Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актуальность хореографической миниатюры в современном сценическом искусстве.




Хореографическая миниатюра- это особая форма танцевального искусства, которая концентрирует в себе острую проблему, раскрывает образ лаконично, по средствам предельной выразительности музыки, языка, рисунка, ритма, неся в себе элементы оригинальности.

Хореографическая миниатюра является малой формой танцевально-сценического представления, которая концентрирует в себе острую проблему, раскрывает образ посредством предельной выразительности: музыки, языка, рисунка, ритма, требует единства события, время, действия. В балете хор миниатюра сформировалась внутри балетного спектакля. В начале 19 века миниатюра входила в национальные дивертисменты И.М. Аблеца, И.И. Вальберха, А.П. Глушковского. В 20-ые годы российская школа вобрала в себя зарубежные эстрадные танцы, Россия вырабатывает свой характер для отдельных самостоятельных номеров. Язык миниатюр брался из мещанской фабричной среды, западноевропейские страны использовали цирковые трюки, спортивные движения. Большое влияние на развитие миниатюры оказала Айседора Дункан. Многие балетмейстеры брали её принцип- импровизацию. Миниатюра требовала увеличения языкового диапазона, поэтому она вобрала множество видов других искусств и много разных жанров. Она воплощала в себе острые проблемы. В 1922г в России организован первый джаз-бэнд. В 30ые годы появляются эстрадно спортивные направления. Подлинно художественные миниатюры были большой редкостью. Распространяются штампы. Из танца в танец переходили всё те же движения и приёмы. 50ые годы- кризис малой формы.

Творчество Якобсона на развитие миниатюры оказало большое влияние. Обилие и многообразие, жанровость и оригинальность решения были присущи его творчеству, он не считается с канонами классики. В 60ые годы создаётся театр миниатюр. Миниатюры создаются по скульптурам Родена. В 60ые годы кризис углубится ещё больше, распространилась тема влюблённых. Этот дуэтный танец заполонил все сцены. Заштампованные балетмейстерские приёмы переходили с одной сцены на другую. Развились новые поддержки, которые не несли ничего духовного. Но миниатюра обогатила язык классического танца. Сегодня миниатюра занимает большое место в хореографии.

Основные признаки:

Своеобразие, неожиданность, яркость, новизна, ловкость, выдумка.

Свойства хореографической миниатюры: время(единое событие, один факт решается в единое время), выразительные средства( образность языка, лексика не самоцель, а главное образ), раскрывает больше и глубже индивидуальности мастерства исполнителей, раскрывает актуальную и злободневную проблему, вбирает многие искусства( пластика, драма, цирк)

От 1 до 5 исполнителей

Требует большого языкового диапазона.

По жанрам разделяется на: трагические, комические, сатирические, воинственные

По видам: народный, классический, джаз-модерн, свободная форма, гротеск и тд.

Хореографическая миниатюра- это оригинальность в чем-либо.

 

6. Фольклор как основа для создания хореографического произаедения

Сценическая обработка фольклора. Фольклор (от слова фольк - народ) – народное творчество, искусство создаваемое народом, кот передавалось из поколения в поколение. Ни в каком виде народного искусства так ярко, так непосредственно не раскрывалась душа народа, его быт, нравы, обычаи как в танце. Изучая народное творчество, как исследователь, балетмейстер должен вместе с тем использовать этот материал и для сочинения танца. Занимающемуся сбором фольклорного материала, прежде чем выезжать в экспедицию, надо ознакомиться с жизнью и бытом народа, с его историей с социально-экономическими и географическими условиями жизни. Балетмейстер, встретившись с чуждой жителям данной области или края, манеры исполнения, а иногда с рядом несвойственных данной танцевальной культуре, танцевальных действий, отличить подлинное от наносного. Балетмейстер должен отобрать главное, что характеризует образ народа, отражает лучшее черты его характера, является для него типичным и отбросить все наносное, что искажает этот образ. Задача балетмейстера – сохранить смысл первоисточника, разработать и улучшить его композицию, обоготив ее своей балетмейстерской фантазией. Балетмейстеру, собирающему фольклор, необходимо понять, почему у данного народа именно такой танцевальный язык. Как он зародился, рассмотреть взаимосвязь с бытом, костюмом, историей народа, его обычаями. Видеосъемка, фотосъемка, киносъемка облегчает работу по сбору танцевального фольклора, если в экспедиции нет художника и композитора, то мелодию или песню нужно записать на магнитафон, поинтересоваться, - сохранились ли старые костюмы, и если они имеются – зарисовать их общий вид, покрой или сфотографировать. Заыфиксировать муз инструменты и предметы. Муз материал, на кот строится фольклорный танец, как правило содержит в себе лишь основную мелодию, лишенную развития. Задача композитора состоит в том, что бы не исказив первоисточника, и в то же время, учитываю фольклорную форму танца, законы его сценического развития, создать муз произведение, обогащающее народный муз первоисточник. В этой работе композитору конечно нужно консультироваться с балетмейстером. При инструментовке сочинения важно, чтобы композитор, обогащая оркестровыми касками народную мелодию, не ушел от подлинного народного калорита. Одним словом, необходимо сохранить в муз обработке образ , характер, стиль, типичную форму музыки первоисточника. Работая над фольклорным танцем балет-ер должен учитыватьпри сценической обработке построение его по законам драмматургии, т е чтобы произведение имело композицию завязку ступени перед кульминацией кульминацию и развязку. При сцен-ой обработке фол-го танца перед балет-ом стоит задача показать со сцены типичные черты характера народа. В прцессе работы над сцен-ой обработкой фольк-го танца балет-ер в праве обоготить его сюжетом но важно чтобы сюжет этот был основан на обрядах и обычаях данного народа либо раскрывал народные образы. Наиболее активной обработке сценич-гофольк-го танца подвергся танц-ый язык – танцевальное движение. Это одна из наиболее сложных сторон работы – она требует умение найти единство логики в развитии рисунка танца и танц-го языка, не искажая манеры и характера первоисточника, способности брать такой ракурс движения кот дает возможность сделать его более выразительным. Балетмейстер при том что сохраняет неповторимый характер каждого фольклорного танца должен стремиться ярче рельефнее выразить его внутреннюю сущность развить обогатить его композицию его пластику.

 

 

8. Классификация категорий профессии балетмейстера.

Балетмейстер должен соединять совершенное знание искусства танца и пантомимы с основательными познаниями в музыке и рисовании.

Изучение литературы и великих мастеров также для него весьма полезно.

Балетмейстер должен иметь некоторое представление о механике и геометрии, что даст ему возможность точно и правильно построить рисунок и движение танца. Некоторое знакомство с математикой всегда вносит ясность и точность во все наши произведения. Но знание, самое необходимое для автора театральных пьес, которое требует от него особенного внимания и от которого зависит весь эффект его работы – это знание действительной жизни и человеческого сердца; без этого нельзя приступить ни к какой работе. Наконец, образцовый балетмейстер – одновременно и автор и машинист; с почти универсальным опытом он должен соединять богатую и разнообразную фантазию.

Пусть вас не удивляет, что мы требуем столь многого от автора; тот, кто овладел всеми этими познаниями – потратил время не даром, это не пустая расточительность, и природа всегда помогает тем, кого она предназначила для славы.

Балетмейстеров много, но талантливые среди них редки.

Балет должен быть живой картиной, колорит его – разнообразным, рисунок – правильным; тени должны быть прозрачными, а группы и мизансцены – изящными и точно нарисованными. Грация – его преобладающий элемент.

Балетмейстер должен умело приспособлять для сцены сюжет, каков бы он ни был, и обрабатывать его согласно своим намерениям.

Б-педагог- в работе с исполнителями нужно всегда учитывать педагогические и психологические моменты.Отношения с участниками должны быть искренними,дружескими,теплым,но не панебратскими.Нужно стараться найти в отношениях с исполнителями золотую середину.Необходимо хорошо знать коллектив.Только при глубоком знании хар-ра ,склонностей,возможностей каждого исполнителя можно добиться наилучших результатов.Должен уметь видеть,кого можно нужно поощрить по ходу репетиций,кому сделать замечание,кого заставить повторить движение несколько раз.Учитывая возможности отдельных исполнителей,их необходимо подбодрить,поощрить,даже если их исполнение несовершенно.

Б.-сочин. Можно сравнить с творчеством композ. Или поэта,разница в том,что каждый пользуется языком своего искус.Хор.произведение –это сплав танца и пантомимы.Соотношение танца и пантомимы зависит от задач которые ставит перед собой хореограф,от их худ.решения. Б-с. Должен владеть искусством сочин., танца,пантомимныхэпизодов,мастерством режиссерского построения мизансцены,умение создавать драматургию хор.произведения.

Б-постановщик после создания хор.сочинения все передается и показывается исполнителям,проводится постановочная работа.постановщик должен безукоризненно знать произведение,изучить замысел Б-сочин.,постич образный строй произведения,хор.текст композицию танца,мизансцены,характер исполнения движений,что бы суметь передать все исполнителям.

Б-репетитор-работа творческая.Оттого,какбудетномеротрепетирован,зависит,смогут ли испотнители донести до зрителя замысел сочинителя.Репетитор,как правило присутсвует на постановочных репетициях.Работарепетирора заключается не только в отработке того,чтопоставлено.Он должен отработать движения ,раскрыть хар-р и образ ,передать стиль сочинения.Он обязан выявить подчерк создателя хореогр.произведения,его индивидуальную манеру.

Б-р должен составить план репетиций,определить,сколько их требуется на данный танцевальный номер,наметить задачу каждой из них.Каждая репетиция имеет свою кульминационную точку,и исполнители должны уходить с чувством удовлетворения от того,что главное удалось сделать.

Б-реставратор-чел.который восстанавливает ранее поставленное хор.произведение.Важным в его деят-ти является восстановить произведение в том виде,вкот.оно было поставлено первоначально.При восстановлении хор.произведения Б-р. Должен хорошо изучить творчество автора,его индивидуальный стиль,манету.Главная обязанность бережно сохранять шедевры хореографии,как образы исполнительского и балетмейстерского мастерства,на которых воспитывается сегодняшнее поколение.

 

 

4. Хор-ия как вид хор-гоис-ва.Виды хор-ии.Отгреч.хорео-пляска,графия-писать. Это вид искусства,материаломкот.являются движения и позы чел.тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичноепостроение.Именно «тройной союз»(композитор,исполнитель,хореограф) делает хор-ию видом искусства. Хор-ия родилась еще на заре человечества-в первобытном строе существовали танцы,изображавшие трудовые процессы,движенияживотных,танцы ритуальные и воинственные. Хореографическое искусство отражает жизнь в образно-художественной форме.Танцевальное искусство-синтетическое, объединяющее в себе несколько видов художественного творчества:хор-ия, музыку,драматургию,изобразительное иск-во.Хор-ия сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно-выразительный язык, с помощью чего создается хор-ий образ, кот.возникает из музыкально-ритмичных движений. В настоящее время хор-ое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танц. искусство присутствует в культуре каждого этноса. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хор-ия занимает первостепенное место в социальной жизни общества, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей. Виды хор-гоис-ва:1.КТ исторически сложившая устойчивая система выразительных средств хореографического искусства,основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа;сформированное на протяжении многих веков и у многих народов.Термин КТ возник в России в конце 19в в результате обособления отдельных видов танца,разделения танцовщиков на классических и характерных.Дальнейшее развитие система КТ получила во Франции,где получила свою терминологию,разделение на элементы,отбор и систематизацию движений.В системе кт разработаны позиции рук,ног,корпуса и головы.Движения КТ строятся на основе выворотности. Как учебная дисциплина КТпредставляет собой систему танцевальных упражнений(экзерсис), необходимую для развития выразит.средств танцовщика.2.НТ-один из древних видов народного искусства.Складывался и развивался под влиянием социальных,географических и исторических условий жизни народа.Он конкретно выражает народный стиль,манеру и неразрывно связан с другими видами искусства-главным образом с музыкой.НТ-результат коллективного творчества.Он является неотъемлемой частью народных представлений на праздниках,ярмарках.У каждого народа сложились свои танц.традиции,хор-ий язык и пластическая выразительность. НТ-источник развития сценического хореографического искусства.Сценический возникает в процессе профессионализации танца. 3. Из НТ в сочетании с классическим вышел характерный танец- это одно из выразительных средств балета.В начале 19в термин служил определением танца в характере,образе.Танцы строятся на движениях,характеризующих данных персонажей с определенным образом конкретной народности,позиции была менее строгой чем в классическом танце.4. ИБТ- возник в 15в в Италии.Первоначально преобладали низкие танцы с поклонами,реверансами,часто в виде шествия со свечами.Эти танцы сохраняют в себе эпоху времени возникновения,отражают саму эпоху.В 17 веке получил распространение по всей Европе. Танец основанный на элементах бытовых и бальных движений. Никогда не бывают сценическими, включается отдельными номерами в балете. 4.Эстрадный танец-вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка,предназначающаяся для эстрадного исполнения.Построена на четкой драматургической основе,на лаконичных средствах хор-ой выразительности. Истоки эстрадного танца в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах.5.Бальный танен (англ.). Современное обозначение танцев, которые служат для массового развлечения и исполняются в парах или большим количеством участников. Бальные танцы часто называют бытовыми танцами.

 

Программа, либретто, композиционный план.

Драматургия- основа хореогр. произведения. Либретто- это краткое описание содержания готового спектакля, предназначенного для зрителя. Создание любого хореографического произведения начинается с замысла. После того как возник замысел хореографического произведения автор должен изложить его в программе, которая включает в себя сюжет, фабулу произведения. Создание программы первый шаг в работе над произведением. В ней автор излагает сюжетную сторону, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Автор программы обязан не только изложить сюжет и раскрыть идею произведения, но как бы заглянуть вперед, изменить будущее сценическое решение этого сюжета в хореографическом жанре, причем построить его по законам драматургии. Развитие образа и характера, конфликт- все это должно работать на идею, на основную мысль, заложенную в программе. Автор создает основу драматургии будущего хореографического сочинения. Он должен уметь через образы своих героев раскрыть образ эпохи, образ современника, выявить типичные черты, черты индивидуальные, свойственные только данному герою, данному персонажу. При составлении программы надо учитывать: балетмейстер- либреттист, драматург; изучать быт, жизнь, труд, обычаи народа, его культуру; изучение литературы, этнографии; определить жанр хореографического произведения; соблюдение законов драматургии; строить сюжет в тесной зависимости от построения и развития хореографических образов.

Композиционный план- это развернутый хореографический сценарий будущего балетного спектакля или концертного номера, включающий в себя режиссерскую разработку хореографической программы. Композиционный план- это режиссерско- балетмейстерское решение будущего хореографического произведения с конкретным заданием концертмейстеру, художнику, всей творческой группе. В композиционном плане указывается место, время действия эпизода или сцены. Автор композиционного плана, прежде всего, чем приступить к работе должен изучить материал, который берется за основу сюжета программы. Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения находит в композиционном плане свое развитие. Автор композиционного плана должен донести через действие, через сценическое действие, через сценические образы и идею произведения, что особенно важно для того, чтобы направить фантазию композитора в нужное русло. В небольшом вступлении описывается место, время действия, атмосфера, в которой будет развиваться действие. Важно раскрыть характер действия, настроение, образы действующих лиц. Указывается примерную длительность номера, отдельных его частей, музыкальный размер. Работа над композиционным планом творческая. Автору нужно заглянуть вперед.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1679.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...