Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь музыки и танца в хореографическом произведении.




Всегда музыка находилась в синтезе с танцем. Хореография – эхо музыки. Основоположник балетного театра Жан Жорж Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечёт за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства – братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармоничные интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого. Сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху».

Балетмейстер может начать свою постановку с двух позиций:

1. от музыки

2. от замысла

От музыки.

Балетмейстер останавливается на определённой интересной музыке, воображение и фантазия подсказывают ему образное хореографическое решение. Но в начале балетмейстер должен изучить данную музыку: историю её написания, есть ли в музыке сюжетная линия, определённые музыкальные образы, характер, стиль, жанр, ритм, размер, степень хореографичности. «Нужно танцевать музыку, а не под музыку». Написанная музыка – это готовое произведение, которое имеет своё содержание и драматургию, поэтому не следует ломать её структуру и резать так, как хочется балетмейстеру.

При работе с готовым музыкальным произведением балетмейстер должен разделить это произведение на части для постановки. Далее необходимо определить по музыке драматургию будущего хореографического произведения. Ставить рекомендуется по порядку от экспозиции до развязки. Зачастую музыка помогает определиться балетмейстеру, как будет заканчиваться номер. Если музыка заканчивается резкой финальной точкой, то следовательно и танец завершится кульминацией и она же будет являться финалом танца (то есть развязка такого номера будет резкой, мгновенной или будет совпадать с кульминацией). Если музыка заканчивается постепенно утихая, то и в постановке следовательно будет постепенная развязка с финальной точкой на сцене либо уходом за кулисы.

Иногда балетмейстер использует такой приём как «бесовка» - это повторное исполнение финальной части танца с возможным варьированием или исполнение трюков с последующим переходом в повтор финальной

части. Бесовка исполняется при первом варианте завершения музыкального произведения.

От сюжета.

Если у балетмейстера возник замысел постановки конкретного сюжетного или бессюжетного номера его задача усложняется. Подобрать музыку под определённую тему, идею и сюжетную линию очень проблематично. В таком случае, как правило, балетмейстеру всё равно придётся переделывать ход событий танца, корректировать образы и взаимоотношения исполнителей, для того чтобы добиться единства музыкального и хореографического произведений.

Музыкальные формы.

Также как и в хореографии в музыке существует множество форм. Вот некоторые из них:

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных законченных частей, объединённых одной темой. Например Мусоргский «» Картинки с выставки».

Рондо (круг) – музыкальное произведение, носящее оживлённый характер. Первая часть повторяется как мотив.

Рапсодия – пьеса на темы народных песен и танцев. Обычно пишется в свободной форме.

Соната – музыкальное произведение для одного или двух инструментов. Состоит из 3-4 частей.

Симфония (созвучие) – музыкальное произведение для оркестра. Исполняется в сонатно-цикличной форме.

Симфоническая картина – музыкальное произведение для оркестра. Здесь исполняются программно-избранные самостоятельные музыкальные произведения, объединённые единой темой. Например: Римский-Корсаков «Садко».

Связь танцевального pas с музыкой.

Под этим следует понимать синхронное воздействие 2-х эстетических категорий: звука и движения. Одновременность или равномерность определяется здесь единством движений и звука во времени. Любой жест, pas ритмичен, тем самым он уже музыкален. Музыка в танце воспринимается через хореографию. Основная задача при пластической обработке музыкального материала – достижение эмоционально-смысловой согласованности между мотивом и движением. Эта согласованность должна строго подчиняться логике развивающегося действия. Поэтому всегда могут быть отклонения в ту или иную сторону. То движение несет на себе основную функцию характеристики героя, то музыка выходит на передний план и выражает психологическое состояние.

В практике бывает, когда музыка и движение носят унисонный характер. Этот прием имеет место в хореографическом искусстве, но не следует им злоупотреблять, это может привести к монотонности.

Слепое подражание ритмической структуре музыки приводит к обеднению художественного образа. Неверное прочтение характера музыки толкает на искаженное раскрытие содержания. Возникает несоответствие музыки и хореографии. Характер, интонацию, силу движения следует определять исходя из музыки, но это не значит, что обязательна синхронность. Органичное единство выражается в согласованности пластических движений с интонацией музыки.

 

 12. РИСУНОК ТАНЦА, КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ХОРЕОГРАФИИ

Composition (фр.)- составление. Каждая композиция включает в себя ряд комбинаций, она должна основываться на определенной музыке, должна отражать все особенности музыки, строиться по законам драматургии от простого к сложному.

Итак, композиция танца включает в себя:

1. драматургию номера

2. музыкальный материал

3. рисунок танца

4. танцевальный текст (лексика)

Рисунок танца – это расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке. Если обращать внимание не на движения, а лишь на перемещение по сцене и зафиксировать это перемещение на бумаге, то мы получим рисунок танца. Рисунок служит цели выразить мысль, идею хореографического произведения.

Наиболее развитой частью композиции танца в древние времена являлся именно рисунок, хотя он часто был незамысловатым. Танцы вокруг убитого зверя строились по кругу, с появлением земледелия появляются линейные построения. Большое значение в развитии рисунка танца древних народов имел элемент импровизации. Так же на развитие рисунка влияли многие другие факторы: условия быта, жизнь народа, образ занятий, климат.

При сочинении танца балетмейстер должен использовать рисунок для того, чтобы добиться наибольшей образной выразительности, то есть полнее раскрыть образ. В рисунке должны быть характер и настроение. Балетмейстер должен добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль и идею, которые заложены в номере.

Рисунок должен быть разнообразен, но разнообразие рисунка не должно быть самоцелью. Разнообразие и красота рисунка должны служить главному – раскрытию образа, мысли, характера. Не надо накручивать сложностью, если номер не несет мысли. Рисунок должен развиваться логично, предыдущий рисунок должен быть связан с последующим, а каждый последующий должен быть развитием предыдущего.

Мостик, который связывает рисунки в их единую последовательность, называется переходом. Рисунок отличается от перехода тем, что рисунок имеет устойчивость, а переход – текучесть. Переходы могут быть простыми и интенсивными. Чтобы показать законченность рисунка, нужна завершающая точка (любое движение). Завершающие точки даются для большего содержания танца.

Говоря о логике развития рисунка, мы говорим, что логика диктуется задачей балетмейстера. Например, надо показать взволнованность, тревогу, для этого балетмейстер использует беспорядок, хаотичность, отсутствие симметрии.

Рисунок, как и речь, имеет свои знаки препинания. Их расстановка зависит от мысли драматургии и музыки. Музыка обязательно должна быть в развитии и рисунок должен развиваться с музыкой. Она не должна быть разнообразной, монотонной. Как и в музыке, одна фраза переходит в другую, так и в танце, один рисунок должен переходить в другой. Рисунок должен отражать характер, образ, стиль, темп, ритм музыки.

Рисунок танца видоизменяется и развивается исходя из музыкальной фразы. Если имеется повтор музыкальной фразы, балетмейстер должен это услышать и отобразить либо в повторе рисунка, либо сделать рисунок в развитии. Темп определяет скорость движения, быстроту перемещения по сцене, помогает раскрытию образа.

Динамка и темп являются одним из средств выразительности рисунка.

Если, берем национальный танец, балетмейстер должен раскрыть характер, темперамент, образ жизни народа (Молдавия – круг).

Балетмейстер должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, на том рисунке, который является для него главным. Посредством рисунка нужно уметь управлять вниманием зрителя. Распределить рисунок по сцене нужно так, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить и подчеркнуть главное. Для этого существует точка восприятия.

Точка восприятия – это место активного действия или перехода. Балетмейстеру необходимо найти правильную точку восприятия, чтобы сильнее подчеркнуть образ.

Точки восприятия бывают: активные, пассивные, пространственные.

Длительность восприятия рисунка зависит:

1) от степени интенсивности

2) от музыки.

Степень длительности восприятия зависит от:

1) количества исполнителей

2) от темпа музыки (удвоенное ускорение или удвоенное замедление).

Это происходит на музыку и движение за счет смены ракурса рук, головы, корпуса, за счет приема контраста и наложения. Прием наложения используется в перекличках. Прием контраста – это резкая смена двух противоположных по характеру, темпу движений (в сюжетных номерах – темные и светлые силы).

Какие могут быть рисунки:

1) простые (служат для общего развития мысли)

2) сложные – многоплановые (бывают двух плановые, которые являются первой стадией много планового рисунка). Многоплановый рисунок - это такое композиционное построение, где есть две точки восприятия. Трех-, четырех плановый рисунок выстроить очень сложно (Галейзовский «Мимолетность», «Паутина»). Кроме этих рисунков бывают художественные образные (имитационные).

Драматургия номера раскрывается через композицию танца, а, следовательно, через рисунок. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией (развитие действия), кульминация, развязка требует, чтобы

рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы к кульминации рисунок был наиболее интересным и насыщенным.

Итак, вывод: рисунок зависит от замысла номера, от идеи, от музыки, от национальной принадлежности. Произведение должно быть построено по законам драматургии, где балетмейстер должен учитывать логику развития номера, и должен стремиться к разнообразию рисунков.

Точка восприятия – это место активного действия или перехода. Балетмейстеру необходимо найти правильную точку восприятия, чтобы сильнее подчеркнуть образ.

Точки восприятия бывают: активные, пассивные, пространственные.

Какие могут быть рисунки:

1) простые (служат для общего развития мысли)

2) сложные – многоплановые). Многоплановый рисунок - это такое композиционное построение, где есть две точки восприятия. Трех-, четырех плановый рисунок выстроить очень сложно

По образности:

Интонац.-подражательные-Подражают животному миру (Улитка,змейка)

Традиционные-Сложились на народе в силу историч.событий(линии,круг и т.д.)

Осациативные-Это личное виденье Б.окруж.мир (Снежинки)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2001.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...