Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность повествования как типа монологической речи. Признаки и структура текстов-повествований




Хар-ка связной монолог речи и ее особен содерж в ряде трудов совреме лингвистической, психолингвистической и специальной методической литер. Применительно к разл видам развернутых высказываний связную речь опредкак совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Монолог речь поним как связ речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. В отличие от диалога, монолог речь, предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. В старшем дош возр основ видами, в кот осуществляется монологическая речь, явл описание, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, кот развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, след композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.

Повествование – это разв сюжета, развертывающегося во времени и логической последоват. Осн назначение повествования – передать разв действия или состояние предмета, кот включает след друг за другом события, сценки, картины.

Важ роль отводится обуч дет разным способам организации зачинов при построении повествования (слова однажды, как-то раз); может быть указано место и (или) время события, действия (Дело было летом.Это произошло в деревне).

В повествовательном типе высказывания используют самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли – услышали – испугались – залезли – увидели – засмеялись – слезли – пошли).

Дош могут составлять раз типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказоч истории, рассказ покарт или по серии сюжет картин.

Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием.
Выделяются разл формы повествования. Так, М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.
В монолог речи исполья все многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литер языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной.

Взро принимает непосредственное участие в составлении рассказов (совместное рассказывание), стараясь, чтобы дош глубже осознали структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Заполнение схемы позволяет реб закрепить представление о средствах связи между предложениями и частями высказывания. Важно, чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Задачи обучения повествованию:
1 этап — знакомить детей с целостной структурой повествования и его главной темой. 2 этап — подробное знакомство с началом повествования, в котором говорится о главных героях и ключевом событии, служащем основой для развития действия.

3 этап — знакомство со средней, основной частью повествования, в которой подробно рассказываются все приключения героев.

4 этап — знакомство с концовкой повествования.
На каждом последующем этапе закреплять знания, полученные ранее. Обучение повествованию осуществлять с помощью картинок с фабульным развитием действия, серии книг «Расскажи сказку», худ произведений с ярко выраженными структурными частями («Репка», «Колобок» и т. п.) с помощью дид пособий и настольно-печатных игр.

Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Работа над формированием представлений о структуре повествования разв у дет умение анализировать структуру худож текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

При формир реч навыков у дет очень важно развить творч и мыслит способности детей. Углубить знания об окр мире. Развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознак дет с искусством, худлитературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум реб, развивают его восприимчивость, эмоциональность.
Признаки и структура текстов-повествований
Повествование представляет собой рассказ о событиях, кот ведется в опред временной последовательности. Последовательность эта может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, может быть нарушена добавочными линиями повествования, возвратами в прошлое, экскурсами в будущее. События, о которых ведется рассказ в повествовании, называются его узлами, с точки зрения логики они равноправны, связь между ними сочинительная.
Для синтаксической структуры повествования хар-на опора на глагольные формы, главным образом на формы прошедшего времени совершенного вида, способные передать законченные действия, их смену, движение событий во времени.
Существуют 2 основных способа повествования — эпический и сценический. В первом случае дается общее представление о свершившихся событиях, результатах каких-то действий, во 2— события осмысливаются образно, внимание читателя обращается на подробности. При редактировании повествовательных текстов необходимо установить, удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходившего, его связь с предыдущими и последующими событиями, устранить неясности, возникающие из-за пропуска узлов, исключить упоминание о событиях несущественных. Специального внимания требует оценка авторской манеры изложения, умения вести рассказ. Последовательность узлов повествования и их разработка должны передать смену событий, изменение объекта наблюдений. Читатель должен получить представление о том, как происходили события — быстро или медленно. Логическая и синтаксическая структуры информационных материалов, сообщающих о событиях, опираются на стереотипы, выработанные практикой. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов способствуют концентрации внимания читателя на фактах — выявляют для него смысл и новизну события или явления, помогают извлечь из текста точное, адекватное действительности знание. При литературной правке надо знать, что отход от закрепленных практикой композиционных схем вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Ни один из элементов структуры не может быть освобожден от информационной нагрузки. Хроникальное сообщение, один из видов информационных материалов, предельно кратко соотносит событие со временем его совершения, констатируя факт или представляя его как то, что обязательно должно совершиться (ответы на вопросы, что, где и когда произошло или обязательно произойдет). Сообщение с коротким комментарием, другой вид информационных материалов, может содержать несколько узлов повествования. В основе их последовательности лежит хронологический принцип или принцип смыслового развертывания. Самый краткий вариант сообщения — одно распространенное предложение с усложненной синтаксической структурой. Если же в сообщение входит несколько предложений, первая фраза — всегда ведущая, остальные зависимы от нее и равноправны между собой. Связь между ними осуществляется через ключевые слова, часто их повтором.

33. Особенности повествовательных рассказов дет дош воз .Повествование — это тот тип речи, кот в силу возрастной активности, деят- го хар-а дош привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О.С.Ушако­вой, Н.Ф.Виноградовой, В. В. Гербовой), дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.
Повествов рассказы детей харак-ся след:
- ребята затрудняются в определении главной темы повество­вательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по су­ществу;
- повествование у многих дет не имеет четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая-то структурная часть (на­чало, середина, конец), нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, от­ступление от первоначального замысла, стандартность и стерео­типность зачинов, логическая незавершенность рассказов;
- в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характе­ристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;
- чаще всего дети используют такие средства выразительно­сти, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, сино­нимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;
- типичный недостаток детских повествований — большое ко­личество пауз; частое использование повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»), что характерно для фор­мально-сочинительной связи между предложениями. Вместо связ­ного текста образуется несколько предложений, объединенных
одной темой;- для детских рассказов характерны однообразные, однотип­ные по структуре предложения (в основном простые и сложносо­чиненные), сложноподчиненных почти нет.
- дети не умеют детализировать действие, расчленять на со­ставные части.
Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследо­ватели определили круг знаний, умений и навыков, которыми дол­жны овладеть дети в дошкольных учреждениях. К ним относятся:
- умение определять тему рассказа, давать заголовок;
- знание структуры рассказа и умение следовать ей;
- владение разными способами зачинов рассказов;
- соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;
- умение пользоваться разными типами связей между предло­жениями;
- владение разнообразными средствами выразительности, уме­ние точно подбирать слова по смыслу;
- использование различных синтаксических конструкций пред­ложений;
- умение вставлять в рассказ описание, рассуждение.
Форми вышеназванных умений поможет дет создать высказывание, отвечающее требов хорош речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способ т разв умения самост строить связные высказывания.

 

 

29.Понятие описания как типа речи. Особенности и виды текстов-описаний.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Особенности и виды текстов-описаний.
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,
по видам выделяют тексты устные и письменные, диалогические и монологические;
по типам имеют место тексты – описания, повествования, рассуждения;
По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.
Свойства устной речи – это быстрота её порождения, неподготовленность, отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций.
Ситуативная устная речь содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов, сравнительно часты лексические и синтаксические повторы
На устную речь влияют такие физические факторы, как ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; ограниченность дыхания, ограниченность нашей кратковременной памяти. Следствия этих ограничений таковы:
- в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга.
- ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создаётся сразу в устной форме;
- малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной
Следует учитывать тот факт, что устная речь разв в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.
«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию».
По своей структуретексты делятся на монологические и диалогические.
Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности: монолог есть продукт индивид построения;
 он характ последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;
монолог характ самостоя расположением речевых единиц; отличительная черта монолога – его непрерывность.
В диалогической речи активно участвуют и гово­рящий, и адресат, причем они меняются ролями. При этом один говорящий может пользоваться речевым материалом другого, строя свою реплику с опорой на речь собеседника, ко­торый в этот момент является адресатом:

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 872.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...