Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий. Централизованная доставка товаров в розничную торговую сеть




Товароснабжение — совокупность мероприятий по удовлетворению потребности розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый ком­плекс коммерческих и технологических операций по дове­дению до предприятий розничной торговли товаров в ко­личестве и ассортименте, соответствующих спросу насе­ления.

От организации товароснабжения во многом зависит полнота и стабильность ассортимента товаров, предлагае­мых розничными торговыми предприятиями населению, а значит и степень удовлетворения покупательского спроса;

величина товарных запасов; оборачиваемость товаров и другие показатели работы торговых предприятий. Следо­вательно, рационально организованное товароснабжение оказывает положительное влияние и на экономическую эффективность деятельности розничных торговых пред­приятий.

На организацию товароснабжения розничной торговой сети влияют многие факторы. К основным из них мож­но отнести:

- размещение сети розничных торговых предприятий по отношению к источникам товароснабжения;

- транспортные условия;

- тип розничного торгового предприятия и величина его торговой и складской площади;

- оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием для хранения и внутримагазинного перемещения товаров (холодильным, подъемно-транспортным и др.).

Рациональная организация товароснабжения возможна при соблюдении ряда принципов. Среди них наиболее значимыми являются: планомерность, ритмичность, опера­тивность и экономичность.

Планомерность товароснабжения означает осуществ­ление его по графикам, определяющим частоту и перио­дичность завоза товаров.

Ритмичность снабжения проявляется в доставке това­ров в розничную торговую сеть через определенные (как правило, равные) промежутки времени. Это обеспечивает бесперебойное снабжение предприятий розничной торгов­ли товарами, способствует своевременному выделению ра­ботников для проведения приемки поступивших товаров, позволяет эффективно использовать складскую площадь и исключает образование излишних товарных запасов.

Оперативность товароснабжения предусматривает за­висимость периодичности доставки товаров от определен­ных условий. Такими условиями, например, являются уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары в зависимости от времени года, моды и дру­гих причин.

Экономичность товароснабжения предполагает его осуществление с минимальными затратами рабочего времени, материальных и денежных средств. Этому способствует эффективное использование транспортных средств, механи­зация погрузочно-разгрузочных работ, правильное и свое­временное оформление документов по отпуску и приемке товаров.

В зависимости от источников поступления товаров раз­личают две формы товароснабжения - транзитную и складскую.

Транзитная форма доставки применяется для снабжения розничных торговых предприятий товарами простого ассортимента, а также товарами повседневного спроса, производство которых осуществляется в районах потребления (молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобу­лочные изделия, овощи и т. п.).

При складской форме товары завозятся в розничную торговую сеть со складов оптовых предпри­ятий. Применение такой формы снабжения наиболее удобно при доставке товаров сложного ассортимента, ко­торые нуждаются в предварительной подсортировке.

Товароснабжение розничной торговой сети может быть децентрализованным и централизованным.

Децентрализованный метод доставки товаров заклю­чается в том, что выполнение всех операций по вывозу то­варов со склада поставщика возлагается на магазин или любое другое предприятие розничной торговли. Примене­ние этого метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, так как большинство мага­зинов не имеет собственных транспортных средств), нера­циональному использованию грузоподъемности автотранс­порта из-за его неполной загрузки. Кроме того, работники магазина вынуждены отвлекаться от выполнения своих функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.

Централизованная доставка является наиболее эффективным методом товароснабжения, так как осуществляет­ся силами и средствами поставщика. В его обязанности при этом входит погрузка транспортных средств, перевоз­ка грузов (собственным автотранспортом или принадле­жащим автотранспортным организациям), обеспечение сохранности и своевременной доставки товаров в магазин.

В качестве примера рассмотрим организацию снабже­ния магазинов товарами, централизованно доставляемыми со склада оптового предприятия.

Для правильной организации централизованной достав­ки на складе проводятся подготовительные мероприятия. Они включают в себя:

-  определение перечня и минимальных норм достав­ляемых в магазины товаров;

-  анализ расположения розничной торговой сети;

- определение грузооборота (количества товаров, дос­тавляемого в магазин за определенный период, вы­раженного в тоннах);

- расчет частоты завоза товаров для каждого магазина и оптимальных размеров поставок;

- разработку маршрутов и графиков завоза товаров в магазины;

- расчет потребности в инвентарной таре и автотранс­портных средствах.

Перечень товаров, централизованно доставляемых со склада, будет зависеть от ассортиментного профиля мага­зина. Он должен составляться с учетом того, что часть то­варов может поступать в магазины непосредственно с промышленных предприятий.

Анализ расположения розничной торговой сети проводят на основании таких данных о каждом магазине, как его тип (ассортиментный профиль), место расположения, расстояние до склада, среднемесячный товарооборот, режим работы (ча­сы работы, время обеденного перерыва, выходные дни).

Для расчета грузооборота используют данные о товарообороте за соответствующий период и средней цене 1 т товара.

При определении частоты завоза товаров и размера по­ставки исходят из среднедневного объема продажи, раз­меров установленных неснижаемых товарных запасов и других факторов. Это позволяет обеспечить стабильность ассортимента и бесперебойную продажу товаров до их сле­дующего завоза. Учитывают также физико-химические свой­ства и сроки реализации товаров. Например, хлеб и хлебобу­лочные изделия завозятся в магазины ежедневно. Такой же может быть и частота завоза молока и молочных продуктов, колбасных изделий и копченостей. Другие продовольственные товары, имеющие ограниченные, но более продолжительные сроки реализации, завозятся реже (2-3 раза в неделю).

Поскольку со склада оптового предприятия в магазины, как правило, поступают продовольственные товары с дли­тельными сроками реализации, а также непродовольст­венные товары; то они завозятся один раз в неделю или реже. Новые товары целесообразно заказывать небольши­ми партиями, чтобы определить спрос на них.

Частота завоза и размер поставки товаров во многом зависят и от технических возможностей магазина: нали­чия помещений для приемки и хранения товаров и их ем­кости, а для магазинов, торгующих скоропортящимися то­варами, холодильного оборудования.

На основании данных о расположении магазинов, час­тоте завоза в них товаров и объемах поставки разрабаты­вают маршруты, централизованной доставки. Они со­ставляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги. При этом маршруты мо­гут быть маятниковыми или кольцевыми.

Маятниковые (линейные) маршруты разрабатывают для магазинов, объем поставки в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом объемной массы груза. Их используют для доставки това­ров в один магазин либо одним автомобилем за один или несколько рейсов, либо несколькими автомобилями.

Кольцевые маршруты применяют для дос­тавки товаров в магазины, размер поставок в которые меньше грузоподъемности автомобиля. Завоз товаров осу­ществляется за один рейс в несколько магазинов, находя­щихся по пути движения автомобиля. Такие маршруты со­ставляют с учетом кратчайших расстояний между мага­зинами, для которых частота завоза товаров одинакова. Учитывают также размер поставок, с тем чтобы полностью загрузить автомобиль. При этом в него сначала загружают товары, предназначенные для магазина, находящегося в конечном пункте маршрута.

Для составления маршрутов используют карту-схему зо­ны обслуживания склада. На ней указывают места распо­ложения самого склада, населенных пунктов, в которых имеются обслуживаемые им магазины, а также соеди­няющие их дороги.

Составление маршрутов проводится в определенном порядке: сначала разрабатывают маятниковые, а затем кольцевые.

После определения количества маршрутов рассчитыва­ют время оборота автомобиля на каждом из них и состав­ляют график завоза товаров. Он представляет собой рас­писание, в котором указано время отборки и доставки товаров в каждый магазин. При этом время доставки то­варов не должно совпадать со временем обеденного пере­рыва в магазине.

В зависимости от количества маршрутов, среднеднев­ного грузооборота и ассортимента доставляемых со склада товаров рассчитывают необходимое количество инвентарной многооборотной тары (в том числе тары-оборудования) и транспортных средств.

Основанием для завоза товаров в магазин служит за­явка. Ее составляют по установленной форме в двух эк­земплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования (с учетом основных ассор­тиментных признаков).

Подписанная заведующим или директором магазина и заверенная печатью, заявка направляется на склад опто­вого предприятия, в его диспетчерскую службу. Работни­ки службы обобщают поступившие заявки и дают задания соответствующим подразделениям склада на комплекто­вание и отправку товаров в магазины. В обязанности диспетчеров входит поддержание посто­янной связи с магазинами, контроль обеспеченности их товарами в соответствующем ассортименте.

 

Билет № 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...