Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 11Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков




Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Артикуляция любого звука проходит в 3 этапа:

· Экскурсия (положение речевых органов для артикуляции)

· Выдержка (органы речи задержаны в этом состоянии)

· Рекурсия (первоначальное положение либо состояние готовности к следующему произношению)

Артикуляционная классификация звуков основывается на физиологических характеристиках звука, т.е. работой органов речевого аппарата, которые и создают звук. Активными органами речи, т.е непосредственно участвующими в артикуляции, являются язык, губы, маленький язычок и задняя стенка глотки. Пассивные органы речи являются посредниками между активными органами речи и процессом артикуляцией (зубы, нос, альвеолы).

Артикуляторная классификация согласных:

· По месту образования согласные делятся на две главные группы - губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (передне-, средне- и заднеязычные). Переднеязычные бывают межзубными, зубными и нёбными. Заднеязычные делятся на средненёбные, задненёбные и глубокие.

· По способу образования согласные делятся на фрикативные и смычные (взрывные, аффрикаты, носовые, боковые и дрожащие)

Артикуляторная классификация гласных:

· По широте раствора рта гласные делятся наширокие (а), средние (э, о) и узкие (и, у)

· По высоте резонаторного тона гласные подразделяются навысокие (и), средневысокие (э), средние (а), средненизкие (о) и низкие (у)

· По положению гублабиализованные и нелабиализованные

· По высоте поднятия языка (подъему) – верхние, средние, нижние

· Постепени приподнятости языка(ряду)– передние, средние, задние


 


ВОПРОС 12 Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи (фон) и фонема, критерии фонематичности

Фонетика – это наука о звуках, их произношении и физических параметрах (акустике). Фонология изучает функции звуковых элементов в языке. Понятие «фонема» (минимальная звуковая единица языка) ввел Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). Главнаяфункцияфонемы– смыслоразличительная: фонемы не имеют значения, но помогают различать значения слов и морфем. Таким образом, фонема – это единица языка, а фон – единица речи.

Фонема отличается от звукатем, что она:

· нематериальна – ее нельзя услышать или произнести, она существует в системе языка;

· абстрактна – чтобы понять, что такое фонема, нужно выделить ее существенные свойства и абстрагироваться от многообразия звуков, которые можно встретить в речи разных людей, говорящих на одном языке.

Фонем всегда меньше, чем звуков. Фонемы – это «главные» звуковые элементы языка, а количество звуков бесконечно:

· У всех людей есть индивидуальные особенности речевого аппарата.

· Один человек произносит одни и те же звуки по-разному (громче или тише, менее или более отчетливо и т.п.).

Фонема реализуется в речи в виде аллофонов (звуков). Аллофоны варьируются в зависимости от позиции.

По словам Николая Сергеевича Трубецкого, «фонологическая система любого языка является как бы ситом, через которое просеивается все сказанное».

· Совсем маленький ребенок произносит разнообразные звуки, которые не зависят от того, на каком языке говорят его родители (встречаются гортанные, щелкающие звуки, сложные аффрикаты и др.). Со временем ребенок начинает использовать только определенные звуки, т.к. определяет, какие звуковые элементы являются важными, а какие – неважными для его языка.

· Человек может не замечать различия между фонемами в иностранном языке, если в его родном языке эти звуковые элементы не выполняют смыслоразличительную функцию. Так, японцы часто путают русские фонемы <р> и <л>, потому что в их языке нет такого противопоставления звуков.

Чтобы доказать, что в языке есть две разные фонемы, как правило, подбирают минимальные пары – два слова или две морфемы, которые имеют разное значение и различаются одним звуком в той же позиции: ложка – кошка, мал – мял.

Похожие звуковые элементы имеют разные функции в языках мира (они могут различать или не различать смысл слов).

Применение этого критерия привело к исключению Ы из числа фонем русского языка представителями Московской фонологической школы): [ы] и [и] считаются вариантами фонемы <и> .

Причина отсутствия минимальных пар – фонемы не встречаются в одинаковых произносительных условиях:

· [ы] – только после твердых согласных;

· [и] – когда угодно (в начале слова, после гласных, после мягких согласных), но только не после твердых согласных.

ВОПРОС 13 Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции, их типы

Признаки и оппозиции фонем были описаны в книге Н.С. Трубецкого «Основы фонологии» (1939). Все признаки фонемы делятся надифференциальные и интегральные.

К дифференциальным относятся артикуляционные и акустические признаки, которые отличают одну фонему от другой. Интегральными называют признаки, которые не различают две фонемы. Интегральные признаки появляются тогда, когда какая-то клетка в системе фонем является незаполненной. Например, в русском языке многие фонемы различаются по глухости/звонкости, но могут быть и непарные фонемы. Для глухой фонемы, у которой нет пары по звонкости, глухость – это интегральный признак. Если у глухой фонемы есть пара по звонкости, то глухость – это дифференциальный признак.

Фонологические оппозиции – это противопоставление фонем, которое выполняет смыслоразличительную функцию.

В книге Н.С. Трубецкого «Основы фонологии», а также в работах других ученых рассматриваются различные классификации фонологических оппозиций.

Рассмотрим в качестве примера типы фонологических оппозицийпо соотношению дифференциальных признаков.

Все фонологические оппозиции делятся на привативные, эквиполентные (равнозначные) и градуальные (ступенчатые).

Привативные оппозиции возникают, когда у одной фонемы есть дифференциальный признак, а у другой – нет.

При эквиполентных (равнозначных) оппозициях у фонем имеются дифференциальные признаки, но они отличаются друг от друга.

Если имеет место говорить о разных степенях одного дифференциального признака, то такие оппозиции называются градуальными (ступенчатыми).


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...