругами в МЧП.

В большинстве правовых систем действует принцип невмешательства в личные дела супругов. Преимущественная часть личных отношений между супругами регулируется обычаями, нормами морали, брачным договором (контрактом). 

Особенности правового регулирования личных отношений супругов прослеживается в праве Великобритании и США. В частности, в законодательстве устанавливается, что супруги обязаны создать супружескую общность жизни – консорциум. Нарушение консорциума дает право на предъявление к лицу, по вине которого он нарушен, деликтного иска об утрате консорциума, поскольку покинутый супруг имеет право на общество и услуги жены.

Для решения вопроса об имущественных отношениях, требуется сначала установить применимое право. 

Так, в настоящее время, статья 161 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что имущественные отношения супругов будут устанавливаться по закону страны:

- их совместного проживания;

- при раздельном проживании – по закону страны их последнего совместного места жительства.

Следует выделить Международную конвенцию о коллизии законов относительно личных и имущественных отношений супругов 1905 г. Нормы Конвенции, регулирующие имущественные отношения, действуют только тогда, когда иное не предусмотрено предбрачным соглашением супругов. При отсутствии такого соглашения последствия брака в отношении владения и распоряжения имуществом супругов определяются национальным законом мужа в момент заключения брака.

В 1978 года была подписана Конвенция о праве, применимом к режиму имущества супругов. Супруги могут сделать выбор в пользу одного из следующих законов:

1) закона государства, гражданство которого имеет один из супругов в момент этого избрания;

2) закона государства, на территории которого один из супругов имеет постоянное место жительства в момент избрания;

3) закона того государства, на территории которого один из супругов впервые получит постоянное местожительства после вступления в брак. Избранный таким образом закон применяется ко всей совокупности имущества супругов. 

Если супруги не сделали выбора в пользу одного из законов и не заключили брачного контракта, то применению подлежит закон того государства, где расположено их постоянное местожительство, при условии, если после заключения брака это место жительства осваивалось ими более 10 лет. 

Как правило, раздел имущества супругов производится в зависимости от законного режима данного имущества, который устанавливается государством. 

Чаще всего не подлежит разделу имущество, которое приобретено до вступления в брак, имущество которое удовлетворяет личные нужды супругов. (в Нидерландах личная собственность обоих супругов (имущество и долги) подчиняется с момента заключения брака юридическому режиму совместной семейной собственности).

Имущественные отношения между супругами основаны на договорном или легальном режиме совместного имущества. Виды легальных режимов имущества – режим общности (Франция, Швейцария), режим раздельности (Великобритания, Федеративная республика Германии), режим отложенной собственности (Дания, Швеция, Норвегия). 

Семейным законодательством предусматривается институт алиментных обязательств, под которыми понимаются средства на содержание, которые в предусмотренных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать в пользу других членов семьи.

К алиментным отношениям разведенных супругов применяется и закон места расторжения брака (статут развода). Например, в Эстонии, обязанность предоставлять содержание разведенному супругу определяется законом, применимым к расторжению брака.

Алиментные обязательства регулируются не только на национальном, но и на универсальном международном уровне – Гаагская конвенция о праве применимом к алиментным обязательствам 1973 г. Согласно этой Конвенции, алиментные обязательства регулируются законом места постоянного жительства взыскателя алиментов. 

 

37. Международные гарантии в сфере иностранного инвестирования.

Гарантии призваны создать благоприятные условия для иностранных инвесторов. Наибольшее значение для иностранного инвестора имеют следующие гарантии:

- запрет национализации, экспрориации или иных аналогичных мер;

- свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью;

- разрешение споров с государством.

Однако в действительности перечень гарантий значительно шире. Так, например, федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» включает:

- гарантию правовой защиты;

- гарантию использования различных форм инвестирования;

- гарантию перехода прав и обязанностей другим лицам;

- гарантию от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационную оговорку);

- гарантию приобретения ценных бумаг;

- гарантию участия в приватизации;

- гарантию предоставления права на землю.

Рассмотрим эти гарантии более подробно с учетом также и двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Запрет национализации, экспрориации и иных аналогичных мер.Данная гарантия направлена то, чтобы предотвратить пусть правомерное с точки зрения внутреннего законодательства, но нежелательное для иностранного инвестора изъятие имущества в доход государства.

Использование различных форм инвестированияозначает, что порядок, сроки и формы вложения инвестор выбирает сам, а государство гарантирует ему этот выбор. Двусторонние договоры, как правило, не предусматривают такой гарантии, поскольку устанавливают режим наибольшего благоприятствования или национальный режим для инвестирования, который и гарантирует недискриминацию инвестора.

Свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью.Вкладывая средства в экономику государства, инвестор должен быть уверен, что он может в любой момент вывезти инвестицию, прибыль или реинвестировать ее в другой объект, изменить форму инвестирования и т.д.

Гарантию правовой защитыпредусматривает ст. 5 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Эта гарантия означает всего лишь, что инвестор может пользоваться всеми средствами правовой защиты, предусмотренными российским законодательством и международными договорами.

Гарантия перехода прав и обязанностей к другим лицампредполагает, что принимающего государство признает действительным передачу инвестором своих прав и обязанностей третьим лицам, в том числе государству в порядке суброгации.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства(стабилизационная оговорка) имеет большое значение для инвестора, поскольку обеспечивает для него осуществление инвестиционной деятельности на одинаковых условиях на всем ее протяжении и в пределах срока окупаемости.

Гарантии приобретения ценных бумаг, участия в приватизации, и предоставления права на землю(ст.ст. 13 – 15 федерального закона «Об иностранных инвестициях») подтверждают недопустимость дискриминации иностранных инвесторов и предоставляют им права приобретать ценные бумаги, участвовать в приватизации и приобретать права на земельные участки в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, существенно на положение инвестора эти гарантии не влияют, поэтому и в двусторонние договоры они также не включаются.

38. Международная подсудность. Возможности её изменения.

Под международной подсудностью применительно к Российской Федерации понимается компетенция российских судов общей юрисдикции и арбитражных судов при рассмотрении споров с участием иностранных лиц, позволяющая разграничить ее с компетенцией иных государств.

Международная подсудность определяется в международных договорах, например в договорах о правовой помощи и других, и национальном законодательстве. При отсутствии международного соглашения общие правила подсудности дел с участием иностранных лиц определяются в АПК РФ и ГПК РФ.

 Связь процессуального, коллизионного и материального права получила название форум-шоппинга (forum shopping), или проблемой выбора лучшего суда. Заинтересованное лицо будет обращаться в суд того государства, где оно получит оптимальные юридические и фактические условия защиты своих интересов. 

способы опре­деления международной подсудности:

1) по признаку гражданства сторон (Франции, Италии). 

2) по месту жительства ответчика (Германии, Швейцарии, КНР). Подсудность определяется местожительством ответчика – имеет место распространение правил внутренней территориальной подсудности. Для юридических лиц подсудность определяется местом нахождения административного центра;

3) по признаку «присутствия» ответчика (Англии, США). Любое лицо может воспользоваться юрисдикцией английского суда или подпасть под его юрисдикцию при условии, если ответчик надлежащим образом вызван в суд. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...