Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История возникновения, закономерности и основные тенденции развития отраслей.




Начало формирования отраслевой структуры экономики.Раз­витие отраслевой структуры началось в глубокой древности после того, как человек перешел от кочевого, собирательского образа жизни к занятию сельским хозяйством. Долгое время это развитие было очень медленным. Возникновение новых отраслей являлось крупнейшим историческим событием. Лишь три века тому назад началось бурное развитие экономики и быстрое формирование новых отраслей. Экономическое развитие обычно характеризуют производительностью труда, уровнем доходов надушу населения. Из истории экономики известно, что в течение почти 10 тыс. лет — вплоть до XVIII в. заметного роста доходов на душу населения и ускорения темпов развития не наблюдалось. Затем произошел рез­кий всплеск, как показано на рис. 1.1, где помещен график, идея которого принадлежит А. Меддисону.

Годы современного летоисчисления

Рис. 1.1. Душевой ВВП в мире в исторической ретроспективе


 

Быстрый рост доходов населения за счет роста производитель­ности труда и бурное развитие отраслевой структуры экономики являются изобретением западной цивилизации, этот этап развития бизнеса насчитывает примерно 300 лет. Современный механизм экономического развития характеризуется долгосрочным ростом доходов, приходящихся на душу населения, обусловленным повы­шением производительности труда. Его становление началось в Западной Европе в период с 1500 по 1700г. Рост душевого дохода в Европе за это время был невелик и составил 0,1% в год. В Гол­ландии, лвдировавшей в этот период в развитии экономики, рост душевого составил 0,3% в год.

Современное экономическое развитиеСовременное экономиче­ское развитие характеризуется экономическим ростом, наиболее известное определение которого дал американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике С. Кузнец. По Кузне­цу оно представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают рост населения. К этому следует добавить, что темпы роста доходов ощущаются на протяжении жизни одного поколения. Их средняя величина по меньшей мере должна превышать 0,3% в год.

Современный экономический рост обусловлен быстрой самоподдерживающейся эволюцией технологий, используемых в эко­номике. Изменение технологий, появление новых товаров обу­словливают совершение промышленных революций, в ходе кото­рых в начале осуществляется переход к машинному производству, которое усовершенствуется, постепенно обеспечивая возможность массового индустриального производства и развитие промышлен­ности, создание новых отраслей. Дальнейшее развитие производ­ства обеспечивает возможность развития сферы услуг, которая постепенно становится ведущим сектором экономики, что позво­ляет говорить о переходе в стадию постиндустриального развития. Появляются новые отрасли промышленности и услуг. Рассматри­ваемые стадии можно иллюстрировать динамикой занятости в эко­номике США — лидера по производительности труда, показанной на рис 1.2.

 7.   Этапы развития отраслей: формирование, рост, зрелость, спад.

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 

В статье излагаются концептуальные идеи проекта МОУ «ИИФ» по созданию современной системы непрерывного образования как прообраза новой системы образования, решающей задачу эффективного воспроизводства кадров для обеспечения устойчивого инновационного развития России.

 

Ключевые слова: интегрированное образование, непрерывное образование, система воспроизводства кадров, инновационное развитие, профессионализм, патриотизм, нравственность..

 

Устойчивое инновационное развитие, на которое нацелена Россия, невозможно без наличия и эффективного воспроизводства кадров для всех уровней инновационного цикла – от уровня генерации инновационных идей до уровней послепродажного обслуживания инновационных продуктов и их конечной утилизации.

Основой воспроизводства таких кадров, по нашему мнению, должна стать система непрерывного образования (СНО), понимаемая не столько в традиционном смысле как система образования для взрослых, которая дает человеку возможность учиться дальше, повышать свою квалификацию и проходить переподготовку после получения первичного профессионального образования, сколько как новая система образования в целом, в которой система образования взрослых является важной составной, но не единственной частью.

Такая СНО должна быть интегрированной, построенной на основе принципов и механизмов интеграции и самоорганизации сложных систем. Интегрированный характер СНО не только подчеркивает важность идеи интеграции как механизма и сущности развития систем, но и указывает на метауровень этой новой системы (по сути – системы систем). Интеграция касается различных составляющих: уровней образования (от дошкольного до послевузовского), видов образования (основное и дополнительное), содержания образования (воспитание и обучение), интересов основных игроков системы образования (человек, общество, государство), смежных с образованием областей (наука и производство) и др.

Кроме того, СНО должна быть современной, максимально учитывающей все положительные традиции и тенденции развития системы образования (личностно-ориентированной, реализующей компетентностный подход, широко использующей инновационные педагогические и информационные технологии, позволяющей соединить воедино универсальность и уникальность подготовки специалистов на основе идей междисциплинарности и узкой специализации и др.).

Новая СНО должна обеспечивать позитивную социализацию и развитие каждого обучающегося как человека и профессионала в течение всей жизни, должна стать основой воспроизводства кадров для сохранения отечественного социокультурного наследия и обеспечения устойчивого инновационного экономического развития России.

Результаты научных исследований в области современного образования, а также результаты практической деятельности по реализации образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, осуществляемые учеными и специалистами МОУ «Институт инженерной физики», а также образовательных учреждений при МОУ «ИИФ» в течение последних десяти лет позволили выступить с проектом создания в Южном Подмосковье на базе МОУ «ИИФ» и других научных организаций и образовательных учреждений современной интегрированной системы непрерывного образования как основы воспроизводства кадров для инновационного развития России.

Основными задачами этого проекта являются:

1. Системное (нормативно-правовое, экономическое и др.) обоснование, создание и развитие целостной интегрированной многоуровневой научно-образовательной структуры (в виде холдинга, консорциума, …), позволяющей реализовывать основные и дополнительные образовательные программы разных уровней и технологий освоения, индивидуальные образовательные траектории становления, общего и профессионального развития обучающихся на основе сетевого объединения ресурсов образовательных учреждений, научных и общественных организаций, единых метапрограмм, моделей и механизмов.

2. Разработка и апробация научно-методического обеспечения функционирования интегрированной системы непрерывного образования:

 - принципов и механизмов межуровневой координации и обеспечения преемственности образовательных программ (по целям, задачам, технологиям реализации, результатам) и межуровневого взаимодействия образовательных учреждений в интегрированной системе непрерывного образования;

- образовательных метапрограмм последовательного становления и развития обучающегося как человека и профессионала на основе системной интеграции образовательных программ различных уровней (от дошкольного до послевузовского и дополнительного) с упором на междисциплинарность и базисность получаемых знаний и формируемых компетенций;

 - эталонных моделей (прообразов) специалистов с начальным, средним, высшим, послевузовским и дополнительным профессиональным образованием (с обоснованием перечня компетенций, последовательности и технологий их формирования, методик оценивания) как основы для формирования профессиональных компетентностных стандартов;

- универсального (инвариантного) образовательного ядра человека 21 века в виде комплекса базисных дисциплин из различных областей (экономика, право, инноватика, управление, информационные технологии, безопасность, экология, валеология, риторика и др.) для включения в необходимом, последовательно наращиваемом виде в образовательные программы разных уровней;

 - механизмов и технологий повышение целостности образования как единства воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства («профессионализм, патриотизм, нравственность» – как девиз-цель современного образования, как национальная идея);

 - механизмов интеграции образования и науки (научно-практические конференции, выставки, семинары, научные общества, проектные бюро, малые инновационные предприятия и др.);

 - механизмов интеграционного взаимодействия и возможностей, материальных и интеллектуальных ресурсов систем гражданского и военного профессионального образования;

 - предложений по дополнениям и изменениям в действующее законодательство, связанным с развитием системы непрерывного образования в интересах инновационного развития страны.

3. Разработка и апробация информационно-технологического обеспечения функционирования интегрированной системы непрерывного образования:

 - единого информационно-аналитического портала интегрированной системы непрерывного образования;

 - «электронного паспорта обучающегося» (ЭПО) как единого документа для всех уровней образования, отражающего уровень способностей, творческие успехи и результаты обучения на всех уровнях образования и др.;

 - интеллектуальных обучающих программ – «электронных тьюторов», обладающие комплексом необходимых «знаний» и «эмоций» для обеспечения эффективного контакта с обучающимися;

 - системы дистанционного обучения для различных уровней образования и категорий обучающихся;

 - технологий сохранения и развития здоровья обучающихся и обучающих (на основе современных технологий мониторинга и динамической коррекции);

 - технологий сертификации специалистов и выпускников образовательных учреждений.

4. Разработка и апробация инфраструктурного обеспечения функционирования интегрированной системы непрерывного образования:

 - единого центра мониторинга и управления;

 - центра профессионального самоопределения молодежи и взрослых;

 - центра социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

 - центра коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием;

 - научно-образовательного центра профессиональных квалификаций и компетенций (дополнительное образование, сертификация).

5. Формирование и апробация комплекса основных и дополнительных образовательных программ и действий по направлению «Безопасность жизнедеятельности в современном мире», технологий и механизмов их реализации на различных образовательных уровнях и с различными категориями обучающихся:

 - «школа безопасности» для различных категорий обучающихся (дети, молодежь, пожилые люди, родители, молодожены, инвалиды, пешеходы и др.) в различных объемах и приложениях (социальная, природная, техногенная, пожарная, электро-, экологическая, бытовая, кадровая, информационная, юридическая, бизнеса и др.);

 - профессиональные образовательные программы для среднего и высшего профессионального образования (например, «Защита в чрезвычайных ситуаци-ях» );

 - комплексная безопасность образовательных учреждений;

 - информационно-аналитический портал «Безопасный город»;

 - еженедельник «Безопасный город»;

 - цикл телепередач по основам безопасной жизнедеятельности.

6. Разработка и апробация принципов и моделей построения и функционирования игрового образовательного пространства (виртуального и реального) как важнейшего фактора повышения эффективности обучения и мотивации обучающихся на дальнейшее развитие.

7. Проведение периодических семинаров и совещаний по проблемным вопросам и обмену опытом реализации интегрированного непрерывного образования, ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование и инновационное развитие».

8. Публикации (текущие и итоговые) по методологическим, теоретическим и практическим вопросам современного интегрированного непрерывного образования и инновационного развития.

9. Обобщение полученного опыта для тиражирования в других регионах страны.

Следует отметить, что задача создания и развития системы непрерывного образования нашла свое отражение в основных программных (руководящих) документах страны. В частности, одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является «создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров», а один из результатов ФЦПРО - «поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирования взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования … в рамках общих проектов и программ развития». Этим же документом предусмотрена «поддержка развития объединений образовательных учреждений», «создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования».

Развитие непрерывного образования предусмотрено долговременной целевой программой «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы», а также стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года, в которой одним из основных направлений развития системы профессионального образования определяется создание многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы разного уровня профессионального образования. Стратегией инновационного развития России «Инновационная Россия – 2020» предполагается формирование инновационного человека.

Концептуальные идеи проекта.

1.    Образование через всю жизнь на основе компетентностного подхода. Возможность получить желаемые компетенции в любом возрасте с использованием различных видов и технологий образования.

2.    Непрерывное образование как непрерывное развитие («во имя дальнейшего развития»). Массовая мотивация на непрерывное образование.

3.    Безопасность жизнедеятельности как метацель и условие непрерывного устойчивого инновационного развития.

4.    Системность, комплексность подхода к образованию. Базисность элементов всех объектов и процессов системы образования.

5.    Целостность образования как единство обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства.

6.    Преемственность основных образовательных программ разных уровней, сопряжение основного и дополнительного образования.

7.    Междисциплинарность содержания образовательных программ.

8.    Единое информационно-образовательное пространство.

9.    Инновационность образовательных технологий и направлений подготовки.

10.  Целостность прообраза выпускника как человека и специалиста. Эффективные технологии его изоморфного отображения.

11.  Сетевая интеграция возможностей и ресурсов организаций и учреждений как механизм реализации и развития интегрированного непрерывного образования.

К наиболее важным идеям следует отнести идеи системности, целостности, непрерывного развития, междисциплинарности, базисности. Причем целостность формируемой системы достигается только в случае полноты применяемого базиса . Правильно выбрать (сформировать) базис под то или иное пространство и обеспечить его полноту - важнейшая составляющая успеха.

Применительно к образованию к базисным составляющим, формирующим то или иное пространство, следует отнести:

 - отдельный человек (личность), общество, государство – для пространства игроков образовательного процесса (в чьих интересах реализуется образование);

 - воспитание и обучение - для пространства процессов, посредством которых реализуется образование;

 - «био», «психо», «социо» - для пространства природы человека;

 - профессионализм патриотизм, нравственность – для пространства целей образования.

На последней триаде следует остановиться подробнее. Именно эта триада, сформированная авторами этой статьи более десяти лет назад, максимально полно отражает природу человека, интересы игроков образования, образовательные процессы и потому может рассматриваться в качестве искомой национальной идеи (см. рис. 1). Можно утверждать, что все существующие системы образования отличаются друг от друга величиной задаваемых весовых коэффициентов , , N – количество базисных качеств обучающегося в формуле обобщенного ряда Фурье , где - базисные качества, - результат образования в виде совокупности сформированных в процессе образования качеств выпускника.

В 2007 году по инициативе МОУ «ИИФ» в соответствии с решением руководства Федерального агентства по образованию и руководства ФГУ «Федеральный институт развития образования» в Серпухове начала действовать экспериментальная площадка ФГУ «ФИРО» - «Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграционного взаимодействия дошкольных и школьных учреждений, гражданских и военных вузов, научных, производственных и общественных организаций» (2007…2012 гг.). Организация – ответственный исполнитель – МОУ «Институт инженерной физики». Цель эксперимента - апробация механизмов формирования новых интегрированных научно-образовательных структур, позволяющих повысить целостность отечественного образования на основе реализации принципов сетевого взаимодействия, совершенствования систем управления качеством, обеспечения общественной поддержки программ развития образования.

На сегодняшний день структура сформированной в рамках эксперимента системы непрерывного образования имеет вид, представленный на рисунке 2. При этом собственная система образования Института инженерной физики включает следующие уровни: довузовской подготовки (подготовка к поступлению в вуз), высшего профессионального образования, послевузовского образования (аспирантура), дополнительного профессионального образования.

Основным уровнем образовательной деятельности МОУ «ИИФ» является уровень высшего профессионального образования. В учебных подразделениях МАИ и МГТУ «МАМИ» с 1999 года по настоящее время подготовлено 1533 специалиста с высшим профессиональным образованием, из которых 127 закончили обучение с дипломом с отличием. Все выпускники трудоустроены, из них: 75% - в г.Серпухове и Серпуховском районе; 10% - в других городах и населенных пунктах Южного Подмосковья; 15% - в Москве. Около 5% проходят службу в рядах Вооруженных Сил РФ, 34 человека - продолжают обучение в аспирантуре.

В настоящее время в трех вузах, действующих при МОУ «ИИФ» , обучается 1232 студента (900 – очно, 332 – заочно), из которых 49 обучаются на бюджетной основе. Реализуется 20 образовательных программ ВПО, из которых 9 – по специальностям, а 11 – по направлениям подготовки. Параллельно реализуются две образовательные программы по военно-учетным специальностям (125 студентов получают параллельно высшее военное профессиональное образование, становясь офицерами запаса или офицерами-контрактниками).

В настоящее время МОУ «ИИФ» в рамках эксперимента апробируются (готовятся к апробации) следующие направления интеграционного взаимодействия.

1. Интеграция материальных и интеллектуальных ресурсов организаций и учреждений.

1.1. Интеграция на договорной основе ресурсов гражданских вузов, военных вузов и научных организаций (МОУ «ИИФ», СВИ РВ, МГТУ «МАМИ», МАИ, НОУ ВПО «ИИТУ») при реализации наукоемких образовательных программ ВПО:

•     единый профессорско-преподавательский состав, аудиторный и библиотечный фонды, объекты инфраструктуры;

•     подготовка офицеров запаса из числа студентов в образовательной среде военного вуза;

•     возможность получения курсантами второго высшего (гражданского) образования в стенах военного вуза;

•     развитие общих компетенций и усиление патриотического воспитания студентов с использованием возможностей и опыта системы военного образования;

•     развитие системы дополнительного образования для молодежи и взрослых;

•     развитие учебно-материальной базы участников интеграции за счет предоставления платных образовательных услуг.

1.2. Межуровневая и междисциплинарная интеграция ресурсов для обеспечения преемственности и целостности в системе: дошкольное образование, школа, вуз, послевузовское образование:

•     формирование интегрированных рабочих групп ученых и специалистов на основе межуровневого и междисциплинарного подходов в системах: «детсад-школа» и «школа-вуз»;

•     реализация для студентов первого года обучения до начала освоения основной образовательной программы специальной дополнительной адаптационной образовательной программы, ускоряющей процесс знакомства студентов между собой и с кураторами, с правилами пребывания в вузе, с будущей профессией, процесс формирования актива учебных групп ;

•     формирование единого информационно-аналитического ресурса экспериментальной площадки (раздел «Экспериментальная площадка» на сайте МОУ «ИИФ»);

•     формирование единых метапрограмм непрерывного образования в области информационно-коммуникационных технологий и управления, объединяющих основные и дополнительные программы различных уровней.

2. Интеграция образования и науки.

2.1. Проведение МОУ «ИИФ» ежегодного, посвященного Дню российской науки, конкурса научно-практических работ студентов Южного Подмосковья .

2.2. Проведение межрегиональных научно-практических семинаров и ежегодной Всероссийской конференции по проблемам непрерывного образования .

2.3. Совместное участие студентов и школьников в ежегодно проводимой в Серпухове Научно-практической конференции школьников и студентов .

2.4. Участие во Всероссийских конкурсах научных работ студентов, подача заявок на изобретения и полезные модели.

2.5. Привлечение талантливых студентов к научной работе в МОУ «ИИФ» с частичным трудоустройством во время обучения.

2.6. Перевод с платной на бесплатную форму обучения студентов действующих при МОУ «ИИФ» учебных подразделений МГТУ «МАМИ» и МАИ, имеющих склонность к научной деятельности и практические успехи в исследованиях.

2.7. Формирование полной системы непрерывного образования в области ИКТ и управления: компьютерная подготовка в детском саду, профильные классы в школе, специальности Учебного центра «Интеграция» МАИ и филиала МГТУ «МАМИ», аспирантура МОУ «ИИФ», диссертационный совет при МОУ «ИИФ» по специальностям 05.13.01, 05.12.13, 05.13.19.

3. Интеграция образования и производства.

3.1. Усиление связей с потенциальными работодателями посредством прохождения студентами филиала МГТУ «МАМИ» и Учебного центра «Интеграция» МАИ учебных и преддипломных производственных практик на предприятиях города (ОАО «РАТЕП», ОАО «Металлист», ОАО «Протвинский опытный завод, ФГУП «75 Арсенал», ОАО «СеАЗ», Автоколонна 1790» филиала ГУП МО «Мострансавто», ЗАО «ДИ ЭЧ ВИ - С», ООО «Сертов», ООО «УРСА Серпухов», ООО «Ренессанс-Сервис», ООО «ЮГ-ТЕЛЕКОМ», ООО СП «Альянс», ОАО «Серпуховхлеб», ООО «Автокантри ЛТД», ООО «Данон - Индустрия» и др.), привлечение работодателей к формированию содержательной части образовательных программ, защиты квалификационных работ.

3.2. Трудоустройство выпускников учебных подразделений МАИ и МГТУ «МАМИ» в структурных подразделениях МОУ «ИИФ».

3.3. Оказание выпускникам помощи в трудоустройстве на предприятиях Южного Подмосковья.

3.4. Предоставление научно-производственной базы МОУ «ИИФ» для прохождения студентами высших и средних учебных заведений вузов Южного Подмосковья производственной практики.

3.4. Осуществление целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий региона.

3.5. Формирование при МОУ «ИИФ» малых предприятий для реализации инновационных идей и трудоустройства выпускников.

3.6. Сертификация специалистов.

4. Интеграция обучения и воспитания.

4.1. Проведение студентами и сотрудниками филиала МГТУ «МАМИ» ежегодного автопробега «Молодежь во имя мира» по памятникам боевой славы Серпуховского района, Калужской и Тульской области, посвященного «Дню памяти и скорби» (20…22 июня) .

4.2. Оказание шефской помощи ветеранам города, воспитанникам детского дома.

4.3. Включение в образовательные программы в качестве обязательных мероприятия внеучебной работы (спортивные праздники, демонстрации, мероприятия художественной самодеятельности и др.).

4.4. Реализация резонансной модели студенческого самоуправления.

4.6. Внедрение комплексной рейтинговой модели, направленной на повышение мотивации студентов и качества управляющих воздействий на них и учитывающей учебную, творческую (в частности, научно-исследовательскую), профессиональную, общественную, спортивную деятельность студента, уровень его учебной и трудовой дисциплины.

4.7. Формирование комплексного подхода к здоровьесбережению и здоровьеразвитиюобучающихся и обучающих на основе методологии динамического мониторинга и коррекции.

Важнейшая составляющая интеграции – интеграция систем гражданского и военного образования в рамках высшего профессионального образования. Именно с этой интеграции начиналась будущая экспериментальная площадка. Речь идет как о подготовке на учебно-материальной базе военных институтов (прежде всего – инженерного профиля) гражданских специалистов, так и офицеров запаса (офицеров-контрактников) . На 15 Всероссийском образовательном форуме, проходившем в апреле 2012 года, представленный МОУ «Институт инженерной физики» проект «Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием на основе сетевой интеграции ресурсов гражданских вузов, военного вуза и научной организации» стал одним из 11 лауреатов проходящего в рамках форума конкурса «Инноватика в образовании», получив диплом лауреата конкурса и приз – «Малую жемчужину» .

 

Таким образом, опыт и возможности МОУ «ИИФ», других организаций и учреждений, с которыми у МОУ «ИИФ» налажены творческие связи, дают все основания для надежды на успешность реализации проекта по созданию в Южном Подмосковье современной интегрированной системы непрерывного образования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...