Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологические различия количественного и качественного подходов




КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Теоретико-методологическая база:

Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления.

Фокус анализа:

Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.

Единицы анализа:

Факты, события. Субъективные значения, чувства.

Исследовательские цели, задачи:

Дать причинное объяснение. Измерить взаимосвязи. Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать.

Стиль:

Жесткий, холодный. Систематизация. Мягкий, теплый. Воображение, представление о...

Валидность (надежность):

Достоверное повторение установленных связей. Реальное насыщение информации.

Логика анализа:

Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операционализации понятий. Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям.

 

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

- интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным).

- наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).

- анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

Методические принципы организации и проведения телефонного опроса.

Ситуация применения

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках) Это экономичный способ контакта с людьми, сокращающий транспортные и временные расходы.

Методика проведения

На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Методы опроса по телефону

Традиционный опрос по телефону происходит, когда интервьюер звонит определенной выборке респондентов и ставит им ряд вопросов. Интервьюер использует отпечатанный перечень вопросов, в котором карандашом отмечает полученные ответы.

Телефонный опрос с помощью компьютера. В настоящее время телефонный опрос с помощью компьютера более распространен, чем традиционный опрос по телефону. При проведении телефонного опроса через компьютер (СЛ77)из центрального офиса используется компьютеризированная анкета, предлагаемая респондентам по телефону.

Достоинства метода

Высокая скорость проведения опроса.

Относительно низкая стоимость проведения опроса (в т.ч., и в связи с отсутствием подарка за интервью).

Возможность широкого географического охвата.

Возможность «добраться» до труднодостижимых, для других видов опроса, групп респондентов (профессионально-должностые группы).

Легкость контроля качества работы интервьюеров.

Ограничения метода

В российских условиях применение метода зависит от уровня телефонизации и обосновано для проведения опросов в крупных городах (актуально при опросе домохозяйств).

Продолжительность интервью не может превышать 15-20 мин.

Метод не подходит для изучения глубинных мотивов потребительского поведения.

Анкета должна содержать преимущественно закрытые вопросы. Количество открытых вопросов – не более 1-2.

Опросы по телефону можно разделить на традиционные опросы по телефону и опросы по телефону с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews — CATI), Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или опросы с помощью компьютера

Анкетирование: особенности и требования к проведению.

Требования к проведению:

1) определение целей анкетирования;

2) выбор вида анкетирования, составление анкеты;

3) оповещение и мотивация сотрудников;

4) раздача, заполнение, сбор анкет;

5) анализ ответов и составление отчёта руководству;

6) ознакомление сотрудников с результатами анкетирования.

 

 

Виды вопросов в социологической анкете

В зависимости от отношения к цели исследования:

  -Программно-тематические дают инф. Об изучаемом объекте и исследуемых характеристиках

  -Процедурные (функциональные) предназначены для оптимизации хода опроса

В зав-ти от функционального назначения в организации опроса

  -Контактные вопросы способствуют установлению доверительных отношений

  -Подготовительные активизируют внимание и память респа в отношении темы

  -Вопросы-фильтры выделают часть респов по определённому признаку

  -Контрольные вопросы проверяют устойчивость, непротиворечивость ответов

  -Буферные вопросы нейтрализуют влияние одних ответов на другие, разграничивают тематические блоки

По отношению к личности респа

  -Прямые вопросы предполагают выражение отношения респа

  -Косвенные вопросы дают возм-ть респу высказаться с позиции группы, коллектива, наблюдателя (н-р «Ваши друзья поддерживают Зюганова?»)

По содержанию вопроса

  -Фактологические вопросы фиксируют уже случившееся действие, факты

  -Мотивационные вопросы выявляют мотивы, установки, ценностные ориентации

По форме вопроса

  -Вопросы-шкалы выявляют интенсивность исследуемого признака

  -Проективные вопросы выявляют реакцию респа на вымышленные ситуации

  -Вопросы-диалоги предполагают выбор одного из двух противоположных суждений, принадлежащих вымышленным собеседникам

  -Метод полярных профилей требует указания на степень выраженности данного качества или противоположного ему при оценке чего-либо. (бритая 1-2-3-4-5 бородатая)

  -Ассоциативные вопросы выявляют хар-р ассоцициаций, возникающих в связи с упоминанием чего-либо

По степени стандартизации ответов

  -Открытые вопросы позволяют высказаться респу самостоятельно

  -Закрытые предполагают выбор варианта ответа из заранее сформулированных

  -Полузакрытые вопросы позволяют респу или ответить самостоятельно, или выбрать вариант из перечня

Виды закрытых вопросов:

  -Дихотомические содержат 2 взаимоисключающих ответа

  -Альтернативные включают набор ответов, из которых можно выбрать только один

  -Поливариантные (вопросы-меню) включают набор ответов, из которых респондент может выбрать несколько

По способу построения:

  -Табличные вопросы

  -Простые вопросы

По синтаксическим признакам

  -Вопросы в вопросительной форме

  -Вопросы в повествовательной форме

По графическому оформлению

  -Текстовые вопросы

  -Вопросы-иллюстрации

  -Вопросы-графики










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...