Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип соотношения формы и содержания.




Связан многообразными нитями, возникающими в процессе создания произведения. Отрыв формы от содержания приводит к разрушению композиции. Методологической основой взаимоотношения формы и содержания служит положение диалектического материализма, указывающее на то, что единство формы и содержания ничто иное, как проявление одного из законов диалектики единства. В этом единстве ведущее положение занимает содержание, так как оно раскрывает основную суть. Но, чтобы содержание смогло проявиться, существует форма, которая активно способствует выявлению содержания. Правда форма не всегда соответствует содержанию, поэтому она имеет ускоренное развитие. Когда развитие формы отстает от содержания, возникает противоречие, заключающееся в том, что новое содержание не может быть выражено старой формой. Одно и то же содержание может быть раскрыто в разных формах. Важно, чтобы между ними возникало полное единство. Содержанием искусства является окружающая нас действительность, пропущенная через сознание художника.

Содержание в искусстве складывается из 2-х моментов:

1. Объективно существенная жизнь.

2. Субъективный момент, выражающий внутренний мир автора.

Содержание в искусстве выступает в виде темы, идеи. Все это вместе составляет продукт осмысления художником окружающей действительности.

Важнейшей стороной содержания является идея. Но под идеей в искусстве надо иметь в виду не абстрактную форму. Искусство не формирует идеи, оно выражает их образно, эмоционально. Идея в искусстве носит характер эстетический. Эстетическая идея – не отвлеченная мысль, а совокупность впечатлений, чувств, переживаний, которые возникают у человека, воспринимаемого художественное произведение.

Идея художественного произведения – это конкретный художественный образ, в котором и через который искусство выражает свое отношение к действительности. Идея в искусстве не зависит от того, какими мыслями руководствуется художник. Автор движим благородными намерениями, но можно прочитать за всем этим другое и поэтому идея художника может быть ошибочна.

 

 

1. ПРИЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СИМФОНИЗМА.

Восприятие зрителем одного рисунка можно сохранить, развивая комбинацию, которая исполняется в этом рисунке. Каждое движение воспринимается зрителем определенное количество раз:

- простое 4 тактовое движение воспринимается 2 раза

- простое 1 тактовое движение 2-4 раза

- 8 тактовая комбинация- 1,5-2 раза

- если 1 часть и 2 часть 8 тактовой комбинации, то она может восприниматься дольше

- если 4 тактовая комбинация будет исполняться в пространственном рисунке, то она может восприниматься до 4 раз.

Для того чтобы лексический материал воспринимался зрителем не однообразно и монотонно, существует множество приемов, при которых одна и та же комбинация выглядит по- новому:

- восприятие ракурса (поворот к зрителю частей тела и всего тела)

- темпа ритм движений тела или всего движения

- вращения (там, где его нет и наоборот)

- исполнение движения в продвижении по сценической площадке в разнообразных рисунках, или придать статику

- включить прыжки, там, где их нет (дать высоту движению)

- дать движению другое направление.

По усмотрению хореографа, который создает танец, в зависимости от музыкальной драматургии можно применять приемы хореографического симфонизма.

Хореографический симфонизм- применение приемов развития музыкальной полифонии в хореографии.

Приемов хореографического симфонизма в чистом виде нет, есть приемы для отдельных движений и коротких комбинаций. Есть приемы наложения голосов друг на друга, простые и сложные, надо только помнить, что данные приемы принимаются не только «голосом» (движение тела) тела одного танцовщика, но и группами танцовщиков.

Названия приемов и их принципы взяты из музыкальной практики, но они отличаются спецификой хореографического искусства.

1. Повтор- прием для отдельных поз и движений, а так же коротких комбинаций, заключается в повторе того, что было и только что использовано предыдущим «голосом или голосами». Повтор возникает только после исполнения, какого- либо движения или позы.

2. Повтор- перекличка- голос, исполняющий движение, фиксирует последнее положение в то время, когда идет повтор движения другим голосом. Перекличка может быть буквальной, то есть точным

повторением предыдущего движения, или вариантной, то есть движение повторяется в каком- либо варианте.

3. Секвенция - использует мотив одного движения короткой комбинации. Участвуют не менее 3-5 голосов, заключается в повторе какого- либо движения комбинации на 1-2 такта, через определенный интервал музыкального времени.

4. Расширение, сжатие- прием применяется как для одного движения, так и для комбинации. Участвуют 1 или несколько голосов. Сокращается амплитуда движений, увеличивается темпа ритм, укорачивается поза при сжатии, при расширении наоборот. Например: основной голос исполняет комбинацию на 8 тактов, а другой голос в сжатии исполняет ее же 2 раза.

5. Увеличение, уменьшение - заключается в том, что сценическое пространство постепенно заполняется танцующими, или постепенно освобождается.

6. Зеркальное отражение - похоже на повтор, но в обратном направлении.

7. Канон - участвует не менее 3 голосов. Заключается в повторе лексической комбинации следующим голосом, но с середины.

8. Фуга - в исполнении участвуют 3 голоса или 3 группы голосов. Для каждого сочиняется отдельная комбинация, и исполнение происходит в следующем порядке: 1 голос- 1, 2, 3 комбинация, 2 голос- 2, 3, 1 комбинация и 3 голос- 3, 1, 2 комбинация.

9. Сопрано - остенато (подголосочная полифония)- имеется сольный голос и аккомпанемент подголоска, причем аккомпанемент повторяет только отдельные позы или движения сольного голоса.

10. Остенатный бас- прием, постоянно повторяющий одно и то же движение или комбинацию. Движение в массе. Одновременно исполняется сольная партия в основном голосе, но она не яркая.

11. Согласный и контрастный контрапункт- согласный контрапункт (цель у действующих голосов одна, а лексический материал разный); контрастный контрапункт (участвуют 2 или более голосов, но каждый имеет свой лексический характер и смысловую нагрузку.

12. Варьирование- изменение линий, ракурсов, темпа ритма движения или комбинации, усиливающих пластический мотив, но в том же промежутке музыкального аккомпанемента.

13. Пауза - делится на 2 вида: пластическая и музыкальная.

ПОЛИФОНИЯ - ПЛАСТИЧЕСКОЕ МНОГОГОЛОСЬЕ В ХОРЕОГРАФИИ.

Балетмейстер выделяет солиста или группу солистов, а другие аккомпанируют им, причем их движения не должны отвлекать внимание зрителей от солистов, а наоборот, помогать восприятию соло - это многоголосье.

Исполнение хореографической полифонии возможно при определенных условиях:

- большая сценическая площадка

- фокусирование глаза на центре оси, а, следовательно, различная сила звучания с разных точек сцены.

Но самое главное- это умение балетмейстера сочинить хореографический текст с использованием полифонии. Работая над хореографическим произведением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, приемов. Пользуясь материалом любого вида хореографии, балетмейстер своей фантазией создает разнообразные хореографические произведения различного характера, стиля, жанра.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 888.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...