Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения описанию картин.




В методике р.р. выд неск видов рассказов дет по картине.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу реб расск о содер каж сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказ в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Реб придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обуч дет расск по картине выделяют нес этапов.

В мл дош возрасте осуществляется подготов этап, кот ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В сре дош воз детей учат рассмат и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В ста дошк возрасте возрастает мыслительная и реч активность детей. Дети самостоят или с небольшой помощью воспитателя описывают предмет и сюжет картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

К рассказыв по картине дети мла возр подводятся постепенно, черездруг занятия, на которых учатся воспринимать содерж картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дид игры спред картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с мал использ предмет и сюжет картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», Основной вид занятия по картине в мл гр – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выд такие части: рассм картины и рассказ воспитателя о ней.

Удет постеп форм умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята).и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь дет (котята, лакать, корзинка с клубками). Занятие закан небольшим обобщающим рассказом воспитателя, кот объединяет дет высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ

Важно мотивировать реч деят- ть: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассм рисунок и предложить реб рассказать о нем. В конце четв го жиз становится возможным переходить к самостоят высказываниям дет. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольш отступлениями.

Ср дош воз характ-ся становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обуч и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предм картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и жив , взрос живо и их дет (корова и лошадь, корова и теленок,

Проводятся беседы по сюжет картинам, заканчивающиеся обобщением, кот делает воспит или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюж картины, в основе которого первоначально лежит подражание реч образцу.

Для рассказывания даются картины, кот рассматривались в мл гр , и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содер картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Начало формы

Для начала можно предложить од реб описать понравившегося ему коте, др реб – описать кошку, а затем расск про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а др пусть дети опис самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

След этап работы – рассказ по серии сюжетных картин (не более3) – возможен при наличии у дет умения описывать картины. Рассматр и описывается каждая картина из серии, затем высказывания дет объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматр выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.
В ста дош воз зад обуч монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

В ст гр реко такие картины, как «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком»,» и др. Дет обуч след типам высказываний:

· описанию и сравнению предметных картин;

· описанию сюжетных картин;

· повествованию по серии сюжетных картин.

Занятие начинается с рассмат или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений дет, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказ, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Осн прием обуч по-прежнему остается образец. По мере овладения дет реч умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для разв собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказ картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литер текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

В ст гр продолжается обуч построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует разв умения выстраивать сюжет линию высказывания, формир представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Рассказы по серии сюжетных картин подготав дет к творч расска по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подг к шк гру дети должны уметь самост составлять описания и повествования по картинам, с правил передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо образной речи.

Для обуч используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказ по серии картин, проводится рассказы по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматр картин осуществляется по частям, используются творч задания, дет предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают дет рассказы в одно повествование. Возможно составление коллект рассказа. Зад воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает реб сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса дет к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща»
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюд  природы (осен и зимн лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассмат пейзажных картин. Повышает эмоц восприятие картины рассматр ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассмат двух картин раз художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть разл композиционные приемы, котор пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин дет.

Аналогичная работа проводится по рассмат и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способс рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...