Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальное измерение конфликта: постисторическая точка зрения




Глобальное измерение конфликта: цивилизационный подход. Версия С.Хандингтона

Основной тезис: «Мир на пороге глобальных конфликтов и мировых войн. Грядущие войны — конфликты между цивилизациями». Еще недавно экономика и идеология были главными причинами глобальных конфликтов. Сегодня такой причиной становится в большей степени культура. Именно цивилизационные различия сегодня становятся актуальными.

 

Цивилизация — культурная общность, для которой характерны объективные и субъективные черты. объективные: общность истории, языка, обычаев, институтов и религии. В субъективном плане — это осознание своей принадлежности, самоидентификация. Цивилизационная принадлежность — это ответ на вопрос: кто ты?

 

Почему в современном мире эти различия актуализируются? Можно подумать, что различия стираются.

 

Критика:

  1. эти различия слишком существенны и они касаются самых базовых вещей, фундаментальных вещей: представления о соотношении человека и Бога, отношения между мужчинами и женщинами, родители и дети, соотношения прав и свобод, индивидуального или коллективного, иерархия прав и обязанностей, индивида, народа и государства. У представителей разных цивилизаций эти представления различаются.
  2. Из-за усиления контактов представителей разных цивилизаций, различия осознаются острее. Обостряется цивилизационное самосознание.
  3. Люди отрываются от корней, становятся более подвижными. Раньше для идентификации было место проживания. В основе мировоззрения конечное объяснение кроется в религии, культуры, государственности, образованности. Многие исследователи применяют термин «Реванш Бога». Религия становится все более важным фактором в социальных процессах.
  4. «Синдром братских стран». Исследования показывают, что экономическая интеграция, технологический обмен происходит лучше с теми странами, у которых цивилизации близки. И наоборот. Наличие цивилизационных различий препятствует такой интеграции.
  5. Запад находится на вершине своего могущества, но в конце 20-начале 21 века многие не западные цивилизации открыто заявляют о том, что они хотят стать современными и остаться собой. Если еще недавно западу сочувствовали элиты. А народ пребывал в традиционном состоянии. Сейчас все изменилось: на своей не западности настаивают элиты, они говорят о необходимости возврата к своим корням. Конфликт с западом осуществляет исламская цивилизация. Угроза глобальной войны — запад и ислам.
  6. Феномен «расколотых стран». Цивилизационные границы иногда проходят внутри самих стран и они обречены на конфликты. Другое измерение: страна так и не может определиться со своей цивилизационной принадлежностью. Нет единомыслия, постоянно ведутся дискуссии (Россия, Турция, Мексика). Мало, чтобы было согласие элиты и народа, чтобы примкнуть к западу, запад тоже должен принять.

 

Популярная «теория войн цивилизаций», разработанная известным американским политологом С. Хантингтоном, исходит из наличия в мире разных цивилизаций со своими специфическими чертами в области культуры, религии, традиций. С субъективной же стороны важна самоидентификация принадлежности человека к определенной цивилизации (культуре).

Хантингтон указывает, что цивилизация может состоять как из нескольких однородных по культуре стран (англо-сакская), так и одной страны (Китай). Характерно, что границы цивилизаций могут меняться в зависимости от принадлежности народов, государств к определенной группе этносов.

Хантингтон отмечает, что «цивилизационные конфликты» пришли на смену идеологическому противостоянию двух супердержав – СССР и США, поделившими мир на две части. В идеологических конфликтах конфронтация носила интеллектуальный характер, борьбу великих идей. Марксизм зародился на Западе и носил открытый системно-научный характер, понятный западному сознанию. В конфликтах же цивилизаций, пишет автор, противостояние перейдет в совершенно иную плоскость, плоскость более непредсказуемую и затяжную, ибо культурные и религиозные различия глубже идеологических и экономических.

Современный социальный конфликт в интерпретации О.Тоффлера

Сначала, по определению Тоффлера, была Первая волна, которую он называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешние различия, были фундаментальные общие черты.

Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру - Вторая волна, - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.

Тоффлер разработал концепцию "третьей волны". По мнению ученого, "первая волна" соответствует сельскохозяйственной революции, "вторая волна", возникшая в XVII веке, соответствует эпохе индустриальной цивилизации. Теперь, по мысли Тоффлера, пришло время нового вида экономики, зародившейся на использовании информационных технологий, экономики, основанной на знании. "Третья волна" создает реальную угрозу индустриальной цивилизации, грозит уничтожить ее институты, методы и ценности.

Говоря о социальных процессах, Тоффлер отметил, что структура общества усложняется.

Наше предположение исходит из гипотезы, что мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Таким образом, большую часть наших личных проблем, боли и неопределенности можно прямо отнести к конфликту, происходящему внутри нас и внутри политических учреждений, к конфликту между умирающей цивилизацией Второй Волны и возникающей цивилизацией Третьей Волны, которая уже нагрянула, чтобы занять свое место.

Когда же общество, напротив, подвергается ударам двух или более волн перемен и ни одна еще явно не преобладает, образ будущего ломается. Становится очень трудно определять смысл перемен и возникающих конфликтов.

В США - и во многих других странах - столкновение Второй и Третьей Волн создает социальное напряжение, опасные конфликты и новые странные политические волны, которые не совпадают с обычным классовым делением, разделением по расовому или половому признаку и принадлежностью к разным партиям. Это столкновение вносит хаос в традиционную политическую терминологию и очень затрудняет разделение па новаторов и реакционеров, на друзей и врагов. Все старые разделения и коалиции ломаются.

Волновая теория конфликтов предсказывает, что основной конфликт произойдет не между Востоком и Западом или "Между Западом и остальными", как недавно предположил СамуэльХантингтон. Это не будет и упадком Америки, как заявил Пол Кеннеди, или "концом истории", по выражению Френсиса Фукуямы. Всеобщие глубокие экономические и стратегические перемены приведут к разделению мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации, которые не могут быть охарактеризованы традиционными определениями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...