Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика художеств чтения и рассказывания детям




Основ методами яв- ся след: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Традиционно в методике р.р принято выделять 2 формы работы с книгой в д.с: чтение и расск худ лит и зауч стих на занятиях и использование лит произ и произведений устного нар творчества вне занятий, в раз видах деят-ти. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:1. Чтение или рассказ одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни живо) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихе). На таких занятиях объединяют новый и уже знак материал. 3. Объединение произведений, принадлежащих к разн видам искусства:· чтение литер произведения и рассмат репродукций с картины известного художника;· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. 4. Чтение и рассказ с использованием нагля материала:· чтение и рассказ с игрушк (повторное расска сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);· настол театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);· кукол и теневой театр, · диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. 5. Чтение как часть занятия по р.р:· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).В методике занятий след выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций. Объясн незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. След объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Методика проведения занятия по худож учтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В 1части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во 2 части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В 3 части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоцио впечатления и углубления воспринятого. Выразит чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с дет повышают степень воздействия художественного слова. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа. В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматр иллюстр , кот углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного хар-ра картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по р.р., в литер утренн и развлеч .Особое место в детск чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, дает реб возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя. Чтение такой книги становится для дет особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Нельзя останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста. Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет. Испо веселую книгу в воспит у дет чувства юмора, необходимо постепенно усложнять знакомство с комическим содержанием. В мла дош возр у дет воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малы формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с мла гру дет подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр худ лит : «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В сре дош воз углубляется работа по воспитанию у дет способности к восприятию лит произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание дет привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует разв поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в мл груп , воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. В ста дош воз возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 600.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...