Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировозренческие основы конфликтологии.




Основные этапы развития конфликтологической проблематики

Основные этапы исторического развития конфликтологии:

  1. середина 19 века (возникают и оформляются гуманитарные науки — до 20 гг 20 века
  2. с 20 гг 20 века — до 50 гг 20 века
  3. с 60 гг 20 века — по настоящее время.

В качестве основания периодизации выступают важные социальные изменения.

 

Первый этап: возникают гуманитарные науки, формируется современное общество. Промышленный переворот, великая французская революция — новый тип общности — социальное государство. Це6нтр развития гуманитарных наук западная европа. Крушение монархического общества. Социология, психология, экономическая психология, антропология, правоведение и другие. Эти науки ориентируются на то, тобы изучать современное общество. И первая задача — определить это общество. И оформляются первые концепции. Современное Общество называют промышленным, индустриальным, капиталистическим. Противопоставляется обществу традиционному, аграрному, это массовое общество.

 

На рубеже 19-20 веков произошла и другая революция — демографическая революция/взрыв. Население земли неуклонно растет. Общество стало массовым в прямом и в переносном смысле. Общество стали называть массовым. Появился феномен «лишних людей».

 

Происходит осмысление того, что такое современное общество. И все социальные мыслители сошлись в том, что это общество демонстрирует противоречия. Производительные силы развиваются. Можно утверждать, что национальное богатство растет. При этом уровень жизни непосредственного производителя — пролетария — понижается. Богатство растет, но среди богатства порождается нищета. Все пытались осмыслить этот «Великий социальный вопрос» - это вопрос «почему в условиях политического и юридического равенства воспроизводится социально-экономическое неравенство. Вокруг этого вопроса оформляются основные идеологии, которые становятся политическими: либеральная идеология и коммунистическая. Эти идеологии могли комбинироваться, соединяться и т.д. В течение всего 20 века она противостояли друг другу. В начале 21 века очевидно проявляется их сходство (космополитизм, рационализм, и только в одном пункте проявляется различие — субъект свободы — индивид или ассоциация трудящихся). Главным источником социального неравенства является разделение труда. Проблема управления «разделенным трудом» оказалась самым слабым местом коммунизма. Либерализм считается с имущественным различием. Коммунизм отрицает всякие социальные различия. Остаются лишь индивидуальные различия, которые невозможно рационально объяснить. Коммунизм предполагает такой уровень нравственного развития человека, когда человек в состоянии смириться с превосходством другого. Коммунизм предполагает любовь ко всем, и даже к тем, кто превосходит тебя.

 

Бердяев обнаружил «истоки и смысл русского коммунизма» в религии. Вот и получилось неразрешимое противоречие.

 

Оформляются национальные школы социологии, формируются основополагающие концепции общества.

 

С точки зрения конфликтологии: все социологи убеждены в том, что современное общество обременено существенными противоречиями, которые лежат в самой структуре этого общества. Выражаются в крупных социальных конфликтах. Ключевой конфликт — классовый конфликт. Необходимость структурных изменений самих основ общества. Конфликты нужно разрешать либо революцией, либо реформами. На существенные изменения в основах общества настроены все.

 

Второй этап. Центр развития гуманитарных наук переносится в США. В США накопление национального капитала сопровождалось повышением уровня жизни трудящихся. Там не было периода первоначального накопления капитала. И они ориентировались на внутреннюю торговлю. Не было рабочего движения, не было коммунистической идеологии.

 

«большие теории объясняют все в целом и не объясняют локальных проблем». Многочисленные заказы общественных исследований. Не рассуждают о преобразовании общества в целом, а об улучшении ситуации в данной конкретной отрасли. Отказ от большого в пользу малого. Отказ от глобальных обобщений в пользу конкретных социологических исследований. Оформляется Чикагская школа. Совершенствуется методология малых исследований. Если классики социологии были убеждены в том, что нужны структурные преобразования. Теперь«социальные конфликты можно регулировать с помощью адаптации индивидов и социальных групп к имеющимся условиям». Статус и значение гуманитарных наук резко возрастают и появляются новые «поприща». Появляются заказы на конкретные исследования, для того, чтобы сохранить существующую структуру с помощью ее оптимизации, улучшения. Конфликт рассматривается как угроза сложившемуся общественному порядку, социальная патология, болезнь. Как урегулировать классовый конфликт — улучшение межличностных отношений. Активное развитие психологии. Стабилизационная направленность.

 

Господствующей методологической и теоретической установкой становится структурно-функциональный подход/парадигма — общество это система, это целостность, и все в ней взаимосвязано. Конфликт — это угроза целостности, это нарушение ее целостности. Главное, чем все озабочены — как избежать конфликта, или минимизировать его последствия, беречь то, что есть. А индивиды и группы должны сосуществовать, адаптироваться к условиям жизни.

 

Третий этап. Толчком служит НТР и крупные социально-экономические изменения и потрясения в западном обществе (конец 60-х). вторая волна связана с глобализацией мира. Мир снова изменился и представление о том, что нужно приспособиться к миру, становится неадекватным. И тема социального конфликта становится в центре внимания. Возникает конфликтология в узком смысле понятия. Оформляется конфликтологическая парадигма. Представление об обществе как о целостности, это не представление реальности, а нечто утопичное. Все общество пронизано конфликтами и это нормально. Появляются новые реальности, которые тоже требуют осмысления: глобализация (ключевая тенденция современности) — интересы всех переплетаются с интересами в локальном масштабе, ставится под сомнение то, что было незыблемо в течение двух последних столетий, кризис нации и государства. Нужна новая методология, нужны новые теоретические модели, новое осмысление. СМИ и СМК, которые когда-то были лишь средствами превращаются в некую самостоятельную сферу. Это новая сфера социальной реальности, которые меняют и сферы социальной жизни и меняют сферы конфликта. Снова конфликт находится в центре внимания. С конца 80-начала90 гг учебная дисциплина конфликтология вводится для изучения в средних и высших учебных заведениях.

 

Институциализацияконфликтологии в России: основные вехи

Мировоззренческие и методологические предпосылки конфликтологии

Мировозренческие основы конфликтологии.

Понимание к, представление о К, опыт переживания и разрешения К есть уже у всех.

Типологический метод. Любые типологические понятия - это идеальный типы, которым в реальности ничего не соответствует, они лишь приближают к реальности. Метод приближения же - это эмпирический метод.

 

Выделяется 2 типа общества : традиционное и современное.

Отношение к конфликту, способы его осмысления в традиционном и современном обществах существенно различаются. Это, в свою очередь связано с различием представления о сущности человека, о свободе, о характере соц отношений, в том, как понимается равенство.

 

Джон Локк. Основоположник современной либеральной теории. "Бог создал людей равными в отношении их физических, умственных и нравственных способностей. "

"Люди по своей природе равны. "

 

Платон. "Люди по своей природе неравны, и равенство есть худшее зло, потому что применение равной меры к заведомо неравным людям породило бы большое зло. "

 

Во всех восточных религиях люди делятся на три категории: люди с высшими, сред ними и низшими способностями.

 

Платон. Люди делятся на три категории:

- те, у которых преобладает чувственное начало -ремесленники

- страстное начало(волевые люди)-стражники

-разум-правители

 

Справедливость и равенство в сознании совр человека тождественны. В традиционном обществе - различны. Не справедливо худшим и лучшим давать одинаковые права. Разным людям разные права. Справедливость заключается не в равенстве, а в том, чтобы воздавать каждому в соответствии с его качествами.

 

Аристотель. Общество - это прежде всего общение. Начинает он анализ общества с естественных форм общения.

Самая естественная форма общения - общение мужа и жены. И тут нельзя рассуждать ни о каком равенстве. Сразу дается иерархия.

Вторая форма естественного общения - родители и дети. И это общение включает в себя иерархию. Господство и подчинение.

Третья естественная форма - отношения господина и раба. Считал, что греки - высшая нация.

 

В самом фундаменте общества - те формы общения, в которых уже заведомо нет равенства. Соединение трех дает семью, соединение семей - селения. Государство - это то, ради чего создается семья и селение, т.к. Человек вне государства либо животное, либо сверхчеловек. Только в государстве человек и имеет свою сущность. Только в государстве может возникать мысль о равенстве, но мера изначально определена. (Аристотель)

Конфликты он называет враждой, ссорами, непотребством - оценивает их негативно, тк конфликт нарушает меру, нарушает общественную иерархию. Причины конфликта - непомерные притяжения, нарушения меры, когда кто-то хочет больше, чем ему положено природой. Средство против конфликта - восстановление меры, иерархии. ( это все про традиционное общество)

 

Религиозное отношение к конфликтам - нужно примирить, устранить ересь и тд.

 

Для традиционного сознания свойственно предпочтение мира и осуждение конфликта. Конфликт - это всегда зло, вовлечены ось человека в конфликт - ущерб его душе.

 

В контрасте с этим выступает современное сознание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...