Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методологические предпосылки
Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Структурно-функционалистский подход, поскольку он акцентируется на равновесии, стабильности системы, а конфликты рассматривает лишь как временное явление, как дисфункцию системы, будет правильно отнести к разряду недиалектических методологий. Противоположный ему подход -- парадигма конфликта, ориентирующая на изменение системы, представляющая конфликт как естественное явление в обществе, связанное с объективными противоречиями, -- является диалектическим. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, политической же системе принадлежит иная роль -- формирование и функционирование полиархии. Диалектическая методология (некоторые ученые называют ее структуралистской) рождена на европейской почве, в социумах со зрелыми классовыми различиями и противоположностью интересов больших социальных групп, в обществах, где в последние два века постоянно развивались социальные и политические движения левого толка. Важнейшая проблема методологии теории конфликта -- это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества, с другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, -- две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно: ни конфликт, ни согласие; все относительно, взаимообусловлено. Социально-психологические интерпретации конфликта Понятие конфликта в основных социологических концепциях. В понимающей социологии был предложен следующий ответ (М.Вебер): для того, чтобы познание индивидуального, исторического, представитель гуманитарного знания должен изобретать, конструировать, придумывать «идеальные типы» - некая утопия, мысленная абстракция, которому в реальности ничего непосредственно не соответствует. Предметом конструирования выступают смысловые связи человеческих действий, взятые в чистом виде. Что было бы, если бы действующие индивиды руководствовались этим и только этим. Мы объясняем природу, но понимаем духовный мир. Понимание противопоставляется объяснению. Потому что одно и то же по внешней форме своего воспроизведения будет зависеть от смысла, который вкладывает индивид в это действие. В социальном мире мы имеем дело с действиями, в природе — с событиями. Социальные действия отличаются от природных. Социальным действием называют некую форму активности / воздержание от него, с которой действующий индивид связывает определенный смысл. И которая по этому субъективно предполагаемому смыслу ориентировано на ожидаемое поведение других людей. Конфликт — некая форма взаимодействия. Элементом любого взаимодействия является действие. Все многообразие человеческих действий неисчерпаемо. Мотивы наших действий необозримы, но в рамках гуманитарного познания нужно опираться на нечто постоянное. Вебер предлагает сузить эти рамки до 4 мотивов идеальных типов действий. ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Традиция «понимающей социологии»: конфликт как форма социального взаимодействия. В понимающей социологии был предложен следующий ответ (М.Вебер): для того, чтобы познание индивидуального, исторического, представитель гуманитарного знания должен изобретать, конструировать, придумывать «идеальные типы» - некая утопия, мысленная абстракция, которому в реальности ничего непосредственно не соответствует. Предметом конструирования выступают смысловые связи человеческих действий, взятые в чистом виде. Что было бы, если бы действующие индивиды руководствовались этим и только этим. Мы объясняем природу, но понимаем духовный мир. Понимание противопоставляется объяснению. Потому что одно и то же по внешней форме своего воспроизведения будет зависеть от смысла, который вкладывает индивид в это действие. В социальном мире мы имеем дело с действиями, в природе — с событиями. Социальные действия отличаются от природных. Социальным действием называют некую форму активности / воздержание от него, с которой действующий индивид связывает определенный смысл. И которая по этому субъективно предполагаемому смыслу ориентировано на ожидаемое поведение других людей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |