Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отраслевые барьеры входа и выхода.




Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок – такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых но­вым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбран­ной отрасли. Благодаря барьерам такого рода, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

К таким же результатам при­водит и наличие барьера выхода из отрасли, если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уров­нем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.

К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:

1) положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;

2) вертикальная интеграция;

3) диверсификация деятельности фирмы;

4) дифференциация продукта;

5) эластичность и темпы роста спроса;

6) иностранная конкуренция;

7) институциональные барьеры [1].

 

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, их стратегическим поведением, препятствующим про­никновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли – увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.

 

Классификация предприятий отрасли.

В качестве основных принципов классификации предприятий, как правило, выделяют: специализацию, структуру производства, мощность производственного потенциала (размер предприятия), институциональные различия. Кроме этого предприятия классифицируют по видам производимых товаров и услуг, приоритетным направлениям деятельности, степени эффективности производства, региональной принадлежности.

Так, по специализации (видам экономической деятельности) различают предприятия: промышленные (продукты питания, одежда, обувь, машины, оборудование, сырье, материалы, электроэнергия), сельскохозяйственные, строительной индустрии, транспорта.

По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные. Узкоспециализированнымисчитаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Комбинированные предприятияпревращают один вид сырья или готовой продукции параллельно или последовательно в другой или в третий вид (например, от чугуна через стальные слитки к готовой продукции).

По мощности производственного потенциала (размеру)предприятия делятся на малые, средние, крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп учитывают в основном такие показатели, как численность работающих, стоимостной объем выпуска продукции, стоимость основных производственных фондов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...