Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фрустрационно-агрессивная модель интерпретации конфликта




Понимание агрессии зависит от теоретической концепции, в рамках которой разрабатывается данная категория. Можно выделить несколько теорий, раскрывающих природу возникновения и формы проявления агрессивности человека: психоаналитическая теория, экологическая теория, фрустрационная теория и теория социального научения.

Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающие в организме человека влечения, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию, а агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

Сила препятствия на пути достижения цели;

Количества последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы, чем каждая из них в отдельности.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы [4] пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих нападок, направляя их на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор.

Эволюционно-биологическое (этологическое) объяснение враждебности.

Лоренц предлагает объяснять то, что он называет «военным энтузиазмом», когда толпа людей становится крайне агрессивной по отношению к другой группировке, восприни­мающейся в качестве враждебной, теряет всякий рациональный конт­роль и моральные сдержки. Он считает, что эта тенденция возникла в результате эволюции из совместных ответных оборонительных дей­ствий наших предков.

Как и Фрейд, Лоренц говорит о столкновении инстинктов, врожден­ных нам эволюцией, и новых моральных ограничений, необходимых для цивилизованного общества. Он допускает, что у доисторических племен должна была существовать примитивная мораль, осуждавшая внутриплеменную агрессию, но поощрявшая «военный энтузиазм» по отношению к любой другой группе людей, рассматривающейся в качестве враждебной.

 

 

Либеральная традиция: конфликт и согласие.

Джон Локк. Основоположник современной либеральной теории. "Бог создал людей равными в отношении их физических, умственных и нравственных способностей. "

"Люди по своей природе равны. "

Либеральная идеология— в естественном состоянии все автономные индивиды обладают всеми правами человека => в естественном состоянии все демонстрируют борьбу против всех .

Основные характеристики либерализма:

  1. индивидуализм
  2. рационализм (в двояком отношении):
    - уверенность в разумности человека, только разумный может быть участником общественного договора
    - убежденность в том, что любая проблема может быть осмысленна и переведена в план задач
  3. космополитизм (всем странам и народам)

Либерализм считается с имущественным различием. Коммунизм отрицает всякие социальные различия. Остаются лишь индивидуальные различия, которые невозможно рационально объяснить.

Большинство интерпретируют исход холодной войны, как победу запада, как победу либеральной идеи над коммунизмом. Обострилась потребность в теоретическом объяснении ситуации. Все альтернативные версии приобретут маргинальный характер, ответы уже найдены. Миру не грозят мировые войны.



Глобальное измерение конфликта: теория империализма

теория империализма (конец 19-начало 20 века, Ленин, Бухарин)
Капитал по своему определению содержит в себе импульс и тенденцию выходить за любые границы для капиталистической логики не существует территориальных, расовых и других границ. Капитал изначально формировался в западной Европе, а затем из-за межотраслевой конкуренции ради максимизации прибыли капитал начали толкать за пределы государственных границ. Использовались как экономические, так и не экономические методы (принуждение, навязывание экономических отношений, захват новых территорий и др.).

 


Теория империализма К. Каутского

 

Каутский в конце 80-х годов XIX в., заинтересовавшись учением Маркса и Энгельса, начал переходить на позиции марксизма и впоследствии сыграл определенную роль в его распространении. С 1883 г. он редактировал теоретический орган немецкой социал-демократической партии «Динайецайт», но уже тогда допускал на его трибуну охотников ревизовать марксизм. В 80–90-х годах Каутский написал ряд книг, в которых он стоял на позициях марксизма. Среди них – «Экономическое учение К. Маркса», «Аграрный вопрос», «Бернштейн и социал-демократическая программа», «Путь к власти». Но и в этих работах Каутский уже проявлял склонность к оппортунизму.

В империалистическую эпоху, эпоху наивысшего обострения социально-экономических противоречий, он развивал ревизионистскую теоретическую систему, все положения которой были построены на идее постепенного притупления противоречий и являлись полнейшим извращением сущности империализма. Извращение сущности империализма Каутским состояло в том, что он рассматривал империализм как политику высокоразвитых промышленных капиталистических стран, направленную на подчинение аграрных стран.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 760.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...