Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обуч и технол обуч диалог речи на занятиях




Знание специфики диалог речи и особенностей её разв у дет позволяет опред зад и содер обуч. Осн цель разв диалог речи у дош – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

В ходе обучения можно испол разноо методы, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.СоловьёвойА.М и др.

Осно методом формир диал речи в повседневной жизни и на занятиях явл разговор воспитателя с дет.

По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с др людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Реб же она присуща ещё в большей мере. Воспи разговаривает с дет по любому поводу, в разн время, коллек и индив. Дляколлектив разговоров лучшим временем яв-ся прогулка. Для инд лучше подходят утрен и вече часы. Иногда разговоры возникают по инициативе реб , который подх к воспитателю с каким- нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

Для разговоров сдет воспитатель испол все моменты жизни д/с. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Для формирования диалогической речи испол приём словесныхпоручений

Одним из методов формир диалог речи является чтен лит прои. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора[7].

Целенаправленное обуч диалог речи происходит в специально организованных реч ситуациях направл на форми навыков составления диалога по реч ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспраш собеседника, вступать в чей-то разговор,соблюдать правила реч этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Эффективным методом разв диалоги речи явл разнооб игры (сюжетно-ролевые, дид, подв, игры-инсцен и игры-драма).

Сюж-рол игры способт форми и закрепл диалог умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества дет. Вместе с тем разв у дет умений пользоваться разными диалогич репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует разви самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Дид игры закрепляют усвоенные дет реч навыки, разв быстроту реакции на услышанное. Полезно исполь под игры, кот содер диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», др). В них закреп умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формул вопрос правильно[1].

Игры- инсц и игры-драма объед детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх реб играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры- инсце доступны уже мла дош, они готовят основу для драм, в кот дети координируют игр действия с партнёром и упраж в диалогах, заимствованных из литер произв.

К новым формам орган диалога дет со сверс отноя: работа с подгру, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания вним, игро и коммуника мотивация занятия.

Методами и приё разв диалога явл группе беседы, деят-ть кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конст , худ труд).

Одной из форм обуч диалогу со сверст яв-ся сценарии активизирующего общения

А.Г.Арушанова исследуя своеобразие детского диалога, отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалог позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общ со сверстн - область развподлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.

А.Г.Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:

- развивающая педагогическая среда, пространство общения;

- правила организации жизни детей;

- неурочные формы обучения родному языку;

- недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;

- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Обуч на занятиях – составляющая педаг культуры дош учреждения, где особенно отчётливо проявляется дид аспект коммуникации. Обу дет родной речи желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях испол неурочные формы обуч:

- «нешкольный» стиль общения педагога с дет (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье);

- неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником).

Но главное – это неучебная мотивация деят-ти дет. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют. Дид игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности.

Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:

- разнооб сюр моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);

- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);

- элементы костюма воспитателя и детей;

- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения)[2 с. 17-19].

В качестве основной формы обуч диалогу со сверстн млад дош (3-5 лет) была выбрана форма игры-занятия (фронт и подгрупп). На занятиях ставились и решались задачи:

1) в области языкового развития - разв реч внимания, фонематического слуха, реч дыхания, артикуляционного аппарата дет;

2) в области связ речи – налаживание игров и реч взаимод со сверстн.

Эти задачи взаимосвязаны. Воспит звук культуры речи осуществляется в форме игров взаимод дет, а реч и игровое общение между детьми активизируется с помощью проблем реч ситуаций.

В процессе подобных игр дети ориентируются, прежде всего, на смысловую сторону речи. В их воображении возникает образ игрового персонажа. Взаимод со сверстн, реб слышит звукоподражания, которые издаёт сосед, и непроизвольно подстраивает собственное произношение.

В играх-занят испол разе виды практ взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки), ролевой диалог в театрализованных играх и пр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...