Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство позднего Средневековья (XIII – XIV вв.). Германия




Для уничижительного обозначения «варварского» искусства Средневековья в эпоху Возрождения утвердился термин «готика». Название стиля связано с германским племенем готов, в 410 г. разграбившим Рим. Как раз падение Вечного города и ознаменовало конец Античности и начало Средних веков в культурной истории Европы. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам и вечности. Готический стиль возник во Франции, откуда он распространился по всей Западной, Центральной и частично Восточной Европе.

Периодизация готики:

½ XII – ¼ XIII вв. ранняя 2/4 XIII – XIV вв. зрелая (высокая)     XIV – XV вв. поздняя (пламенеющая)

В искусстве готики особое внимание уделялось челу, его эмоциям, трагическим сценам страдания и смерти. Это t было отмечено быстрым развитием градостроительство, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Углубленные богословские размышления, математические расчеты, совершенствование техники строительства позволили сформировать тот художественный мир, который и назвали готикой. В религиозных трактатах Средневековья готический собор описывался как модель мира и символ бесконечности. Он выражал ХР-ую идею духовности, устремления ввысь, к небу. Отсюда и основная композиционная доминанта – вертикаль. Готический собор – в большей степени организация пространства, сем формы. Можно сказать, что собор вырастал из земли, но жил в небе.

Важно отметить, что символико-аллегорический строй готического ис-ва, отличающееся высокой духовностью, сочетался с расширением интереса к реальному миру, природе. В скульптуре и живописи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образцы отличались инд-ыми чертами, одухотворенностью и возвышенностью.

Эпоха готики – t расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости. Готический стиль объединил в один ансамбль художественный предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Поскольку арх-ра была его главным формообразующим фактором, то мебель, предметы церковной утвари повторяли в миниатюре композицию и детали арх-рных сооружений.

Готический храм сохранил ту же базиликальную форму, что и романский, но конструкция его свода изменилась: его основой стала каркасная сис-ма из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Использование стрельчатых арок – отличительная черта готической арх-ры. Вынесение наружу конструктивных эл-ов, поддерживающих крестовый свод, помогало создать огромное, несоизмеримое с чел-им ростом, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке светились разными красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Готический собор идеальным образом подходил для синтеза ис-в: арх-ры, скульптуры, витражей – главного вида готической живописи, декоративного ис-ва. Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах три темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл Марии и цикл патрона храма или наиболее почитаемых местных святых. Застылость и замкнутость романских скульптур сменилась подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур. на фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, горгульи).

В ис-ве готики органически переплелись лиризм и трагизм, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Выдающимися произведениями готической арх-ры яв-ся: во Франции – собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; в Англии – Вестминстерское аббатство; в Германии – собор в Кельне.

В Германии готика появилась во 2/4 XIII в. Немецкие мастера усилили ее беспокойный, мятущийся дух, придали худ-ным образцам экспрессивную выразительность, драматическую одухотворенность. В немецкой готике отчетливо отразились запросы и идеалы различных общественных кругов – князей, рыцарей, горожан.

Специфика Германии заключалась в том, что готический стиль не охватил сразу все ис-во в целом, а постепенно проникал в его отдельные виды. Живопись долго придерживалась позднероманских форм. Скульптура первая отреагировала на новее веяния инд-зацией образов и драматизмом повествования, при этом фр-ое влияние не заслонило своеобразной немецкой пластики, проявляющегося в соединение черт подлинного реализма с восторженностью.

Лидирующую роль в становлении новой художественной сис-мы, как и в других странах, играла арх-ра, полностью приобретшая готические черты во ½ XIII в. История готики в Германии началась со стр-ва Либфрауэнкирхе в Трире и церкви Санкт-Элизабет в Марбурге (XIII в.).

Ярким примером немецкой готики служит Кельнский собор (начат в 1248 г.) – пятинефная базилика с трансептом и хором. Грандиозность пространства ощущается не только благодаря размерам здания, но и из-за перепада высот: средний неф в 2,5 раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. В наружном облике выделяются легкие башни с остроконечными крышами на западном фасаде, контрастируют гладкие поверхности и декоративная резьба. Повторяющиеся от яруса к ярусу стрельчатые арки, замена «розы» стрельчатым окном усиливают устремленность собора вверх.

Немецкая готика изобретает новую форму декора храма – резные алтари. Некоторые из них датируются XIV в. Около 1300 г. в Кельне впервые появились независимые от стены и от арх-рного ансамбля живописные станковые произведения, исполненные на дереве. Но это уже начало нового этапа развития ис-ва, связанного с формированием ренессансного стиля.

 

13. Искусство Италии 15 в .АрхитектураВ 15 в.на тер-ии италии переживает саой расцвет иск возрождения,возрождение проявл в архитектуре.1 площадка иск ран возрождения –обл тосман,здесь соперничали м\у сабой в покравительстве иск.первые флорентийские зодчие-Брунелески,скульптор-Донателло.В архитектуре тоскан нет готики.Древнегреч строгасть почти утратилась,при этом она была свободна от типа закономерносте античных форм,здания были четко спланированы,всюду господствовали размеры и пропорции. Столбы не зависели от пелястр,переходили в колоны.Капители выполнен. в стиле каримского ,кононич.тоскано-дарического.кристовые своды перешли в плоские покрытия ,купола стрельчатые арки-в полуциркульные ,котор.стали предпочит.прямым балкам,для соед в колоны.Раньше всего проявление подражанию античному иск проявилось в украшениях,котор в легкой форме стали исполн. На итал .худ яз-аробески.Появление поздне античн пелястр,украшались внутри обрамлением :листьями и завитками,амурами,трофеями-все в античном стиле.В свои права вступает волнистая линия-миандор.Архитекор Тоскан-П.Джованни-инициатор нов напр в Италии.Ренесанс в Италии нач с Флорентийского собора.Арх-ор Ф Брунелески ,его раб-возведеные купола готич.здания над готовым барабаном Флорент.собора.Церковные постройки-ц.Сан Лоренцо-это 3-х нефная базиликас канонами Христианского типа,хороши ветви трансепта отсечен. Под прямым углом над каримскими пелястрами м\у котор.капеллы в форме низких ниш.Гл.нефы покрыты плоскими сводами.Светские постройки Брунелески указ.нов пути развит-я архитектуры ,в так назыв рустику из плит.Брунелески стал расчленять пелястрами стены свода это вида на примере дворца Поллацио деи Капитани ди Парте Гуэльора.среди последователей Брунелески был Микелоцо ди Бартоломелло.он верен готич.традиции. капелла в Медичи ,здесь готич. Формы смешаны с подражанием античности.Наличники дверей,корридора- образцовые линии.Микелоццо рук-л постройкой дома Медичи,он известен как строитель дворцов-дворец Медичи в Мелане. Лион Альберти –архитектор,ратовал за свободу творчества,переработку всех образцов,его постройки-ц.Сан-фронческо ,ц.Святого Себастьяна в Мантое,фасад Санта-Мария Новелла,но нов образцом в архит явл его постройка однонефного храма в Сант Андреа .Остальные архитекторы наз младшими :Джулиано де Санчало(монастырь,дворец Делаци во Флоренции ,дворец Палаццио Гонди Флоренция,Полаууио Строци)симона Кронаки,Баччо Полтелли,Франческо ди Джорджо,антонио Федерики.

Скульптуру15 в многочисл нитями связ с архитектурой.В скульптуре создается возм. Развиваться орнаментике возрождения.Много произведений малой пластики(статуэтки)-составные части обихода,произведения круглой пластикиредки в это время.встреч медальоны,рильефные доски.на ряду со скульптурой в мраморе и бронзе-выступ.липная скульптура из глины.особенности тосканской скульптуры –поливная керамика(полива) пришла с Востока .По своему содержанию Ит. Пластика 15 в представл портрет. Иск-во берет сюжеты из библии.Люди представлялись во всей своей телесности,со свойств им чертами-старые,молодые.Хар-ой чертой изо телесности явл. Обнаженное тело,одежда была минимальна.В пластике имело место свобода и естеств.движения,нов.живопись расчит.на глубину пространства в форме рельефного стиля.У каждого худ в это время был свой взгляд вписывания в природу.Сила и грация,строгость появл. В произв разных мастеров-это хар-ет новый тип развития иск-ва.А /Диванто,Н.Дорецо,Н.Диванто-фигура Св.Делигии.Якобо делла Кверча-мастер с сильно выраж.самобытностью.Он изготовил 6-и угольный купель в Сан жоване.А.Федерики-сабор Орвиенто,статуя Вакха она принадлежит мифологич фигурам.Джовани Детурино0рельеф Рождество,наиболее плодовитой была сиенская школа скульптуры.Л.Веккъяти-гл.альтарь в Сиворе,бронзовая статуя спасения Санта Мария делла Скала.Флоренция ,лучшие скульптуры:Лоренцо Гиберди,Донателло,,Микеллоцо,Луко делла Рабио,Антонио Россалино,Лоренцо Гиберди-знаменит.скульптор 15 в приверженец времени триченто(красота выше сем правда)Донателло сочет 2 направления возрождение античных форм и сила основы творчества Донателло.Микелоццо делал мраморные скульптуры,его подражание античным формам было вялым,после Донателло искуствоведы причислили Луку делла Рабио соед.риализм Донателло с чувством красоты Гиберди.Расцвет ренисанса связ. С бесчисл украшениями из глины,работал Лука с мрамором,в бронзе,к лучшим произведениям относятся надгробные памятники епископа Фидерика.Лучшая бронзовая раб-дверь Флорент собора.Второй алтарь с распятием ,триптих с венчанием богородицы из жизни Св.Франциска.Джованни белла Рабио(поклонение волхвов,плачь на тему Христа).Новое направление в мраморных скульптурах.Росселино-его гл.заслуга в развитие форм  флорент.надгробн.памятников,архитектура благодаря ему достигла пропорции. Андрео дель Вероньо (серебр.рельеф,Геракл,статуэтка Давида) 

Живопись. Колыбелью худ. идеалов Воз-я стала Флоренция – процветающий независимый город банкиров и купцов. Ит. в это время славится стенной живописью (это направление приходит из Фр.). Исп-сь как темпера, так и масло (картины на полу в Сиенском соборе). Реалис.тенденции -в творчестве Джотто ди Бондоне(1267-1337)– Фрески капеллы Санта-Мария дель Арена в Падуе. С этой капеллы начинается история нового стиля европейской живописи. Большинство фресок изображают сцены из жизни БМ и Х. Своды – медальоны с изображением святых. Новаторство Джотто сказалось в сюжетах посв-х БМ. Худ-к изобразил события библ. истории земными. Джотто разрабатывает иную пластику фигур, ритм линий, кот. объединяет все фигуры в комп-е, смысловое и чувственно-телесное целое, новые принципы построения пространства, открытие интерьера (изображение пространства комнаты в картине), пейзажа, внутр. мира героев живописного рассказа. Фреска падуанского цикла «Поцелуй Иуды» (центр композиции – фигуры Христа и Иуды. Джотто показывает не момент прикосновения, а минуту предшест. ему. У Иуды есть ещё возм-ть сделать иной выбор. Худ-к достигает макс. образности за счёт нюансированного сопоставления персонажей. Невиданный расцвет в 15 в. – монум-я фресковая живопись. Её реформатором был Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, известный как Мазаччо(1401-1428). Он прожил очень короткую жизнь, но успел внести знач. вклад в развитие живописи. Главная работа – роспись капеллы Бранкаччи (имя заказчика) церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции («Изгнание Адама и Евы из рая»). Здесь продемонстрировано всё, что с таким трудом трудом осваивала протореннесанская живопись: умение размещать фигуры в пр-ве, их взамосвязь между собой и пейзажем, знание анатомии чел.тела. Ева с рыданиями запрокинула голову, Адам закрыл лицо руками. Экспрессия в выражении чувств делает эту сцену шедевром живописи 15 в. Для стиля худ-в Возр-я хар-но стремление «остановить мгновение». Они освоб-сь от вневременности готики и особым образом фиксировали течение времени. Мозаччо ещё не в сост. уловить кульминацию события в поступке, но гениально объединяет разновременные акты в пр-ве. Этот принцип единения стал открытием для худ-в. М. подошёл к передаче индив. в чел. лицах. Более того, он решается ещё на один шаг – ср-ми живописи создать иллюзию пространственно-арх. среды. Фрески М. превратились в своеобразную худ. академию во Флоренции, на их примере училось не одно поколение худ-ков Ренессанса. Экспериментатором в области изучения и использования перспективы был худ-к Паоло Уччелло(1397-1475) – сцены сражений. Кн. живопись – по-прежнему б. популярны рукописные книги. (Римские собрания). В Таскании и Ср. Ит. – флорент. школа миниатюры. (Герардо ди Джованни и Аттаванто дени Аттаванти – роспись служебника). иллюстрации печатных книг (гравюры на дереве и на меди). Флоренция во главе движения Ренессанс. Сандро Боттичелли(1445-1510). Персонажи его картин лишены материальности, они лёгкие и воздушные. У худ-ка отсутствует любимая флорентийцами «лепка формы», очертания фигур ритмически повторяются, приходят в движение. 1)»Весна»(1478) – символизирует красоту жизни, пробуждение молодости, плодородие. Все женщины на картине изображены беременными. 2) «Рождение Венеры»(1485) – Богиня появляется на свет из морской пены. О гармонии между чел. и Вселенной, победе красоты над несоверш. миром. Христ. сюжеты («Оплакивание»,»Мистическое Рождество»). Иллюстрировал «Божественную комедию» Данте. Ученики: Филлипино Липпи (фрески из жизни св.Фомы; встреча Иокима и Анны); Гирландайо(религиозная живопись); Антонио Панайоло (мученичество св.Себастьяна). Школы: сиенская, флорентийская, умбрийская (Пьеро делла Франчески – трактат «о перспективе и живописи»). Живопись Северной Италии развивалась под влиянием Тасканы -миниатюра, гравюра, станковая живопись. Церковная живопись на стекле процветала в Милане, Венеции, Болоньи. Особенно славилась инкрустация. 15в – век миниатюры (Кристофоро Тредо, Либерале да Верона). Живопись достигла успехов в передаче пространства (Пизанелло). Пространственная иллюзия

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...