Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика хореографического образа. Сценическая правда хореографического образа.




Создание хореографического произведения начинается с замысла, основой которого служат жизненно важные проблемы. Балетмейстер должен четко определить проблему и отразить ее в танце. Замысел может быть навеян произведениями изобразительного искусства и литературой. В основе замысла стоит человек, явление, событие, которые побуждают людей проявлять какие- либо качества своего характера и совершать поступки. Каждый автор в различных тематиках, жанрах творчества использует самые многосторонние сюжеты и каждый художник стремиться создать правдивый многогранный образ. Перед искусством должны быть поставлены идеологические задачи, которые включают в себя глубинную идейность и содержательность номера, служение народу и участие в его жизни. Пластические возможности хореографии безграничны, она может выразить любые чувства.

Образ – это конкретный характер человека + сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые определены драматургическим действием.

Художественный образ – это субъективное восприятие объективной исторически конкретной действительности. Это сложная картина взаимодействия самых различных сторон искусства, которая возникает в деятельности автора произведения. Человеческое познание является образным отражением действительности. Образ в философском плане есть результат психологической деятельности человека и связан с умозаключением. В то же время образ может выступать и как эстетическая категория, и в этом случае он обладает свойством художественного познания мира. Художественный образ – это обобщенный типизированный образ, это совокупность множества категорий: сам предмет, субъективное представление о нем. В хореографическом произведении образ раскрывается средствами хореографического искусства. Зритель должен верить происходящему на сцене – это главная задача балетмейстера, который своим творчеством утверждает, отрицает, учит, воспитывает.

Хореографический образ – это танцевально-пластическое содержание (настроение, состояние души). Жизненные реальности человеческой пластики – есть свойственные зачатки образной выразительности. Надо лишь уметь наблюдать, отбирать главное, обобщать и заострять внимание.

Необходимо делать различия между образом героя и образом произведения в целом. Образ каждого персонажа хореографического произведения направлен на создание образа в целом, для решения главной идеи.

«Диалектическая взаимосвязь единичного и общего существует в самой действительности и является объективным условием, предпосылкой раскрытия в эстетическом единичном сущности жизненных процессов и явлений. Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном.» ( В. И. Ленин).

Балетмейстеру при создании номера нужно усвоить 4 правила:

1. Определить идею и направить исполнителей на эту идею.

2. Верно раскрыть историческую обстановку, в которой происходит действие.

3. Исполнитель должен четко представить себе образ, характер, биографию, что даст возможность создать правдивый и естественный образный персонаж.

4. Большое значение для создания образа имеет стиль произведения (Недопустимо смешивание стилей).

Актер – создатель сценического образа. Каждый хореографический образ строится на своей особой лексике. Исполнитель должен стать единомышленником балетмейстера, так как замысел передает именно он, и сочиненная балетмейстером хореография становится спектаклем тогда, когда в него вступают актеры. Вникнув в идейное содержание хореографического произведения, артисты создают сценические образы и дают им жизнь. Зритель, уходя из театра, надолго запоминает актеров. Важно, чтобы исполнитель заговорил в танце живыми чувствами своего персонажа.

Образ должен быть:

С самых древних времен искусство отображало человеческую жизнь.

«Искусство не имеет другой задачи, кроме передачи судьбы человеческой». (А. С. Пушкин).

Образы не должны быть лишены сценической правды, которая неотделима от жизни, но в разное время она была разной. Важно, чтобы создатели и исполнители произведения заставили поверить в происходящее на сцене. Почему зритель верит в жизнь на сцене, верит в игру? Перед зрителем надо обязательно поставить условия, которые ставятся автором, и при наличии всех компонентов условия игры будут поставлены и приемлемы зрителем. Единство сценической образности необходимо для сценической правды.

2 пути зарождения хореографического образа:

- готовая драматургия;

- отталкиваться от музыки.

Хореограф музыкальные образы преобразует в хореографические, важно понять, какие музыкальные образы вложены в произведение, чтобы постановщик, в результате, верно раскрыл этот образ. Для того, чтобы образ получился правдивым нужно поставить себя на место героя, затем

необходимо найти художественное решение своего замысла, найти пластическое решение (текст).

Что нужно для создания образа?

1. Знать, для чего я ставлю это произведение, идею произведения, идею образа.

2. Ясно представлять, куда направлено произведение, то есть хореограф должен знать сверх задачу своего произведения, для чего данная линия нужна в постановке?

3. Необходимо верно раскрыть историческую обстановку.

4. Необходимо создание подтекста (предыстория героя, его жизнь до этого момента).

5. Стиль произведения (общий взгляд на разные образы в одном произведении должен быть единым). Образ и стиль должны быть едины с музыкой.

Из чего собирается образ?

1. Из линии поведения героя, то есть из отношений к обстоятельствам, в которые он попадает (эти обстоятельства характеризуют образ наиболее ярко).

2. Из отношения образа к событиям.

3. Отношения к окружающим и их поступкам.

4. Внешний облик.

5. Характерные типичные черты (жесты, позы, привычки).

6. Лексика, которая различна для разных образов. Важна интонация исполнения движений, которая будет давать разницу между образами.

7. Рисунок танца.

8. Музыкальный материал.

9. Время действия.

10. Драматургия образа и в целом хореографического произведения.

11. Национальность.

12. Возраст героя.

13. Каждый герой трактует один и тот же образ по-своему. Прислушайтесь к исполнителю, не обязательно навязывать свое мнение, если вы видите, что исполнитель раскрывает образ лучше, исполняя его по-своему.

Любой художник , поэт, писатель и балетмейстер – ставит перед собой задачу средствами своего искусств раскрыть перед зрителем образ, характер человека, создать атмосферу эпохи, времени, о котором он рассказывает. Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о времени. Создать хореографический образ- значит , обрисовать действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания. Как зарождается образ? Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучения материалов: исторических, литературных, музыкальных. Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, балетмейстер вырабатывает свое суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы – создания хореографического произведения. Решение образа отталкивается от сюжета и строится образ на основе музыкального материала. Необходимо продумать историю, но и то, что с ним было до этого. В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Художник воспринимает окружающий мир в цвете, композитор – в звуках, скульптор – в пластике, балетмейстер в движении. Именно через пластику, через танцевальный язык зритель воспринимает замысел балетмейстера. Но кроме этого важна и интонация его пластической речи. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манере держаться. В работе балетмейстера большое значение имеет его творческая фантазия. Она проявляется в разработке сюжета, композиционного плана, создания образов и умение поставить эти образы в необходимые сценические ситуации. Правда хореографического образа опирается на правду танца, правду жизни, правду взаимоотношений. Характеры действующих лиц в хореографическом произведении раскрываются средствами танца, движениями, мимикой, пластикой человеческого тела и жестами, все это сливается в одно понятие, но ни что не должно противоречить правде сценического образа. Зритель должен верить происходящему. Для создания художественно- правдивого образа необходимо быть профессионалом и знать не только технологию хореографического искусства, но и уметь проанализировать музыкальное произведение, чтобы определить его форму, стиль, характер, музыкальные характеристики каждого персонажа, связать развитие хореографического образа с развитием музыкальной формы, знать формы, знать фольклор, чтобы герои были наделены национальными чертами. Если балетмейстер сможет правдиво отразить все это в хореографических образах , произведение будет понятно зрителям, и будет представлять определенную художественную ценность. Если автору хореографии удается все это не только понять¸ но и выразить чувствами действующего лица , ему легко будет создать именно ту танцевально- лирическую партитуру, которая может быть свойственна данному человеческому образу. Образы могут быть героическими, лирическими, комедийными, трагическими, драматическими, гротесковыми. Сущность образа заключается в выражении предельно насыщенной эмоционально- психологической направленности каждого сценического рисунка, движения, позы. Они действенны и раскрывают драматическое «зерно» в композиции.

 

 13. Тема, идея, форма и содержание – основные понятия в хореографии.

Творчество балейтместера немыслимо без постоянного поискаю.Поиск сюжета для танцевальной композиции предполагает ,знание изучение жизни и знание литературы первоисточников,произведений искусства. Поиск и отбор созвучных нашей эпохи тем, их значимость говорят о четкости позиции балейтместера, о его зрелости. Выбор наилучшей формы выражения для той или иной темы требует от балейтместера работы по изучение фольклорно-танцевальных источников, освоение теории и методики постоновки народного, классического, историко-бытового, современного, бального, джаз модерн танца.Понятия: тема, содержание, сюжет, идея в хореографии, в основных своих чертах не отличается от общих искуствоведческих понятий. Идея - это доминантный смысл произведения, его главная мысль, это то во имя чего создавалось произведение. Тема - это освновная общественная проблема, поставленная в произведении. Тема определяяет содержание, обуславливает его, но не ограничивает. Содержание - непременное условие жизни произведение. Без содержания нет искусства. Содержание раскрывается через сюжетную драмматургию. Сюжет - это система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт , совокупность действий событий, взаимоотношений и поступков героев, определяющих концепцию действителльности; связан с идеей произведения, является способом ее развития и обнаружения. Жанр - понятие не устойчивое, тяготеющее кроду, виду,типу. В хореографии жанры: игровой танец, тематичекий, сюжетный, хореографическая сюита, картина, одноактный балет, девертисмент, многоактный балет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...