Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология социального действия М. Вебера.




Конфликт — некая форма взаимодействия. Элементом любого взаимодействия является действие.

Все многообразие человеческих действий неисчерпаемо. Мотивы наших действий необозримы, но в рамках гуманитарного познания нужно опираться на нечто постоянное. Вебер предлагает сузить эти рамки до 4 мотивов идеальных типов действий.

- целерациональное действие (инструментальное). Индивид имеет некую цель, которую он осознает (только в этом случае действие является рациональным). К окружающим условиям и обстоятельствам, к своим собственным действиям, усилиям, к ожидаемому поведению других людей он относится как к средствам для достижения своей цели. Мерилом такого действия выступает успех. Если действие не успешное, то индивид может его анализировать: саму цель, свои действия, свои ожидания, условия и обстоятельства. Отсюда следует, что целерациональное действие может быть предметом формально-рационального анализа. Если конфликт возникает под влиянием целерациональных мотивов, то его можно урегулировать, тут есть место расчету.

- Действие ценностно-ориентированное (нормативное). Такое действие не может быть предметом рационального анализа. У действующего субъекта есть некая ценность, которая обладает для него безусловным значением и смысл своего действия он видит только в том, чтобы оно соответствовало это ценности. Поэтому такое действие не может быть успешным или не успешным. Оно может только соответствовать этой ценности или не соответствовать ей. Ценностный конфликт урегулировать невозможно. Чтобы урегулировать его, нужно перевести конфликт в плоскость целей.

- Аффективное действие. Действия, совершенные в состоянии аффекта объяснить сложнее всего. (Понятие агрессии)

- Действие традиционное. Действие, которое совершается в силу устоявшегося обычая, укорененной привычки. (Конфликт традиций, их столкновение, возникает тема чужака — гостя, который пришел, чтобы остаться). Второй аспект связан с тем, что враждебность по отношению к определенным группам является установкой на конфликт с представителями других групп, является элементом их традиции.

Вебер: «Рационализация — это судьба современного мира». Современный человек не может безоговорочно верить, он рассчитывает на то, что он сам проанализирует условия и обстоятельства и примет решение в соответствии со своими размышлениями. Современный человек вынужден ориентироваться на успех.

Конфликт По Веберу:
В любом согласии есть элемент рас хождения интересов
Конфликт-это ситуация, где группа индивидов противопоставляют свою волю другого или других, сопротивляющихся ей и ориентируется на ожидаемоего поведение этого другого или других.
Власть-это способность индивида или группы лиц реализовать свою волю во взаимодействии с другими людьми даже вопреки сопротивлению участников взаимодействия.
Что нужно для власти:
1) целепологание
2) насилие ( может быть или не быть)
! Для Вебера нет коллективного сознания, есть индивиды, которые действуют сообща. Индивиды в своих действиях ориентируются на значимость какого-то порядка.
Социальный порядок ( идеальная конструкция)
1) политический.
Главная ценность - распределяться власть. Группы:государство, политические партии, группы давления, заинтересованные группы, аполитичное большинство.
2) экономический
Главная ценность- богатство ( проявляется в рыночной ситуации: один выходит на рынок с молоком, другой с зерном, уникальная специальность или обычная). Группы- классы- это группы людей, жизненные шансы которых определяются рыночной ситуацией. Классы могут быть реальными сообществами они становятся в конфликте.
3) собственно-социальный (общественный)
Социальная почесть и престиж ( богатство, власть, происхождение, образование, профессия, внешность, молодость)
Статусные группы-сообщества, показывает определенный образ жизни и имеет границу ( закрытость, только по рождению, или выполнить определенные условия, образование, район жизни, т.е.пренадлежность к статусной группе.
существует статусное притяжения ( стремления повысить статус). Присутствует отторжение-установление границы и увеличение дистанции.
Социальная почесть- любое качество которое оценивается ( позитивно или негативно)


















Формальная социология» Г. Зиммеля: конфликт и согласие.

Сущность - конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Зиммель.
Понятие обобществления- в реальности есть взаимодействие с другими людьми
Простейшие формы соц.взаимодействия: любовь, дружба, конфликт.
Тенденции:
1) интеллектуализация ( если человек современного общества вынужден постоянно приспосабливатся, анализировать условия и обстоятельства)
2) денежное хозяйство ( власть денег) безразличие с которым деньги проходят друг через друга.
Конфликт обобществляет

Количество участников взаимодействия
2 участника - высший уровень интимности, наибольшее взаимопроникновение, самое хрупкое и неустойчивое, чем глубже взаимодействие тем разрушить льнете будет конфликт.
3 участника - третий является посредником, или радующимся ( извлекает выгоду) или тот, кто стравливает двоих и властвует. Легче решить конфликт.
1 участник - одиночество.

Виды конфликтов по Зиммелю:
1) конкуренция ( нанесение ущерба противнику не является самоцелью, а лишь условия. Главное достижение собственных политических результатов.)
2) борьба- "игра" ( объединяются для борьбы, признавая общие правила и нормы) такие как: научная дискуссия, правовой спор, спортивные состязания.
3) "абсолютный конфликт" ( когда борьба мотивирована жаждой борьбы)

 

Формальная социология — изучение основных каждодневных форм взаимодействия людей. Любовь, дружба, вражда, ссора, конфликт, игра, образование партий (образование в сообществе более мелких групп), отсутствие взаимодействия (одиночество), господство и подчинение. Социолог должен изучить эти формы. Конфликт — это форма обобществления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...