Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отрасль и отраслевой рынок: уточнение экономических границ
Экономика отраслевых рынков – особая область знаний, наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающая в себя особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов. Она показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство. Отраслевой рынок (ОР) – часть рыночного пространства, характеризующаяся сочетанием специфических потребительских сегментов и специфических товаров, работ и услуг, имеющих в основе общую материальную, техническую и технологическую базу. Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты с использованием близких ресурсов и близких технологий. В научной литературе обычно выделяют следующие типы границ рынка: продуктовые, временные и локальные. Продуктовые границы отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении. Предварительные продуктовые границы товарного рынка устанавливают на основании классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и условий договора, заключенного в отношении товара. Процедура определения продуктовых границ товарного рынка предусматривает предварительное определение товара, выявление свойств, определяющих выбор приобретателя, определение взаимозаменяемых то- варов (исходя из его функционального назначения). В границы продуктового отраслевого рынка включаются: однородный товар и его заменители в течение всего времени, пока не обнаружится разрыв в цепи товаров- субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а, значит, и о границе рынка. Иными словами, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получить разные представления о масштабах одного и того же отраслевого рынка. Временные границы – характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара. Локальные (географические) границы – определяют пространственные границы рынка; ограничивают территорию, на которой приобретатель (приобретатели) покупает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на национальном или мировом рынке, а так- же от величины барьеров входа на региональный рынок «внешних» продавцов. Выявление границ отраслевого рынка позволяет определить круг субъектов (агентов), действующих на данном рынке. В него включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. Насколько верно определен состав хозяйствующих субъектов, следует проверить с помощью двух показателей: показателя специализации и показателя охвата.
Конкуренция в отрасли. Движущие силы конкуренции Конкурентная среда любого отраслевого рынка формируется под влиянием пяти основных сил, определяющих интенсивность конкуренции: 1) отраслевых производителей, Конкурентная сила отраслевых производителей зависит прежде всего от численности действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощностей. В то же время интенсивность соперничества между фирмами будет зависеть от отраслевых особенностей производства (доля постоянных издержек, сезонность, возможности хранения продукции), динамики и особенностей спроса (соперничество усиливается при медленном росте спроса и когда издержки потребителей по замещению продукции низки), экономического состояния отрасли (рост, спад) и финансового положения фирм (уровень прибыльности), условий выхода из отрасли (большие безвозвратные издержки), типа конкурентных стратегий, применяемых фирмами, и национальной принадлежности последних.
2) покупателей, Конкурентная сила покупателей связана с их способностью влиять на цены и другие условия сделки и зависит от рыночной доли отдельного покупателя и величины издержек по замещению, т.е. переходу к заменителям.
3) поставщиков ресурсов, Конкурентная сила поставщиков состоит в их способности навязать условия сделки и зависит от степени дефицитности ресурса, степени концентрации ресурсов, наличия заменителей, значения ресурса для отрасли (доля ресурса в издержках отрасли), дифференциации поставок (одной отрасли или нескольким), возможности вертикальной интеграции. Если конкурентная сила поставщиков слаба, они стремятся оптимизировать свои отношения с покупателями ресурсов, связывая свое благополучие с благополучием отрасли, для которой осуществляются поставки. Если же поставщики обладают значительной конкурентной силой, то они стремятся перераспределить отраслевую прибыль в свою пользу, перекладывая издержки на плечи покупателей.
4) наличия потенциальных конкурентов, Конкурентная сила потенциальных конкурентов состоит в их способности оказывать влияние на ценовую политику фирм отрасли посредством угрозы проникновения в отрасль. Она зависит от высоты барьеров входа в отрасль, доступа к технологиям, отраслевой капиталоемкости, перспектив роста отрасли, наличия нормативных ограничений, вероятной реакции действующих в отрасли фирм на появление конкурентов.
5) наличия товаров-заменителей, Конкурентная сила товаров-заменителей проявляется в их способности воздействовать на уровень цен отраслевой продукции и зависит от эксплуатационных особенностей продукта и величины издержек замещения для потребителей. Сформированная под воздействием названных сил конкурентная среда не является статичной, а постоянно изменяется, находясь под воздействием факторов, которые приводят к изменению конкурентных условий, выступая в качестве движущих сил конкуренции. Движущие силы конкуренции: 1) изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиций; 2) изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификациям каналов сбыта и наборов услуг; 3) технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и оптимальный размер предприятия; 4) изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм; 5) глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления; 6) изменения в образе жизни, обусловливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики; 7) перемены в государственной политике, которые скажутся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 416. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |