Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действенность и эффективность журналистики




Аудитория

Неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ.

(Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001)

Совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации, отдельный журналист в своем произведении, и которые воспринимают обращенную к ним информацию.

  • Реальная аудитория - Аудитория конкретного средства массовой информации, постоянно обращающаяся к его материалам.
  • Потенциальная аудитория — та часть людей, которая еще не входит в реальную аудиторию, но может это сделать в результате соответствующих мер журналистского коллектива.
  • Расчетная или целевая аудитория — те, на кого специально рассчитано СМИ и кого оно стремится вовлечь в круг своих читателей, слушателей, зрителей.

(Источник: Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. Словарь. - Изд. 2-е, испр. И доп. - Екатеринбург: Урал. Гос. Ун-т, 2007. - 306 с.)

Характеристики аудитории (группы характеристик)

Чаще всего к первой группе характеристикаудитории относят качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы средств массовой информации. Среди них выделяются:

· социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т.д.)

· социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т.п.):

· среди широкого спектра потребностей человека зачастую отдельно выделяются информационные потребности (в числе их проявлений — информационные интересы, то есть субъективные склонности, стремления, пожелания, в которых эти потребности находят свое отражение).

Они пронизывают все другие виды потребностей индивида, но в то же время носят самостоятельный характер.

Конкретизирует сложившиеся интересы аудитории изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения. Результаты различных социологических исследований показывают, что знание, понимание и учет коммуникатором многоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории – один из основных факторов эффективной работы средств массовой информации в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.

Вторая специфическая группа признаков характеризует аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Так, к примеру, можно выделить следующие подгруппы признаков:

· Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации.

· Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ, связанные с фиксацией ее реального коммуникативного поведения.

Условно эти характеристики разделяются на два вида:

· Первый – это показатели владения тем или иным источником массовой информации (подписка на периодические издания или регулярность их приобретения, наличие теле-, радиоаппаратуры).

· Второй – признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления массовой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.).

· Характеристики отношения аудитории к материалам средств массовой информации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях и т.д. Среди них может быть рассмотрен самый широкий комплекс показателей, характеризующих как общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу, так и оценка их отдельных сторон, проявлений (к примеру, оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т.д.).

· Характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств массовой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.

· Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).

Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений средств массовой информации на сознание аудитории. При их помощи социологами, психологами, политологами (как правило, в ходе комплексного анализа деятельности не только СМИ, но и всей системы жизнедеятельности аудитории, образа жизни) фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрителей, слушателей, читателей.

(Источник: Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-Холдинг, 2003)

Классификация аудиторных групп по И. Дзялошинскому в рамках первой группы характеристик:

· Люди дела (бизнесмены). Цель получения информации: для того, чтобы соответствующим образом корректировать свою деятельность. Составляют около 5% от общей аудитории СМИ. Издания для деловых людей - «Эксперт», «Коммерсант», «Ведомости».

· Люди успеха. Наемные, квалифицированные работники. Цель получения информации: хотят преуспеть. Нужна информация, полезная для самосовершенствования в профессиональном плане. Составляют около 20% от общей аудитории СМИ.

· Люди выживания. Характерные черты: бедность, нелюбовь к любой работе. Они не винят себя в том, что живут так, как живут. Составляют около 75% от общей аудитории СМИ.

В числе виновных в своем неудовлетворительном положении считают:

· власть (кроме президента)

· бизнес

· приезжих

· Запад (в т.ч. США).

Как считает И. Дзялошинский, российская пресса очень точно воспроизводит страхи данной категории аудитории. И с учетом того, что в процентном соотношении данная аудиторная группа составляет большинство читательской аудитории, делает вывод о том, что российский читатель не воспринимает серьезную информацию.

Еще один вывод, который делает исследователь на основе предложенной классификации — чем больше деловых людей, чем больше квалифицированных работников — тем больше в обществе, в стране качественной прессы.

Эффективность — мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации.

Достигается при гармонизации отношений коммуникатора и аудитории.

КОММУНИКАТОР — лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе. (Источник: Стефанов С.И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, 2004.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...