Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС 3 Язык и речь. Речевая деятельностьСтр 1 из 18Следующая ⇒
ВОПРОС 1 Языкознание как наука о языке. Место языкознания в системе наук, его основные разделы Языкознание (языковедение, языкознание, лингвистика, lingua, язык) – наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуальных представителях. Язык неспроста называют продуктом обучения и подражания. Ведь сегодня общение между людьми происходит именно посредством языка. Мы изучаем языки для того, чтобы строить взаимоотношения с обществом, а это возможно только с помощью общения. Общение посредством языка называется коммуникацией. Интересно, что коммуникация бывает не только словесной, т.е. общение непосредственно при помощи слов и мыслей, которые мы выражаем при помощи артикуляторного органа, но и мысленная коммуникация, происходящая при помощи взглядов, жестов и т.д. Главной задачей языкознания как науки является изучение языка в его взаимоотношениях с объективной действительностью и человеческим обществом. Если теоретическое языкознание включает в себя комплекс определенных грамматических правил, законов и норм, то практическое изучение языка подразумевает умение говорить, читать, писать, понимать и переводить. Существует также и научное изучение языка – умение понимать и объяснять языковые явления. Языкознание входит в круг гуманитарных наук в качестве одной из центральных, однако помимо этого она имеет прочные связи с такими науками, как этнография, социология, семиотика, философия, история, психология, педагогика, логика и мн.др. Языкознание как наука включает в себя два раздела – теоретическоеязыкознание и прикладнаялингвистика. Теоретическое языкознание делится в свою очередь на общее и частное. Общее занимается изучением сущности, природы и структуры языка, проблемы происхождения, возникновения и развития письма, законы развития языка, его системные функции и методы исследования, а также классификации и типологии языков. Частное разбирает один конкретный язык (русистика, англистика) или группу (славистика, тюркистика). Частное языкознание делится на синхроническое (изучение языка в определенный период и момент его развития) и диахроническое (изучение языка в процессе всего его развития). Прикладная лингвистика – это приложение теоретических знаний о языке к решению практических задач (школа, переводческая практика, создание письменности для ранее бесписьменных народов). Прикладная лингвистика включает в себя два понятия – описательное Я (фиксация всех равноправных фактов языка) и нормативное Я (деление фактов на правильные и неправильные, изучение только правильных).
ВОПРОС 2 Функции языка 1. Коммуникативная. Отвечает за общение, обмен информацией и за ее передачу от человека к человеку. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для сохранения или изменения поведения того, кому они адресованы. Информация передается во времени – из одного дня в другой, и в пространстве – от человека к человеку. 2. Мыслительная, или когнитивная. Думая, человек воплощает свои мысли в языковой материи. Основная форма мышления, присущая людям – словесно-логическая, или вербальная (все мысли перевоплощаются в слова). Существуют также наглядно-образная форма мышления (музыканты, художники), техническая (чертежники) и предметная (присуща предметам). Язык – это способ мышления. 3. Познавательная, или аккумулятивная, или накопительная. Доказывает, что именно в системе языка и текстах хранится информация, накапливаются знания. 4. Регулятивная. Говорящий использует язык с целью непосредственного воздействия на адресата: побудить на действие, задать вопрос. Направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческих микроколлективах. Иногда вместе с регулятивной рассматривают фаотическую(phatos, phatum), или контактоустанавливающую функцию. 5. Номинативная (nomina), или назывная. Называя предметы определенными именами, человек при помощи языка ориентируется в окружающем мире. Номинанта – это неотъемлемая часть познания и мышления. Мы называем не все предметы подряд, которые видим, а то, что для нас ближе, чаще, важнее. 6. Этническая. Язык объединяет этнос, помогает сформироваться национальному самосознанию. 7. Эстетическая. Превращает текст в произведение искусства. Сфера творчества художественной литературы. Функция эстетического воздействия на личность с помощью языка. 8. Эмоционально-экспрессивная. Позволяет выражать свои чувства, эмоции, переживания. 9. Магическая, или заклинательная. Реализуется в том случае, когда язык наделяется сверхъестественной потусторонней силой. В основе заложены представления о том, что с помощью слова можно изменить объективную действительность. 10. Метаязыковая. Человек с помощью языковой системы может описать и объяснить язык. Язык используется в профессиональной деятельности филологов, языковедов, на лекциях, занятиях, при переводе. Эта функция охватывает все случаи, когда язык исследуется как объект, описывается при помощи языка как средства, инструмента. ВОПРОС 3 Язык и речь. Речевая деятельность Впервые проблема соотношения языка и речи была изучена многими учеными – Гумбольдтом, Штейналем, Потебнёй, Фортунатовым, Бодуэном дэ Куртэне и мн.др. Еще Гумбольдт писал: «В действительности язык развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим». Язык и речь – очень важная проблема, возникшая в языкознании. Эти понятия очень часто путают, хотя, например, физиологи и психологи имеют дело с речью, педагоги – с речью учащихся, в медицине – с дефектами речи, поэтому заменить понятие «речь» словом «язык» невозможно. Проблемой соотношения языка и речи, кроме всего прочего, занимался и Фердинард де-Соссюр. В своем труде «Курс общей лингвистики» он определил главное положение: «Изучение языковой действительности распадается на две части. Первая имеет своим предметом язык – нечто социальное по существу и независимое от индивида, тогда как другая своим предметом называет индивидуальную сторону речевой действительности». Отсюда становится ясным, что язык и речь взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Язык – это сущность, тогда как речь – это явление. Возвращаясь к Соссюру, стоит сказать, что в процессе своего исследования он выделил три основных понятия – язык, речевой акт и речь. Язык необходимо считать основным понятием, поскольку это важнейшее средство человеческого общения, достояние коллектива и предмет истории. Язык не является собственностью единого человека – он объединяет группы людей. Поэтому существуют такие языки, как английский, немецкий и французский, а при исследовании русского языка имеет место говорить о древнерусском и общеславянском. Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка. Речевой акт обычно двусторонен (говорение – слушание), может быть в устной речи и в письменной (записан) или зафиксирован аудиозаписью. Речь – это не язык и не отдельный речевой акт. Когда мы говорим об устной и письменной речи, речи ребенка, школьника, отдельных социальных слоев населения, мы имеем в виду возможность разного использования языка, применения его в различных ситуациях. Речь является предметом языкознания, а «психофизический механизм» - физиологии, психологии и акустики, данными которых лингвист должен пользоваться. Сам термин «язык» можно использовать в двух смыслах: · Язык – феномен, представляющий собой идеально-материальное целое · Язык – код, система единиц и правил их комбинирования, идеальная сторона единства Речь, в свою очередь, является совокупностью текстов как реализаций этого кода. Функционируя, единство рождает речевую деятельность – процесс производства текстов, восприятия и понимания речи, где синтезируется словесное (вербальное) мышление, язык и речь. Проводя заключительный анализ языка и речи, мы можем отметить следующее: · Язык принадлежит обществу, а речь – это индивидуальность человека · В то время, как язык является абстрактным, т.е. говоря, мы слышим речь, а не язык, речь конкретна и воспринимается органами чувств · Язык статичен, а речь динамична, ведь одна и та же вещь может называться человеком по-разному · Язык является потенциальным: его возможности огромны и он содержится в сознании человека. Речь – реальная, и возможности языка не всегда могут в ней реализоваться · Наконец, язык находится в системе, а речь – это сложное, неоднородное целое, состоящее из букв, морфем, слов и словосочетаний
ВОПРОС 4 Язык и мышление Язык и мышление – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Взаимосвязь этих двух понятий доказывается следующим положением: «Орудиями мышления является язык и системы знаков – абстрактных (например, математических) и конкретных (например, язык искусства). Мышление – это умственный процесс, высшая форма активного отражения объективной действительности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений, предметов и явлений. Наблюдая множество явлений действительности, человек сравнивает их, выделяет различные признаки. В процессе мышления несущественные признаки человек отбрасывает, а существенные суммирует. Существуют следующие типы мышления: 1. Предметное, или практически действенное. Обычно состоит в ориентации человека или животного в окружающей обстановке, выполнении осмысленных действий. 2. Техническое. Используется при решении творческих задач технического характера архитекторами, математиками и т.д.. 3. Словесно-логическое,иливербальное 4. Наглядно-образное. Оперирует чувственно воспринимаемыми конкретными образами, которые человек прямо не ощущает в данный момент. Присуще художникам, музыкантам и т.д. Интересно, что в человеческом мозге присутствуют определенные зоны, отвечающие непосредственно за речь и за действия, совершаемые с ней. Например, зона Вернике отвечает за понимание речи, а зона Брока – за антиулавливание речи. Исследуя проблему соотношения языка и мышления, необходимо отметить: слово – это понятие, предложение – это суждение, а текст – умозаключение. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений действительности. Предложение и суждение устанавливают связь и организуют мысль как утверждение или отрицание. Умозаключение соотносится с текстом и представляет собой процесс логического вывода из ряда суждений. За одним и тем же словом могут стоять разные понятия. Например, задуть свечу (чтобы она погасла) и задуть доменную печь (чтобы ее разжечь). Ученый-лингвист Гумбольдт сказал: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». Этим он доказал неспособность человека жить без языка, поскольку коммуникация – это самое главное средство воздействия с обществом. При всей своей специфичности, мышление универсально и идет по общечеловеческим законам. Языки основываются на общих принципах: общего больше, чем специфического. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 506. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |