Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировозренческие основы конфликтологии.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Основные этапы развития конфликтологической проблематики Основные этапы исторического развития конфликтологии:
В качестве основания периодизации выступают важные социальные изменения.
Первый этап: возникают гуманитарные науки, формируется современное общество. Промышленный переворот, великая французская революция — новый тип общности — социальное государство. Це6нтр развития гуманитарных наук западная европа. Крушение монархического общества. Социология, психология, экономическая психология, антропология, правоведение и другие. Эти науки ориентируются на то, тобы изучать современное общество. И первая задача — определить это общество. И оформляются первые концепции. Современное Общество называют промышленным, индустриальным, капиталистическим. Противопоставляется обществу традиционному, аграрному, это массовое общество.
На рубеже 19-20 веков произошла и другая революция — демографическая революция/взрыв. Население земли неуклонно растет. Общество стало массовым в прямом и в переносном смысле. Общество стали называть массовым. Появился феномен «лишних людей».
Происходит осмысление того, что такое современное общество. И все социальные мыслители сошлись в том, что это общество демонстрирует противоречия. Производительные силы развиваются. Можно утверждать, что национальное богатство растет. При этом уровень жизни непосредственного производителя — пролетария — понижается. Богатство растет, но среди богатства порождается нищета. Все пытались осмыслить этот «Великий социальный вопрос» - это вопрос «почему в условиях политического и юридического равенства воспроизводится социально-экономическое неравенство. Вокруг этого вопроса оформляются основные идеологии, которые становятся политическими: либеральная идеология и коммунистическая. Эти идеологии могли комбинироваться, соединяться и т.д. В течение всего 20 века она противостояли друг другу. В начале 21 века очевидно проявляется их сходство (космополитизм, рационализм, и только в одном пункте проявляется различие — субъект свободы — индивид или ассоциация трудящихся). Главным источником социального неравенства является разделение труда. Проблема управления «разделенным трудом» оказалась самым слабым местом коммунизма. Либерализм считается с имущественным различием. Коммунизм отрицает всякие социальные различия. Остаются лишь индивидуальные различия, которые невозможно рационально объяснить. Коммунизм предполагает такой уровень нравственного развития человека, когда человек в состоянии смириться с превосходством другого. Коммунизм предполагает любовь ко всем, и даже к тем, кто превосходит тебя.
Бердяев обнаружил «истоки и смысл русского коммунизма» в религии. Вот и получилось неразрешимое противоречие.
Оформляются национальные школы социологии, формируются основополагающие концепции общества.
С точки зрения конфликтологии: все социологи убеждены в том, что современное общество обременено существенными противоречиями, которые лежат в самой структуре этого общества. Выражаются в крупных социальных конфликтах. Ключевой конфликт — классовый конфликт. Необходимость структурных изменений самих основ общества. Конфликты нужно разрешать либо революцией, либо реформами. На существенные изменения в основах общества настроены все.
Второй этап. Центр развития гуманитарных наук переносится в США. В США накопление национального капитала сопровождалось повышением уровня жизни трудящихся. Там не было периода первоначального накопления капитала. И они ориентировались на внутреннюю торговлю. Не было рабочего движения, не было коммунистической идеологии.
«большие теории объясняют все в целом и не объясняют локальных проблем». Многочисленные заказы общественных исследований. Не рассуждают о преобразовании общества в целом, а об улучшении ситуации в данной конкретной отрасли. Отказ от большого в пользу малого. Отказ от глобальных обобщений в пользу конкретных социологических исследований. Оформляется Чикагская школа. Совершенствуется методология малых исследований. Если классики социологии были убеждены в том, что нужны структурные преобразования. Теперь«социальные конфликты можно регулировать с помощью адаптации индивидов и социальных групп к имеющимся условиям». Статус и значение гуманитарных наук резко возрастают и появляются новые «поприща». Появляются заказы на конкретные исследования, для того, чтобы сохранить существующую структуру с помощью ее оптимизации, улучшения. Конфликт рассматривается как угроза сложившемуся общественному порядку, социальная патология, болезнь. Как урегулировать классовый конфликт — улучшение межличностных отношений. Активное развитие психологии. Стабилизационная направленность.
Господствующей методологической и теоретической установкой становится структурно-функциональный подход/парадигма — общество это система, это целостность, и все в ней взаимосвязано. Конфликт — это угроза целостности, это нарушение ее целостности. Главное, чем все озабочены — как избежать конфликта, или минимизировать его последствия, беречь то, что есть. А индивиды и группы должны сосуществовать, адаптироваться к условиям жизни.
Третий этап. Толчком служит НТР и крупные социально-экономические изменения и потрясения в западном обществе (конец 60-х). вторая волна связана с глобализацией мира. Мир снова изменился и представление о том, что нужно приспособиться к миру, становится неадекватным. И тема социального конфликта становится в центре внимания. Возникает конфликтология в узком смысле понятия. Оформляется конфликтологическая парадигма. Представление об обществе как о целостности, это не представление реальности, а нечто утопичное. Все общество пронизано конфликтами и это нормально. Появляются новые реальности, которые тоже требуют осмысления: глобализация (ключевая тенденция современности) — интересы всех переплетаются с интересами в локальном масштабе, ставится под сомнение то, что было незыблемо в течение двух последних столетий, кризис нации и государства. Нужна новая методология, нужны новые теоретические модели, новое осмысление. СМИ и СМК, которые когда-то были лишь средствами превращаются в некую самостоятельную сферу. Это новая сфера социальной реальности, которые меняют и сферы социальной жизни и меняют сферы конфликта. Снова конфликт находится в центре внимания. С конца 80-начала90 гг учебная дисциплина конфликтология вводится для изучения в средних и высших учебных заведениях.
Институциализацияконфликтологии в России: основные вехи Мировоззренческие и методологические предпосылки конфликтологии Мировозренческие основы конфликтологии. Понимание к, представление о К, опыт переживания и разрешения К есть уже у всех. Типологический метод. Любые типологические понятия - это идеальный типы, которым в реальности ничего не соответствует, они лишь приближают к реальности. Метод приближения же - это эмпирический метод.
Выделяется 2 типа общества : традиционное и современное. Отношение к конфликту, способы его осмысления в традиционном и современном обществах существенно различаются. Это, в свою очередь связано с различием представления о сущности человека, о свободе, о характере соц отношений, в том, как понимается равенство.
Джон Локк. Основоположник современной либеральной теории. "Бог создал людей равными в отношении их физических, умственных и нравственных способностей. " "Люди по своей природе равны. "
Платон. "Люди по своей природе неравны, и равенство есть худшее зло, потому что применение равной меры к заведомо неравным людям породило бы большое зло. "
Во всех восточных религиях люди делятся на три категории: люди с высшими, сред ними и низшими способностями.
Платон. Люди делятся на три категории: - те, у которых преобладает чувственное начало -ремесленники - страстное начало(волевые люди)-стражники -разум-правители
Справедливость и равенство в сознании совр человека тождественны. В традиционном обществе - различны. Не справедливо худшим и лучшим давать одинаковые права. Разным людям разные права. Справедливость заключается не в равенстве, а в том, чтобы воздавать каждому в соответствии с его качествами.
Аристотель. Общество - это прежде всего общение. Начинает он анализ общества с естественных форм общения. Самая естественная форма общения - общение мужа и жены. И тут нельзя рассуждать ни о каком равенстве. Сразу дается иерархия. Вторая форма естественного общения - родители и дети. И это общение включает в себя иерархию. Господство и подчинение. Третья естественная форма - отношения господина и раба. Считал, что греки - высшая нация.
В самом фундаменте общества - те формы общения, в которых уже заведомо нет равенства. Соединение трех дает семью, соединение семей - селения. Государство - это то, ради чего создается семья и селение, т.к. Человек вне государства либо животное, либо сверхчеловек. Только в государстве человек и имеет свою сущность. Только в государстве может возникать мысль о равенстве, но мера изначально определена. (Аристотель) Конфликты он называет враждой, ссорами, непотребством - оценивает их негативно, тк конфликт нарушает меру, нарушает общественную иерархию. Причины конфликта - непомерные притяжения, нарушения меры, когда кто-то хочет больше, чем ему положено природой. Средство против конфликта - восстановление меры, иерархии. ( это все про традиционное общество)
Религиозное отношение к конфликтам - нужно примирить, устранить ересь и тд.
Для традиционного сознания свойственно предпочтение мира и осуждение конфликта. Конфликт - это всегда зло, вовлечены ось человека в конфликт - ущерб его душе.
В контрасте с этим выступает современное сознание. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |