Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Управление качеством функционирования системы
Как известно к функциям управления, положенным в основу этапов управления, относят: прогнозирование, планирование, организацию, контроль, анализ и регулирование системы. При этом анализ является сквозной функцией управления, присутствующей на всех стадиях управления. Анализ управления качеством функционирования системы состоит в оценке качества, т.е. вынесении суждения о качестве с помощью количественных оценок. Методы построения подобных оценок описаны выше. Способы контроля в общем случае при управлении произвольным объектом описаны в следующем параграфе. Здесь же остановимся на другом ключевом этапе управления качеством – регулировании или совершенствовании качества системы. Сначала рассмотрим общую схему управления качеством системы. Пусть задана функционирующая система. Говорят, что функционирующая система, отвечающая требованиям, предъявляемым к ней внешней средой, является отвечающей уровню или качеству функционирования. Качество функционирования определяется тем, что результат функционирования на выходе находится либо в заранее определенной области, либо в интервале, определенном требованиями внешней среды (потребителями, вышестоящими организациями).
На данной схеме - качественные характеристики входного потока ; - производственно-квалитативная функция. Будем рассматривать -производственная функция; - калибровочная функция. Для каждого функционирующего объекта определяется система качества, представляющая собой перечень показателей, которыми характеризуется выходной поток и возможная область их изменения . Для управления качеством формулируется следующая модель
Управление качеством функционирования системы рассмотрим на примере производственного объекта, выпускающего некоторую продукцию. Можно предложить три основных способа повышения качества результатов работы предприятия: - совершенствование основных фондов, применяемых технологий; - повышение квалификации работников, автоматизация труда; -комплексное изменение производственных процессов на предприятии. В каждом из этих случаев способы повышения качества сводятся к необходимости выбора из множества альтернатив: различных видов оборудования, методов переобучения персонала, проектов по модернизации предприятия и т.д. Выбор производится на основе выбранных критериев, по которым оценивается каждая альтернатива. Рассмотрим экспертный метод выбора варианта решения проблемы – метод многокритериального выбора альтернативы. Решение проводится в два последовательных этапа: - поиск весов важности критериев; - выбор альтернативы с наилучшими значениями по критериям. Первый этап. Поиск весов важности критериев. Эксперты сравнивают между собой попарно критерии , по которым производится выбор решения по шкале относительной важности: 1 – одинаково значимые (критерии равны по значимости); 3 – слабое превосходство одного над другим (существуют показания о предпочтении одного элемента другому); 5 – заметное превосходство (имеются доказательства того, что один из критериев более важен); 7 – очевидное превосходство (существуют доказательства того, что один критерий имеет большую значимость, чем другой); 9 – важность несравнима (убедительное превосходство одного критерия над другим); 2,4,6,8 – промежуточные оценки между соседними оценками (применяются в компромиссных случаях). Затем на основе проведенных сравнений составляется матрица попарных сравнений A: , , если предпочтительнее , , если предпочтительнее , , равнозначен , Т.е. матрица обратно симметричная: . Матрица А имеет собственный вектор , координаты которого могут быть найдены по формуле , - сумма элементов столбца матрицы , . Далее определяется согласованность в оценке критериев. Рассчитывается вектор : , . По величине определяется индекс согласованности: . После чего сравнивается полученная величина с той, которая получилась бы при случайном выборе количественных суждений из шкалы 1/9; 1/8; 1/7,..., 1; 2,..., 9, но при образовании обратно симметричной матрицы. Автором метода рекомендуются следующие средние согласованности для случайных матриц разного порядка (т.е. n):
Если разделить ИС на число, соответствующее случайной согласованности матрицы того же порядка, получим отношение согласованности (ОС): . Величина ОС не должна быть более 20%. В противном случае, оценки критериев несогласованны, нужно заново исследовать количественные оценки критериев и внести необходимые изменения в исходные данные. Веса критериям присваиваются следующим образом: критерию, с максимальным значением присваивается 1, остальным - . Второй этап. Выбор альтернативы с наилучшими значениями по критериям. Далее каждая альтернатива оценивается с точки зрения рассматриваемых критериев, и строятся так называемые «идеальный» и «наихудший» объекты (альтернативы) – вектора с координатами , . Если критерии разнородные, то для сопоставления значений критериев необходимо перейти к нормированным единицам, преобразовав их значения по формуле: , если полезность по критерию возрастает (чем больше значение критерия, тем лучше) и , если полезность по критерию убывает, где - текущее значение критерия сравниваемого объекта. Для выявления «наилучших объектов» находят свертки, используя следующую обобщенную метрику: , где - степень концентрации. Чем больше значение , тем ближе объект к «идеальному объекту» . Пример. С использованием экспертного метода подобрать на должность начальника отдела и заместителя начальника отдела работников из 6 кандидатов. Отбор осуществляется по 8 критериям: -уровень профессиональной подготовки; -умение ориентироваться в сложной ситуации; -умение работать с людьми; -способность к деловому общению; -умение организовать эффективную работу отдела; -мера ответственности; -умение доводить дело до конца; -стаж работы по данной или близкой к ней специальности. Первые семь критериев оцениваются экспертно, последний – берется из трудовой книжки:
Пусть при попарном сравнении между собой критериев получена следующая матрица.
Проведем расчет весовых коэффициентов для критериев.
9,080; ИС=0,154345; СС=1,41; ОС=10,9%
По таблице, содержащей характеристики кандидатов, сформируем «идеальный» и «наихудший» объекты: , . Рассчитаем теперь значения критериев в относительных единицах
Для определения двух лучших кандидатов вычислим метрику для каждого кандидата:
Следовательно, оптимальным решением является выбор Иванова и Сидорова. Задачи 1. Предприятие осуществляет выбор фирмы-производителя электронной техники, для последующей закупки нового оборудования, с целью повышения качества своей продукции. Экспертами были оценены шесть фирм по семи критериям
Критерии определяются следующим образом: -надежность (шкала 0-5); - финансовые затраты (тыс.руб.); -качество (шкала 0-5); - дизайн (шкала 0-5); - доступность (шкала 0-5); - стабильность работы (шкала 0-5); -количество видов выпускаемой продукции. Сопоставьте критерии (в случае несогласованности измените матрицу попарных сравнений). Рассчитайте весовые коэффициенты критериев, вычислите обобщенную метрику и выберите предпочтительный вариант. 2. Топ-менеджер крупной фирмы, работающей в сфере услуг, проанализировав работу менеджеров среднего звена, принял решение о необходимости совершенствования системы мотивации персонала с целью повышения качества системы обслуживания. Было выбрано 5 методов стимулирования, оцениваемых по критериям: - рост продаж (%); -простота реализации метода (шкала 0-5); - стоимость (тыс.руб.); - рост качества обслуживания (шкала 0-5). Сопоставьте критерии (в случае несогласованности измените матрицу попарных сравнений). Рассчитайте весовые коэффициенты критериев, вычислите обобщенную метрику и выберите оптимальный метод стимулирования менеджеров среднего звена.
3. Промышленное предприятие планирует модернизацию основных фондов, которая может заключаться в частичной и полной замене различных видов оборудования. Были разработаны критерии эффективности проектов модернизации: - финансовые затраты (тыс.руб.); - время реализации проекта (шкала 0-5); - фондоотдача оборудования (шкала 0-5); - повышение качества продукции (шкала 0-5); - доступность оборудования для закупки (шкала 0-5).
Сопоставьте критерии (в случае несогласованности измените матрицу попарных сравнений). Рассчитайте весовые коэффициенты критериев, вычислите обобщенную метрику и выберите предпочтительный вариант. 4. Промышленное предприятие по производству стройматериалов в связи с возросшей конкуренцией на рынке планирует модернизацию всего процесса производства. Основной целью является повышение конкурентоспособности (качества) выпускаемой продукции и расширение ассортимента. Группой аналитиков было разработано 5 проектов проведения модернизации предприятия, произведены оценки характеристик проектов и ожидаемая эффективность по следующим критериям: - срок осуществления проекта (месяцев); - процент работников, которым понадобится повышение квалификации (%); - процент увольняемых работников (%) ; - процент нанимаемых работников (%); - степень обновления оборудования (%); - суммарные финансовые затраты (тыс.руб.); - повышение качества продукции (%); - увеличение ассортимента (%). Сопоставьте характеристики проектов по важности, рассчитайте весовые коэффициенты критериев, вычислите обобщенную метрику и выберите оптимальный проект.
Основы теории управления |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |