Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС 11Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков
Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. Артикуляция любого звука проходит в 3 этапа: · Экскурсия (положение речевых органов для артикуляции) · Выдержка (органы речи задержаны в этом состоянии) · Рекурсия (первоначальное положение либо состояние готовности к следующему произношению) Артикуляционная классификация звуков основывается на физиологических характеристиках звука, т.е. работой органов речевого аппарата, которые и создают звук. Активными органами речи, т.е непосредственно участвующими в артикуляции, являются язык, губы, маленький язычок и задняя стенка глотки. Пассивные органы речи являются посредниками между активными органами речи и процессом артикуляцией (зубы, нос, альвеолы). Артикуляторная классификация согласных: · По месту образования согласные делятся на две главные группы - губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (передне-, средне- и заднеязычные). Переднеязычные бывают межзубными, зубными и нёбными. Заднеязычные делятся на средненёбные, задненёбные и глубокие. · По способу образования согласные делятся на фрикативные и смычные (взрывные, аффрикаты, носовые, боковые и дрожащие) Артикуляторная классификация гласных: · По широте раствора рта гласные делятся наширокие (а), средние (э, о) и узкие (и, у) · По высоте резонаторного тона гласные подразделяются навысокие (и), средневысокие (э), средние (а), средненизкие (о) и низкие (у) · По положению губ – лабиализованные и нелабиализованные · По высоте поднятия языка (подъему) – верхние, средние, нижние · Постепени приподнятости языка(ряду)– передние, средние, задние
ВОПРОС 12 Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи (фон) и фонема, критерии фонематичности Фонетика – это наука о звуках, их произношении и физических параметрах (акустике). Фонология изучает функции звуковых элементов в языке. Понятие «фонема» (минимальная звуковая единица языка) ввел Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). Главнаяфункцияфонемы– смыслоразличительная: фонемы не имеют значения, но помогают различать значения слов и морфем. Таким образом, фонема – это единица языка, а фон – единица речи. Фонема отличается от звукатем, что она: · нематериальна – ее нельзя услышать или произнести, она существует в системе языка; · абстрактна – чтобы понять, что такое фонема, нужно выделить ее существенные свойства и абстрагироваться от многообразия звуков, которые можно встретить в речи разных людей, говорящих на одном языке. Фонем всегда меньше, чем звуков. Фонемы – это «главные» звуковые элементы языка, а количество звуков бесконечно: · У всех людей есть индивидуальные особенности речевого аппарата. · Один человек произносит одни и те же звуки по-разному (громче или тише, менее или более отчетливо и т.п.). Фонема реализуется в речи в виде аллофонов (звуков). Аллофоны варьируются в зависимости от позиции. По словам Николая Сергеевича Трубецкого, «фонологическая система любого языка является как бы ситом, через которое просеивается все сказанное». · Совсем маленький ребенок произносит разнообразные звуки, которые не зависят от того, на каком языке говорят его родители (встречаются гортанные, щелкающие звуки, сложные аффрикаты и др.). Со временем ребенок начинает использовать только определенные звуки, т.к. определяет, какие звуковые элементы являются важными, а какие – неважными для его языка. · Человек может не замечать различия между фонемами в иностранном языке, если в его родном языке эти звуковые элементы не выполняют смыслоразличительную функцию. Так, японцы часто путают русские фонемы <р> и <л>, потому что в их языке нет такого противопоставления звуков. Чтобы доказать, что в языке есть две разные фонемы, как правило, подбирают минимальные пары – два слова или две морфемы, которые имеют разное значение и различаются одним звуком в той же позиции: ложка – кошка, мал – мял. Похожие звуковые элементы имеют разные функции в языках мира (они могут различать или не различать смысл слов). Применение этого критерия привело к исключению Ы из числа фонем русского языка представителями Московской фонологической школы): [ы] и [и] считаются вариантами фонемы <и> . Причина отсутствия минимальных пар – фонемы не встречаются в одинаковых произносительных условиях: · [ы] – только после твердых согласных; · [и] – когда угодно (в начале слова, после гласных, после мягких согласных), но только не после твердых согласных. ВОПРОС 13 Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции, их типы Признаки и оппозиции фонем были описаны в книге Н.С. Трубецкого «Основы фонологии» (1939). Все признаки фонемы делятся надифференциальные и интегральные. К дифференциальным относятся артикуляционные и акустические признаки, которые отличают одну фонему от другой. Интегральными называют признаки, которые не различают две фонемы. Интегральные признаки появляются тогда, когда какая-то клетка в системе фонем является незаполненной. Например, в русском языке многие фонемы различаются по глухости/звонкости, но могут быть и непарные фонемы. Для глухой фонемы, у которой нет пары по звонкости, глухость – это интегральный признак. Если у глухой фонемы есть пара по звонкости, то глухость – это дифференциальный признак. Фонологические оппозиции – это противопоставление фонем, которое выполняет смыслоразличительную функцию. В книге Н.С. Трубецкого «Основы фонологии», а также в работах других ученых рассматриваются различные классификации фонологических оппозиций. Рассмотрим в качестве примера типы фонологических оппозицийпо соотношению дифференциальных признаков. Все фонологические оппозиции делятся на привативные, эквиполентные (равнозначные) и градуальные (ступенчатые). Привативные оппозиции возникают, когда у одной фонемы есть дифференциальный признак, а у другой – нет. При эквиполентных (равнозначных) оппозициях у фонем имеются дифференциальные признаки, но они отличаются друг от друга. Если имеет место говорить о разных степенях одного дифференциального признака, то такие оппозиции называются градуальными (ступенчатыми).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |