Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы рынков по уровню развития конкуренции




Выделяют четыре основных типа отраслевой рыночной структуры: совершенная (чистая) конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция и монополия. Естественно, что каждая отраслевая рыночная структура может иметь значения характеристик, относящихся к разным типам отраслевой рыночной структуры.

Совершенная (чистая) конкуренция.Основной чертой конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы или стимулирования сбыта. Основная характеристика данной отраслевой рыночной структуры – отсутствие в отрасли предприятия, контролирующего цены, так как при такой структуре цены устанавливаются через стихийно действующие конкурентные силы. Предприятия также не могут влиять на цены потребляемых ими ресурсов. В компетенции предприятия остается только принятие решений о том, сколько и как производить ему продукции. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или, следовательно, на цену продукта. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых форм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко.

Олигополия – другой тип отраслевой рыночной структуры. Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг, отрасль является олигополистической. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Обычно при такой структуре предприятия примерно равны по мощности или совокупности мощи, что порождает сильную взаимозависимость между ними. Каждое предприятие осуществляет собственную рыночную стратегию, то есть устанавливает количество продаваемой продукции, ее цену, причем эта стратегия учитывается конкурентами. Появление новых предприятий на рынке олигополистической отрасли обычно затруднено из-за высоких входных барьеров.

Третий тип отраслевой рыночной структуры – монополистическая конкуренция. Она характеризуется большим количеством предприятий-производителей, выпускающих широко дифференцированную продукцию. Дифференциация продукции обычно связана либо с особенностями самого продукта (упаковка, качество и т.п.), либо с территориальной особенностью мини-рынков, либо с условиями, сопутствующими продаже. Таким образом, продавец-производитель получает монопольную власть на мини-рынке данного продукта, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без сокращения объема продаж. Но так как каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, практически невозможен. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы. Вступление в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легкое. Но по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт.

Монополия –четвертый тип отраслевой рыночной структуры, при котором существует единственное предприятие, производящее и продающее один или несколько товаров, не выпускаемых никакими другими предприятиями, то есть товаров, для которых не существует близких заменителей. Таким образом, теоретическая конструкция монополии подразумевает стопроцентную концентрацию, то есть наличие одного товаропроизводителя на одном рынке. На практике же такая ситуация встречается крайне редко и носит случайный характер.

Следует выделить естественную монополию, возникающую при появлении совершенно нового товара, и государственную монополию, когда, исходя из своих интересов, государство сосредотачивает весь выпуск необходимой ему продукции в своих руках.

В рыночной экономике присутствует, преимущественно, сочетание различных типов структур, что требует знания основных закономерностей рынка в различных условиях.

Свободные цены складываются на рынке без прямого вмешательства государства в процесс ценообразования, исключительно в результате проведения ценовой политики хозяйствующими субъектами, под влиянием коммерческого ценообразования, основанного на маркетинговых изысканиях, направленного на возмещение затрат и получение прибыли.

Свободные цены формируются в условиях конкуренции или монополизации рынка.

Свободное ценообразование предполагает косвенное влияние государства на процесс ценообразования, а также проведение государством антимонопольной деятельности [1].

Различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.

Под чистой конкуренцией подразумевается такое положение на рынке, когда продавцов-участников конкуренции множество, но никто не может единолично управлять ценами, т. к. каждый представляет на рынке небольшую долю от общего предложения данного товара. Рыночные цены устанавливаются коллективными усилиями, с учетом действия объективных факторов, под влиянием общего интереса всех продавцов и возможностей покупателей, а также случайностей конъюнктуры. Интересы продавцов определяются необходимостью возместить затраты и получить нормальную для данного товарного рынка, региона и сезона прибыль. Возможности покупателей определяются их платежеспособностью и экономическими потребностями в области личного потребления, текущего производственного потребления и инвестиций.

Рыночная стоимость (идеальная оценочная цена безразличия) может быть выражена средней величиной или задана ценовым параметрическим рядом в определенном интервале на известные апробированные потребителем модели и сорта. Вокруг цены безразличия выстраивается разброс цен на весь ассортимент товаров данного вида.

Свободное ценообразование в условиях чистой конкуренции сопряжено с ценовой конкуренцией. При этом используется механизм спроса-предложения. Пониженная цена привлекает покупателей, повышенная цена отталкивает. Тот, кто хочет распродать весь свой товарный запас, снижает цену и перетягивает к себе покупателей. Но это не влияет на общее представление о цене – рыночной стоимости (или о предельных значениях ценового интервала) сегодняшнего дня.

Тот, кто решает резко поднять цену, полагаясь на качество своего товара, помогает своим конкурентам, а сам может остаться без покупателей, но это также не влияет на представление сегодняшнего дня о рыночной стоимости (у статистиков, осуществляющих наблюдение цен, крайности поведения продавцов, напротив, могут попасть в выборочную совокупность и повлиять на среднюю цену).

Общий перевес предложения над спросом в условиях чистой конкуренции заставляет всех продавцов снижать цену по всему ассортименту товаров данного вида. При этом ценовая конкуренция обостряется. Тот, кто хочет выиграть время, должен резко снижать свою индивидуальную цену.

Перевес спроса над предложением позволяет всем продавцам поднять цену. Чтобы распродать весь товар, отдельному продавцу достаточно не поднимать цену. Это также будет означать ценовую конкуренцию.

В целом дефицит товаров и ценовая конкуренция несовместимы. В условиях постоянного товарного дефицита цена перестает играть регулирующую роль, т.к. снижаются требования к качеству товаров, к постоянному снижению издержек производства.

Но дефицит товаров не свойствен развитой рыночной экономике.

Перевес спроса над предложением и предложения над спросом в рыночной экономике обычно чередуются и недолговременны.

Повышение и снижение цен происходит в значительной степени под влиянием объективных факторов и бывает четко выражено, поскольку при отсутствии монополизации рынка и вмешательства государства нет препятствий к проявлению объективных тенденций.

К ним относятся: урожайность в регионе и в тех регионах, откуда традиционно осуществляется завоз товаров; изменение в условиях доставки (стоимость провоза); обилие или отсутствие импортной продукции; истощение невоспроизводимых природных ресурсов (загрязнение рек, вырубка леса приводят к удорожанию даров леса, речной рыбы).

Совершенная конкуренция распространяется в переходный период экономики России на продукты сельского хозяйства, не требующие промышленной переработки.

Это так называемые «гомогенные», т. е. однородные товары. Совершенная конкуренция присутствует также во внешней торговле и распространяется на реализацию зерна, леса и других однородных товаров.

Необходимо иметь в виду, что цена является в условиях чистой конкуренции не только величиной, зависимой от спроса, но также величиной, влияющей на спрос. Чем ниже цена на фрукты, ягоды, овощи, тем больше объем продаж. Пределом увеличения объема продаж является численность населения, пользующегося данным рынком, их физиологические потребности.

Условия чистой конкуренции порождают широкую дифференциацию цен по регионам, по специфике местности (городской рынок, привокзальный, внутридеревенский), по форме торговли (супермаркет, продовольственный магазин, рынок, овощная база, торговля с машин, с рук, из садов и огородов вдоль дорог).

Несовершенная конкуренция включает монополистическую и олигополистическую конкуренцию (от греч. monos– один, единый; poleo–город, местность; oligos– немногий).

Монополистическая конкуренция – это конкуренция торговых фирм (производителей, торговых домов), занявших на рынке определенную нишу и в этом смысле ставших монополистами. Объектами монополистической торговли являются гетерогенные (неоднородные) товары, отличающиеся друг от друга либо качеством, либо оформлением, либо какими-то особенностями, принадлежащими «одной-единственной» марке товара (неоднородность не мешает объединять все эти товары в одну товарную группу и вычислять в статистике среднюю цену на них, например, на моющие средства). Цены гетерогенных товаров, различающиеся по уровню, играют роль еще одного «потребительского качества» – престижности. Они указывают на социальный статус потребителя. Монополистическая рыночная конкуренция была свойственна торговле в дореволюционной России: один слой населения покупал ситный хлеб, другой – розанчики и булочки, причем в разных булочных, по своим, устойчивым ценам.

Монополистическая конкуренция не является ценовой конкуренцией. Никто не может повлиять на конкурента в отношении цены, т. к. покупатели «закреплены» за определенными фирмами. Они практически не переходят от одного продавца к другому, хотя теоретически это возможно. Чтобы этого не происходило, каждая фирма борется за сохранение своей клиентуры поддержанием и повышением качества товара; дополнительными услугами по использованию товара; рекламой, убеждающей, что данная марка товара – единственная и неповторимая. Пример: реклама моющих средств, чая, кофе. Потребитель, как правило, привержен к «своей» марке.

Монополизм состоит в том, что продавцы не вступают в сговор, они сосуществуют на рынке, каждый в отдельности, «сам за себя». Доступ новых продавцов на рынок весьма затруднен, т.к. спрос на товар данного вида поделен между действующими фирмами. Тем не менее, появление новых фирм возможно, несмотря на потерю действующими монополистами части своих клиентов. Новая фирма может убедить потребителей в преимуществах своей марки товара.

Монополистическая конкуренция обеспечивает возможность получения высокой прибыли за счет высокой цены, а не за счет увеличения физического объема продажи. Покупателя при этом убеждают, что он выигрывает за счет качества или продолжительности службы товара гораздо больше, чем проигрывает за счет высокой цены.

Олигополистическая конкуренция означает, что на рынке товара данного вида действует немного конкурирующих между собой фирм, достаточно мощных, чтобы ставить цель вытеснения остальных фирм и превращения в единственную фирму – монополию, торгующую данным товаром, например, автомобилями.

Если монополисты, о которых говорилось выше, занимаются каждый своим делом, то олигополисты занимаются, кроме того, и делами своих конкурентов. Между всеми ними происходит ожесточенная борьба, в т.ч. ценовая. Эту борьбу называют даже «ценовыми войнами».

Ценовая конкуренция содержит в себе высокую степень риска и предполагает способность фирмы-инициатора изменения цены удовлетворить весь спрос, который переместится к ней от фирм-конкурентов. Поэтому каждая конкурирующая фирма прилагает усилия, чтобы иметь информацию о запасах или производственных мощностях друг друга, об издержках производства (обращения) и намерениях.

Если ни одна из конкурирующих фирм еще не готова занять монопольное положение на рынке (а это возможно лишь через «войну»), то фирмы заключают между собой временные союзы и договариваются о едином уровне цен, о распределении между собой квот (долей в предполагаемом объеме продаж товара).

Картель является формой такого договорного союза.

Возможен и другой договор о цене: ведущая фирма (лидер) устанавливает нужную ей цену, а остальные принимают ее как ограничитель.

В результате ценовых войн цена на товар снижается. Пределом этого снижения является сумма затрат и необходимой прибыли на единицу товара.

В экономической литературе часто указывают на затраты в качестве нижнего предела для установления цены. На самом деле прибыль необходима для ведения дела: уплаты налогов, инвестиций и для обеспечения жизненных потребностей собственника. Простое возмещение затрат бессмысленно и несовместимо с коммерческим ценообразованием. Такую «роскошь» могло позволить себе только социалистическое государство, которое возмещало убытки, выделяло инвестиции предприятиям из бюджета и выплачивало заработную плату директору и трудовому коллективу независимо от их достижений в производстве или торговле. Это делалось за счет других предприятий, что в рыночной экономике в принципе невозможно.

Целью предпринимательской деятельности олигополистов является максимальная прибыль и устойчивое финансовое положение. Поэтому ценовая конкуренция своевременно прекращается и сменяется договоренностью. В противном случае конкурирующие фирмы обанкротятся.

Государство, если оно действительно социально ориентировано, проводит борьбу с соглашениями такого рода, возвращает фирмы в состояние конкуренции. Антимонопольное законодательство должно быть направлено против олигополистических сговоров, а исполнительные органы власти должны обеспечивать проведение норм закона в жизнь.

Доступ новых предпринимателей на рынок, занятый олигополистами, крайне затруднен, но все-таки возможен. Конкуренция при этом разгорается с новой силой.

Из олигополистических лидеров образуются монополии. Наступает новый этап борьбы, на этот раз: между монополией и государством.

Монопольное ценообразование предполагает одну фирму в производстве или торговле одним товаром.

После того, как достигнута цель (цель лидера-олигополиста), становится возможно повышать цену и уменьшать объем производства, вместо того, чтобы бесконечно снижать затраты и бороться за квоту на рынке.

Однако приходится учитывать реальные экономические потребности и покупательную способность субъектов спроса (ими могут быть домашние хозяйства-потребители или предприятия-товаропроизводители). Если предложение товара будет ограничено, а цены чрезмерно высоки, потенциальный покупатель будет искать импортный товар.

Наибольшую опасность для благоприятного развития экономики представляет монополизация частным капиталом таких отраслей, как производство электроэнергии, добыча нефти и газа, железнодорожный и трубопроводный транспорт. Формальное владение государством 51% акций, без его активного вмешательства во внешнюю торговлю и ценовую политику предоставляет управляющим от лица остальных 49% акций практически неограниченные возможности.

Высокие цены на сырье и топливо на мировом рынке делают весьма привлекательными экспорт сырья и топлива. Регионы страны испытывают при этом острый дефицит в жизненно важных ресурсах [1].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...