Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика заучивания стихотворений




Заучивание стихот – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспит дет . Вопрос о заучивании деть стихот должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художест слова. В стихот рассматривают две стороны: содер художеств образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить реб понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В ста груп дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На хар-р заучивания полож влияет интерес к содержанию стихотворения. Характе чертой памяти маленьких детей яв-ся ее механический хар-р. Но даже трехлет малыши обнаруживают смысловую память, кот необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию. Следов, на запоминание и воспроизведение стихот оказывают влияние психологические, возрастные и индив особен усвоения материала, а также содерж и форма поэтического текста. Зауч стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихот наизусть. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.2. Учить детей читать стихи выразительно.Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С др стороны, текст держит реб в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихот , затем – его выразительного чтения.
Методи требования к заучстихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стих; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Не сле требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. В процессе зауч стихов следует учитывать индив особе детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Построение занятия по заучиванию стихВ начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Стар дет можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».) От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.В ходе беседы у реб вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формир я эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами.
В ср дош воз продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В сре , особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В ст дош воз совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

 

30. Методика обуч описанию игрушек и натурал предметовМетоды и приемы, подбираемые воспитатдля обучдетсоставлению описатрассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Глав направ в методике работы по р.р и составлению описат  рассказов яв- ся постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребслова и образа. Поэтому, прежде всего выдел методы и приемы, кот связаны с расширением чувственного познания реб. На этой основе дети учатся самост описывать предмет или явление, у них развивя умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.В обуч рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от реб связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью котордет показывают примерный результат предстоящей им речевой деят-ти (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).
Приемы обуч рассказыванию: образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.
Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
В данном случае след отличать познаватрассказ воспитателя, предназначенный для слушания дет, для расширения их кругозора, от рассказа-образца – дид приема, который предназначен для подражания.
Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет полож роль, вызывая реч активность.
Можно предложить втор вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении кот с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает 2 раз игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.
Осознанному отбору рече форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, котподводит к вычленению плана высказывания.
План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содерж и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, вед приемом обуч.
Поскольку дети старгру имеют (или должны уже получить в процессе обуч в теч учеб года) некий опыт в состав описат рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.
В стгру след указывать дет на неполноту или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.
При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает дет к контролю за рассказами (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). Т. о, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого реб учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.
Коллективное сост рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совм деят-ти дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упраж в монологической речи.
Оценка, яв-ся обучающим приемом. Применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.
Описание игрушек.
Занятиям по опи игрушек
должны предшествовать занятия по их рассм, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некот особен имеют эти занятия в ср гру на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обуч - образец описания, кот дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.
В ст гру такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки треб определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам.
На 1 занятии воспитадает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Реб, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматр, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания др дет, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.
Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребпредлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из дет.
После занятий с общим нагляд материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздат материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.
Описание натуральных предметов.
Большое воспитательно-образоват значение имеют занятия, накотпредлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрацион и раздат игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу дет в груп для раздачи всем.
Рассказывая, реб тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.
Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...