Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концептуальные недостатки Конституции Российской Федерации.Стр 1 из 12Следующая ⇒
История разработки и принятия конституции 1993 г. Дискуссионные вопросы легитимности конституции. - Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов. Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах. -В конце 1992 г возникла идея новой К.- на уровне парламента была создана комиссия по созданию новой К(Румянцев). К концу 1992 г – был проект( парламентской республики)- все внимание гражданскому обществу---попытка отрегулировать все институты К.права. К. не устраивала Ельцина--- предложил разработать др. проект( за год было подготовлено >20 проектов различными партиями)+ проекты разработанные либерал-демократами.--- было множество проектов К. Весна 1993 г. – инициатива Президента о создании особого органа( в кот. Входят разные организации)- которые, независимо от Верх. Совета разрабатывали бы К.--- Конституционное совещание(5 секций от разных представителей). За основу взяли 2 проекта: (1. Проект Верх. Совета, 2. Проект Шахрая) и начали дорабатывать. -проект предусматривал сдерживающие механизмы полномочий президента—появились нормы, которые сущ. в нынешней К. Далее произошел Октябрьский путч, в результате которого парламент прекратил свое существование. В ноябре 1993 – 2 раунд Конст. Совещания (состав сокращен) - редактирована Рабочая группа. К концу ноября 1993 г проект К был готов + Ельцин внес 6 поправок (Н: предсм.создавать нпа, оставил право вносить кандидатуру председателя правительства без совещания и т.д)---- ---Вынес на всенародное голосование(Указом пр-та).- явка должна составить > 50 %, а проголосовать >половины пришедших. К была принята 39 % голосовавших. К (1993 г)- испытывает дефицит легитимности, т.к. голосует не много человек. На основе анализа приведенных результатов голосования С.А. Авакьян ставит под сомнение легитимность способа принятия К, поскольку в соответствии c существовавшим на тот момент Законом СССР «О всенародном голосовании»» для принятия К. требовалось большинство от общего числа избирателей. Между тем референдум был проведен в соответствии c Постановлением Съезда народных депутатов РФ, в котором был установлен иной порядок подсчета голосов по итогам референдума — он считался состоявшимся, если в нём приняли участие больше половины от общего числа избирателей в стране, а Конституция считалась принятой количеством голосов, равным половине от тех, кто пришел голосовать. Фактически законная квота для принятия Конституции была уменьшена в два раза. Более того, через три месяца после проведения референдума были уничтожены все его результаты. С.А. Авакьяну возражает Н.В. Витрук, который считает, что: «Легитимность Конституции РФ нельзя сводить лишь к формальному моменту — законному порядку ее принятия, предусмотренного ранее действовавшей конституцией. Главное в легитимности конституции — это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает». Структура российской Конституции: сравнение с конституциями стран Европы. По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
Второй раздел Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы. -отличается краткостью, незаконченности конструкции норм( никакого четкого статуса: н:гл. 8). Особенности структуры: -9 глав, 2 раздела ( К- ии других стран имеют больше глав) -содержательный характер (В России 8 правовых институтов регулируется, Заруб. Конституции регулируют намного больше институтов, н:совет безопасности и администрация президента не регулируется в К РФ, а только упоминается). Местное самоуправление – всего 4 статьи (нет взаимоотношений, порядка формирования органов МСУ) обычно +структура, компетенция органов (у нас очень кратко). Особенности структуры нашей конституции (в отличие от зарубежных конституций): 1) Всего 9 глав и 2 раздела. Обычно существенно большее количество (16-20) 2) Регулирование обычно наибольшего количества правовых институтов - +избирательная система, - негосударственные институты (партии, общественные движения), - публичные финансы (бюджет); - особые органы гос. власти (счетная палата, уполномоченные по правам человека, избирательные органы - законодательный процесс - статус субъектов федерации (у нас только разграничение предметов ведения) - соц.поддержка населения - как правило негосударственное решение споров (третейское решение споров) - регулирование статуса СМИ - У нас регламентирован статус правительства. Однако на уровне субъектов – ничего. Нет статуса органов ОИВ - СовБез, Администрация президента не регламентированы вообще (только упоминаются) Концептуальные недостатки Конституции Российской Федерации. Дефекты российской К. - любые недостатки конституционного текста с т.зр. коллизий, юр. ошибок в тексте, пробелы, ошибки, технико-юридические оплошности. Недостатки- то, что не попало в текст конституции(краткость)- (ориентировались на американские традиции). К. США толкует не 1 орган, а 10-ки судов. Рос. Модель – делает ориентацию ?.. (карказ между гос. Органами) Нынешняя К. содержит принцип прямого действия, текст которого сложно применить в правоприменительной практике--- многие институты в К не попали. Архаизмы- перенести нормы советские в нынешние---возникли проблемы: 1) упоминание о видах субъектов- равный статус всех субъектов В СССр использовались разные права 2)ст. 66 К РФ –сохранился институт – 1 автономный округ находится в составе края/области 3)ст. 5 К РФ – основы К строя, их можно менять только в определенном порядке. Ошибки- то, что противоречит законным правилам. Первая ошибка была устранена 2 года назад – была поправка – изменение главы судебная власть- на Судебная власть и прокуратура. Ошибки – противоречия объективным правилам и нормам техники 1. Устранено (Закон, упраздняющий ВАС) изменено название главы «судебная власть» на «судебная власть и прокуратура» 2. Статус Правительства РФ – нигде не написано, что это высший орган исполнительной власти А в законе о правительстве напрямую указывается, что он высший А не президент ли тогда высший? Формулировка порождает значительные споры 3. Ст. 61 (гражданин не может быть выслан за пределы или выдан). Но существует практика выдачи на основании договора о взаимной выдаче преступников Ст. 63 (фактически дополняет 61) – не допускается только за политические дела + …. 4. Ст. 91 – неприкосновенность президента. НО не определены границы неприкосновенности президента (речь об уголовной ответственности? а как же гражданские иски? Административное привлечение к ответственности?) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 552. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |