Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
МЕТОДИКА Обуч дошко повествовательным рассказам.
1).Форми «умений связной речи» начин на занятиях по ознаком с худ литер и связывается прежде всего с раб над заглавием. Если название дается до чтения произв, дет предлагается ответить на вопрос: «Почему рассказ (сказка) так названы?» Если заглавие не сообщается, то после чтения дет спраш «О чем эта сказка?» Отвеч на эти вопросы, дети учатся обращать внима на связь между содерж и заглавием. Вдумываясь в заголовок, дош выд основную мысль всего текста, учатся ориентироваться в теме. 2).формир умения строить высказывание в определенной композиционной форме. Композицию рассказа дети начи осознавать также при ознак с худ лит. После чтения разл произв дет задаются вопросы, направ на выявление понимания ими структуры рассказа: («Как начинается рассказ?»); «О чем говор в середине рассказа?»; «Чем закон расск?» Знакомство дет со структ компонентами расс можно осуществлять по схеме: 1) чтение расс без заголовка и начала (середины, конца);2) вопросы к дет: «Какой части недостает?»; 3) придумывание дет пропущенной части рассказа; 4) озаглавливание рассказа;5) чтение авторс текста. Одновременно дети знакомятся со значением каждого структурного компонента. 3).Параллельно с этим с дет проводятся лексические упраж, обогащающие речь дет необходимыми словами и выражениями для буд рассказов. Формирование «умений связной речи» основывается на восприятии наглядных средств (игрушек, картин), на личном опыте, на воображении дош. Детей учат составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картине, из опыта, а также творческие рассказы. 3. Обучение повествовательным рассказам по игрушке нач с рассматривания игрушки, с выделения ее характерных особенностей. Затем воспитатель предлагает придумать рассказ о ней и дает план: «Расскажи про мальчика, у которого была эта игрушка. Какая она? Что с ней можно делать? Что с ней может произойти?» Если дети испытывают затруднения, он может подсказать свой вариант: «Игрушка ожила и пошла знакомиться с детским садом»; «Она оказалась одна в лесу» и т.д. После каждого рассказа детей следует спрашивать: «О чем ты рассказал?»; «Как можно озаглавить рассказ?» Более сложным видом занятий являются игры-инсценировки, во время которых дети ста гр составляют рассказ и одновременно осуществляют с игруш действия. На первых занятиях восп предлагает образец рассказа. Он должен быть кратким, включать несколько действий с игрушкой. 4).В обуч детей повествов рассказам широко применяются картины. По мнению исследователей (Е.И.Тихеевой, Е.А.Флёриной.), картина дает конкретно-чувственный материал для речи, активизирует познав деят-ть детей, их чувства, обогащает, углубляет, закрепляет зна дет и помогает понять не только внешние стороны сюжета, но и внутренние связи между действующими лицами, выраженные в движении, позе, выражении лица; и т.д. Картины расширяют поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышл дет, их речи, стимулируют детс словес творчество, напоминают о виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти. Структура занятия:· Рассм картин обычно предшествует краткая вступительная беседа, устанавливающая связь этого занятия с предшествующими наблюдениями, играми, труд деят-ю. · После вступительной беседы картина вывешивается т. о, чтобы она была хорошо видна всем детям. Дается 1 — 2 минуты, чтобы дош смогли рассмотреть ее и высказать свои впечатления, чувства. Вос поддерживает разговоры ребят и постепенно начинает беседу по содержанию картины. · После беседы с дош мла гр восп объединяет все высказывания в связный рассказ и тем самым воссоздает у детцельное предст о картине. В ср гр педагог предлагает ребятам сначала с его помощью, а затем самос составить рассказ. В старших группах работа может проводиться в два этапа. На первом занятии беседа по содер, а через несколько дней на вт заня — рассказ дет. При организ реч практики дош на занятиях с картиной испол специальные приемы.
1. Вопросы воспитателя, цель которых — помочь реб уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направить внимание детей на взаимосвязь между объектами.
В мл группе детям задают вопросы:- требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. - мобилизующие прошлый опыт ребенка - требующие ответа-предположения — как бы выхода за пределы изображенного. Такие вопросы помогают устанавливать логические взаимосвязи Детям ст воз можно вопросы:- требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие реб сравнивать, сопоставлять факты, делать выводы;- помогающие в логической и временной последовательности передать содерж картины;- направленные на истолкование внутреннего состояния, настроения героев. 2. Вопросы детей. Когда дети сами задают вопросы, их познавательная деят-ть протекает продуктивнее. С помощью вопросов, задаваемых самими доши, включается в действие мотивационный механизм, активиз интерес, и т.д.
3. Рассказ-образец, помогающий детям осмыслить содержание картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей.
4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совмес учеб деят-ти. Для коллект рассказов след выбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета
5).Ребят также учат составлять повествоват рассказы из опыта. Обуч повествоват монологу опирается на желание дет рассказывать. Е. И. Тихеева отмечала, что рассказывать об увиденном, услышанном и пережитом реб приходится почти ежедневно, однако зачастую он рассказывает сбивчиво, с повторениями, противоречиями, постоянными «нет, не так», «я забыл сказать», «я не помню, как это было» и т.п.. Рассказывание из опыта отличается тем, что дети хорошо знают то, о чем говорят. Однако в процессе рассказ у них часто возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает др, что нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному высказыванию.В детском саду ребят учат придумывать рассказы, отражающие их индиви опыт и коллекти опыт. В сред гр лучше исполь коллект рассказ: педагог начинает рассказ, а дети дополняют его запомнившимися деталями. В ста ГР.испол все виды рассказов.
35.РАССУЖДЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ТИП СВЯЗНОЙ РЕЧИ. особенности текстов–рассуждений Рассуж— это такой тип речи, кот хар-ся особыми логическими отнош между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказат.Развитие рассуж у дет дош возрсвязано с разв логичмышления. Чем выше уровень логич мышления, тем на более высоком уровне дош строит свои объяснения, доказател, рассуждения. Обычно в рассуждении исполумозаключения не одного, а нескольких типов. Важ роль в нем выполняют мыслительные операции -анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация. Анализ психологиисследовпоказал, что формир рассуждений зависит не столько от возр, сколько от того, насколько полны его знания о том предмете, по поводу кото он рассуждает, от количественного и качественного роста его опыта, развития представлений реб о предметах и явлениях действительности, т.е. от целенаправленного обучения. Рассуждение - наиболее сложный тип речи; он требует более глубокого осмысления того, что необходимо доказать. У реб в процессе обучения можно сформировать умения делать умозаключения, устанавливать различные связи между фактами и явлениями. Обуч дош рассуждению можно строить на природоведческом материале, поскольку логические связи явно представлены в природе. . Для дет 6-7 лет характерно, что, высказав предположение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть дет дальше в своих высказываниях, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом: 1. проблематические (может быть...); 2. гипотетические (если бы…); 3. отрицающий модус (.., значит не...). [1, с. 9-10] Этапы становления речи-рассуждения: • 3-летние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком- либо воздействии на предмет; • 4-летние уже начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов; • старшие дош начинают указывать в качестве причин явлений не только ярко выраженные особенности предметов, но и их постоянные свойства. [1, с. 11-12] Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами, нежели при словесном описании взрослого. Большое место и значение в формир причинно-следственных связей имеет обучабстрагированию приемами моделирования – что ведет к формированию у дет рисунков-схем сопровождается рассуждениями дет. особенности текстов–рассуждений
Рассуждение – тип текста, основанный на построении цепи умозаключений. Употребителен в различных стилях. В научной речи направлен на объяснение причин того или иного явления.. В худож речи рассужд связано с оценкой событий, человеческих хар-в. Здесь оно направлено на создание образности. В публицистическом стиле рассуждение основано на анализе фактов. И поскольку в публицистике действуют свои особые семантические и прагматические правила, то рассуждение здесь строится по законам истины: 1) тот, кто делает утверждение, ручается за истинность выражаемой пропозиции; 2) говорящий должен быть в состоянии представить свидетельства в пользу истинности выражаемой пропозиции и т.п. Инвариантная схема рассуждения как типа текста включает в себя ряд компонентов: 1) хар-ку ситуации общения (обращенность к определенному адресату) 2) перечень структурно-композиционных частей (тезис; развитие тезиса; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса или его неправильности. 3) набор языковых средств, обусловленных типовой ситуацией общения и структурой рассуждения (усложненные синтаксические конструкции; вводные слова, связывающие абзацы, вопрос "почему?" после тезиса и т.п.). Рассуждение модифицируется как ряд вариантов в форме размышления, доказательства, объяснения. У каждого жанра своя информационная модель, восходящая к инвариантной схеме рассуждения.
|