Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешняя и внутренняя среда предприятий.




Предприятие как система функционирует под влиянием факторов внутренней и внешней среды. Характер данного влияния зависит от состояния среды, для описания которого возможно использовать соответствующие термины состояния, например, такие, как: «стабильный» или «нестабильный»; «однородный» или «неоднородный»; «концентрированный» или «рассредоточенный»; «простой» или «комплексный».

Внутренняя среда предприятия

Внутренняя среда оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия. Она включает все внутрифирменные элементы, результатом взаимодействия которых является готовая продукция (работа, услуги). Внутренняя среда как система включает ряд функциональных подсистем (от subsystem – часть системы, которая сама обладает системными свойствами и может изучаться самост

оятельно), формирующих потенциальные возможности предприятия в определенном секторе рыночного пространства (таблица 7) [6].

На качественное состояние внутренней среды предприятия существенное влияние оказывает организационная (корпоративная) культура в виде набора базовых ценностей, убеждений персонала предприятия относительно взаимодействия элементов среды в процессе производства продукции (услуг) и достижения необходимых экономических результатов. Р. Дафтом подчеркивается значимость корпоративной культуры с точки зрения конкурентных преимуществ компании: «Внутренняя культура должна соответствовать требованиям внешней среды и стратегии фирмы. И в случаях достижения такого соответствия всецело заинтересованные в своем труде работники формируют эффективно работающую организацию» [11].

Таблица 7 – Структура внутренней среды предприятия

Подсистемы внутренней среды предприятия Ключевые функции
Персонал - наем, обучение и продвижение персонала; - оценка результатов труда и стимулирование; - разрешение конфликтных ситуаций
Организация - распределение прав и ответственности; - построение иерархии подчинения; - формирование организационной структуры; - реструктуризация; - определение внутренних норм, правил, процедур; - организация коммуникационных процессов;
Производство - изготовление продукции; - снабжение и ведение складского хозяйства; - обслуживание технологического парка; -осуществление исследований и разработок
Маркетинг Реализация продукции (ценообразование, продвижение товара на рынок, выбор рынков сбыта и каналов распределения и др.)
Финансы Обеспечение эффективного использования и движения денежных средств предприятия (поддержание ликвидности, прибыльности, создание инвестиционных возможностей, др.)

Внешняя среда предприятия

Ширина и глубина взаимодействия предприятия с окружающей его средой зависят выбранного внешнего поля деятельности предприятия – отдельного домена (подмножества изучаемой совокупности). Чем обширнее данное поле, тем более емким и содержательным является взаимодействие предприятия с внешним окружением, т.е., тем более сложноорганизованной становится организационная среда данного предприятия (включает множество разнородных элементов).

В целом организационную среду формируют множество факторов. По источникам формирования различают: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (Пол), экологические (Э), природные (Пр), факторы безопасности (Фб) – это, так называемые, макро-факторы организационной среды. Причем, данные факторы взаимосвязаны, например, политические, экономические и социальные; технологические, экономические и социальные; природные и экологические и т.д. Группа факторов «С-Т-Э-Пол», как правило, целенаправленно влияет на систему. Факторы природной среды «Пр-Э-Фб» являются в основном реакцией среды на деятельность системы [29].

Микро-факторами организационной среды являются факторы действия рынка и конкуренции, определяемые: моделью конкуренции (соотношение и взаимосвязи конкурентов, партнеров, фирм отрасли, поставщиков, потребителей); состоянием рынков (труда, ресурсов, инноваций, товаров, ценных бумаг, инвестиций). По М.Ю. Портеру [21] такими факторами являются: угроза вступления новичков, угроза со стороны товаров-заменителей, сила торга клиентов, сила торга поставщиков, а также борьба с существующими конкурентами в отрасли. Самый мощный фактор или факторы управляют и становятся определяющими с точки зрения формирования конкурентной стратегии предприятия.

Детальное исследование организационной среды проведено, например, Р. Дафтом [10, 11], представляющим ее структуру в виде подразделений внешнего окружения – секторов, состоящих из однородных элементов, обладающих системными свойствами. По Р. Дафту количество таких секторов равно десяти (рисунок 3). Операционная среда (среда задач, функциональная среда) включает сектора непосредственного взаимодействия с организацией: промышленный, сырьевой, рыночный, кадровый, финансовый сектора. Общая среда включает сектора косвенного воздействия на организацию (данные сектора в той или иной мере влияют на все организации отрасли, региона, страны): международный, государственный, социально-культурный, технологический, экономический сектора.

Достаточно часто управленческие решения приходится принимать в условиях недостаточной информации о факторах внешней среды, т.е. в условиях неопределенности. Математически, как известно, состояние неопределенности описывается выражением, допускающим несколько вариантов решений. Неопределенность окружающей обстановки повышает вероятность рисков провала стратегии предприятия, затрудняет расчет затрат, связанных с альтернативными стратегическими направлениями.

21. Стратегическое управление предприятием его подсистемами, процессами.

Стратегическое управление — это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой

Основные принципы стратегического управления

Первый — принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Для разработки стратегического решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективного предвидения.

Второй — принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами. Стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, приведет к ошибочным решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными и эффективными в силу их особой важности, в силу того, что за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но и организации в целом, от чего зависят судьбы многих работников.

Третий — принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией. Обсуждение соотношения стратегии и тактики организации, их роли в обеспечении ее успешной деятельности приводит к однозначному выводу: необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом успешность возможна лишь при условии, что тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.

Четвертый — принцип приоритетности человеческого фактора. Разрабатывая стратегию развития, необходимо понимать, что ни стратегия, ни тактика организации не могут быть реализованы, если они не будут восприняты в качестве руководства к действию ее персоналом, и в первую очередь — ее менеджерами, которым делегировано право принятия управленческих решений на вверенном им участке.

Пятый — принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля. Чтобы обеспечить четкое понимание персоналом стоящих перед ним задач, диктуемых стратегией руководства, необходимо, чтобы данная стратегия имела конкретную формулировку и понималась однозначно.

Шестой — принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам. Если стратегия организации не обеспечена ресурсами, а под ресурсами мы понимаем не только сырье, материалы, комплектующие, энергию, но и персонал, информацию, деловых партнеров, имидж и т. д., то реализация стратегии, какой бы замечательной она ни была, оказывается частично или полностью невозможной.

Седьмой — принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям. Достижение любой цели, реализация любых замыслов возможны, только если в распоряжении организации имеются технологии, с помощью которых последовательно можно решить конкретные задачи, связанные со стратегической целью.

 

22. Развитие инновационной экономики как объективная тенденция современности.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые очень условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса.

России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако современные тенденции развития инновационной деятельности далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения.

В России для успешного перехода от одной стадии инновационного цикла к другой созданы следующие элементы инновационной цепочки: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры трансфера технологий, наукограды, особые экономические зоны. Содействовать становлению инновационной системы призваны созданные институты развития (имеющие свойства как финансовой, так и территориальной инфраструктуры): Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Банк Развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития.

Наблюдается низкая инновационная активность российских компаний. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в секторе «добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил в 2006 г. в России 9,4%. У компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса (исследованиям и разработкам, приобретению новых технологий, прав на патенты, патентных лицензий), что в перспективе может привести к ухудшению качества и уровня новизны инноваций. Сегодня рост заметен только для тех типов инноваций, которые непосредственно связаны с внедрением: приобретение оборудования, производственное проектирование, технологическая подготовка производства

В настоящее время в Росси заметно повышается роль институтов развития, которые обеспечиваю решение ряда критичных для ее экономического роста проблем. Среди них – слабость производственной и социальной инфраструктуры, механизмов поддержки и стимулирования инноваций, малого и среднего бизнеса, несырьевого экспорта, неэффективность использования ресурсов, отсутствие заметного прогресса в развитии высокотехнологических производств, сохранение болезненных региональных диспропорций. Выстраиваемая в настоящее время инновационная инфраструктура не выполняет своей главной задачи – обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования полного цикла инновационной цепочки: прохождения инновационного проекта от стадии фундаментального исследования до выпуска промышленной продукции. При этом, отдельные элемент инновационной инфраструктуры, призванный стимулировать эффективное функционирование определенного звена инновационной цепочки, не справляется со своей задачей.

Деятельность институтов не направлена на нефинансовую поддержку инновационных проектов – информационную, консалтинговую, экспортную. Финансовый ресурс инновационных институтов развития ограничен. Так, бюджет Фонда содействия развития развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере составляет 1,5% расходов государственного бюджета на гражданскую науку, бюджет Российского фонда технологического развития – в пределах 1,5 – 4%.

На практике инновации пока слабо влияют на экономику, и макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых. Анализ показывает, что к инновациям более всего расположены крупные экономически состоятельные предприятия, имеющие достаточные финансовые, кадровые и интеллектуальные ресурсы. Чем крупнее предприятия, тем выше среди них доля инноваторов. Очевидные успехи демонстрируют высокотехнологичные отрасли, предприятия которых не отличаются ни объемами производимой продукции, ни крупными инвестициями. Их инновационная активность превысила 30%, что близко к среднеевропейскому уровню. В их случае значение имеют не только более развитый научный потенциал, наличие квалифицированных кадров, высокая интенсивность инновационных затрат и ориентация на внешние рынки сбыта, но и определенная поддержка со стороны государства в ее различных формах. Однако из-за ограниченности объемов производства эти сектора пока слабо влияют на инновационное «качество» российской экономики в целом.

Экономика нуждается в различных типах инноваций, но именно продуктовые технологические инновации в наибольшей степени определяют формирование инновационной составляющей экономического роста, оказывая заметное влияние на развитие производства. Они воздействуют не только на расширение рынков сбыта, но и на улучшение ассортимента продукции, повышение ее качества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...