Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Произведение искусства как системный объект




Важнейшая подсистема К-ры – иск-во, изучение и научный ан-з к-го имеют многовековую историю. Вместе с тем, трудность объективного анализа явлений в сфере иск-ва не позволило получить достаточно рез-в для создания общей конструктивной теории иск-ва.

Иск-во, как и К-ра в целом, содержит большое кол-во подсистем: это сами авторы, системы массовой информации, концертные и театральные учреждения, образовательные стр-ры, произведения иск-ва и ср-ва их тиражирования, библиотеки и т.д.

Произведения иск-ва (как подсистемы иск-ва) самая сложная система.

Произведение иск-ва имеет особые св-ва. Произ-е иск-ва хар-ся:

· материальностью,

· воспроизводимостью,

· охватом практически всех видов иск-в в разные эпохи,

· воплощением в произведении психологических устремлений и ценностных установок автора,

· возможностью тиражирования,

· возможностью экспертных оценок.

Главное св-во худ-но произв-я – воплощение в нём духовных смыслов и ценностей в какой-то материальной стр-ре, позволяющей рассматривать произв-е иск-ва как сигнал, переносящий эстетическую информацию.

Произв-е иск-ва м/ рассматривать как модель внутреннего мира ч-ка, воплощающую его отношение к природе, к др. людям, к общественным процессам, содержащую его эмоциональную и эстетическую оценки действительности, и являющейся сложной и многоуровневой системой.

Но вместе с тем, принципиально важна в оценке произв-я иск-ва как системы его открытость, невозможность реализации его предназначения вне индивидуума (вне потребителя, реципиента, соц. среды и т.д.). Функциональные связи авторов произв-й иск-ва и его потребителй осущ-ся почёткой схеме:

· автор несёт инфо потребителю, при этом выбор авторов ч/з произв-е иск-ва осущ-ся потребителями, среди кот-х есть такие, к-ые не только потребляет, но и даёт оценку произв-ю иск-ва, критику.

· Имеется и др. обратная связь – от публики к авторам. Хотя она осущ-ся выборочно. Х-но опр-ное запаздывание обратной связи во времени. Выбор произв-я иск-ва и автора производится на основе тех или иных предпочтений, кот-ые формируются средой в ходе её саморазвития с пом. традиций, образовательных учреждений и программ и СМИ.

Функционирование произв-я иск-ва в открытой системе свидетельствует о том, что итог восприятия произв-я иск-ва всегда б/ зависеть не только от него самого, но и от его потребителя: его эстетических, нравственных или др. ценностей.

Исследователи ис-ва, его теоретики сегодня отмечают, что произв-е иск-ва оказывается столь же целостным сколько и нецелостным, столь же замкнутым сколько и разомкнутым, произв-е иск-ва оказывается настолько же автономным как и гетерономным, в такой же степени завершённым как и незавершённым. → Более правильно следовало бы говорить не об исполнении произв-я иск-ва, а о его интерпретации. Рассмотрение произв-я иск-ва как системного объекта позволяет говорить, что имеется зависимость от взаимод→я и др. эл-в подсистем. Например, оценка первого исполнения нового произв-я иск-ва критиками, подключение к этому СМИ, распр-е произв-я иск-ва как товара и т.д. Они м/ оказать решающее влияние на дальнейшую судьбу произв-я иск-ва и самого автора. Например, имело место неудачное исполнение первой симфонии Сергея Рахманинова в 97 году, кот-е чуть не положило конец всей его дальнейшей деятельности, настолько он был разочарован. Др. пример, когда провалилась первая постановка «Чайки» Чехова → разочарование писателя в театре было колоссальным.

Информационная пропускная способность любого канала связи и каждого его звена д/ соответствовать друг другу. Это в значительной степени относиться и к эстетической инфо. Пример, плохое исполнение произв-я иск-ва м/ исказить произв-е и его судьба м/б обречена. Многие такие провальные проекты на долгие годы клались на полку. Но были и другие причины, почему произв-я иск-ва были не востребованы: например, по идеологическим причинам (чаще кино); запрещались многие спектакли – не тот идейный худ-ный хар-р, не та подача, трактовка, акценты и т.д. И так со всеми видами произв-й иск-ва, м/б лишь за исключением живописи: первое неудачное произведение художника долгой печатью лежит на восприятии последующих его более удачных работ.

Анализ произв. иск-ва как системного объекта показывает, что при достаточно большом кол-ве предпочтений каких-либо произв. иск-ва повышается производительность соотв-го автора. Но здесь сущ-ют пороговые эффекты: если кол-во предпочтений не превышает нек-го порога, то такое потребление произв. иск-ва не оказывает влияния на распространение инфо.

Имеющаяся конкуренция среди авторов приводит к необходимости повышения худ-го уровня. Это происходит в нормально функционируемой системе, где основными яв-ся эстетические, а не экономические или идеологические критерии. Любые худ-ки д/ соревноваться друг с другом, но главным критерием соперничества д/ выступать эстетические цен-ти, идеи, поиски прекрасного и т.д.

 

Пульсация интересов возникает. При моделировании сложных систем произв. иск-ва центральным ?-ом яв-ся вопрос об оценке качества этой модели, т.е. выбора и нахождения критерия оценки эффективности. Применительно к произв. иск-ва показатель эф-ти его хар-ет степень соотв-я конечного результата восприятия произв. иск-ва и замыслу автора.

Для опр-я этого показателя эф-ти н/ экспертная оценка, критика с участием автора произв., что невсегда возможно или невсегда результативно. Н/ принципиальная возможность оценки этого параметра произв. иск-ва как модели. М/ возникнуть необходимость в оценке этой модели моделью. Например, рецензии на новое произв-е иск-ва. Показатель функциональной устойчивости здесь в степени инвариантности модели к некоторым преобразованиям, например, к ракурсу рассмотрения картины, к абсолютной высоте музыкального строя при прослушивании музыки и т.д. Например, критик анализирует картину, но с опр-го ракурса, а с др. ракурса это будет другое восприятие.

Говоря об эстетической инфо, которую несут произв. иск-ва, н/ помнить, что возможна потеря этой инфо при передаче потребителю. Потеря м/б смысловая, интонационная, оценочная и т.д. Иск-во имеет механизмы восполнения этой инфо. Эти механизмы основаны на сотворчестве потребителя и автора произв. иск-ва, а также на развитии исполнительских интерпретационных видов иск-ва. Всегда в иск-ве недостающая часть эстетической инфо восполняется за счёт соучастия потребителя, слушателя, читателя, зрителя, исполнителя данного произв. иск-ва.

Например, пианист исполняет фортепьянное произведение; так разные исполнители по-разному исполняют Шопена → восприятие и эстетическая инфо разная, поэтому и выделяют гениальных выдающихся маэстро, о мастерстве которых слагают легенды, со своей исполнительской интерпретацией и манерой и просто талантливые исполнители. → Соучастие самого исполнителя играет огромную роль в расширении эстетической инфо.

Для каждой исторической эпохи К-ные традиции смыслоинтонационного наполнения и исполнительской интерпретации произв. иск-ва всегда свои, они бережно передаются следующим поколениям, которые м/ аккумулировать их или растерять.

Например, исполнительская манера Рубинштейна, исполняющего произведения Чайковского. Рубинштейн был одним из пропагандистов произведений Чайковского, но критиковал Чайковского за то, что его трудно играть из-за постоянного скрещивания рук. Это было очень необычно для этого периода исполнения произведений Чайковского.

Исполнительская манера Давида Ойстраха и т.д.

Восприятие произв. иск-ва как системного объекта не ставится целью потребителя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...