Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация технического контроля




Технический контроль представляет собой комплексную функцию системы управления качеством, содержанием которой является оценка качества выпускаемой продукции и выработка регулирующих сигналов, способствующих устранению отклонений от запланированных показателей качества.

Контроль качества продукции осуществляется после того, как определены и зафиксированы в соответствующей нормативной документации основные требования к качеству и производственный процесс по выпуску данной продукции начинает функционировать.

В соответствии с этими положениями ГОСТ 15467—70 трактует контроль качества продукции как проверку соответствия показателей качества "продукции установленным в нормативно-технической документации требованиям. Важной задачей технического контроля качества является также предупреждение появления брака или дефектов.

К функциям технического контроля относятся:

контроль технической и нормативной документации и знаний этой документации исполнителями;

входной контроль материалов и комплектующих изделий, поступающих на предприятие;

контроль продукции в процессе производства: проверка первой детали, контроль деталей или изделий после основных операций испытанием готовых изделий, контрольными сборками и разборками изделий и т. д.;

инспекционный контроль производства;

контроль оборудования, технологической оснастки, измерительного и режущего инструмента, средств контроля и измерений;

контроль за соблюдением технологической дисциплины и наблюдение за процессами, определяющими качество изготовляемой продукции;

постоянный анализ состояния технологических процессов и уровня качества, характеристик и причин обнаруживаемых дефектов и выработка мер по устранению отклонений и неполадок;

контроль за выполнением мероприятий, рекомендаций и решений по вопросам качества продукции.

Процесс технического контроля качества на предприятии должен быть соответствующим образом организован. Под организацией технического контроля качества продукции следует понимать проектирование и практическую реализацию процессов контроля качества изделий и производственно-технических факторов, его определяющих, на всех этапах разработки и выпуска продукции. Организация технического контроля предполагает: проектирование процессов контроля качества продукции и технологических карт контроля; определение организационных форм осуществления контроля качества и формирование структуры органов, выполняющих контрольные функции; выбор и технико-экономическое обоснование методов и технических средств контроля; разработка методов анализа брака и дефектов; создание информационного обеспечения системы контроля; обеспечение взаимодействия-всех элементов контроля качества продукции; обучение кадров рациональным методам контроля.

Виды технического контроля. Вид контроля — это группировка контрольных операций по определенному признаку. В электротехнической промышленности выделяются следующие виды контроля.

По принадлежности к стадиям технологического процесса выделяются операционный и приемочный контроль. Операционный контроль качества продукции осуществляется во время выполнения или после завершения технологической операции. Приемочный контроль продукции призван оценить ее качество и дать заключение о пригодности и возможности поставки.

По своему назначению технический контроль делится на входной, производственный и инспекционный. Входной контроль — это контроль качества поступающей на предприятие продукции от поставщика и предназначенной для использования в производственном процессе. Производственный контроль осуществляется на стадиях производства продукции. Инспекционный контроль проводится специальными уполномоченными с целью проверки, эффективности ранее выполненных контрольных операций.

По методам контроля выделяются регистрационный и измерительный виды контроля, а также технический осмотр. Измерительный контроль осуществляется с применением средств измерений, а регистрационный — путем регистрации значений и контролируемых параметров продукции. Технический осмотр — это контроль параметров с помощью органов чувств, номенклатура которых устанавливается соответствующей документацией.

По степени непрерывности выделяется непрерывный контроль, при котором информация о контролируемых параметрах поступает непрерывно, и периодический контроль, когда информация поступает через установленные, интервалы времени.

Технический контроль качества производится на основе специальных контрольных карт. Технический контроль является неотъемлемой частью технологического процесса изготовления конкретных видов продукции. По существующему положению процессы контроля разрабатываются работниками технологических служб предприятия с участием представителей службы контроля. Правила оформления технологических документов на испытания и контроль определены группой стандартов Единой системы технологической подготовки производства — «Основное производство. Правила оформления технологических документов на испытания и контроль». Карты технического контроля регламентируют последовательность, объем, точность контроля и устанавливают характер технологического оснащения, методы, выборочность и исполнителей контрольных операций.

Технология контроля должна в полной мере отражать современные методы и средства контроля качества, обеспечивать рост производительности труда работников контрольного аппарата и соответствующую надежность и долговечность результатов контроля.

На предприятиях отрасли широко внедряются механизация и автоматизация контроля и испытаний путем применения высокопроизводительных автоматических стендов и приборов, автоматизации разбраковки и сортировки деталей, оснащения контрольно-измерительными устройствами технологического оборудования.

Важное значение приобретает внедрение средств активного контроля, при котором возникает возможность по результатам измерений внести коррективы и устранить возникающие в ходе технологического процесса отклонения. В этом случае специальные устройства позволяют контролировать и поддерживать качество изделий в процессе их изготовления, например, применение лазерных устройств для определения качества поверхности при обработке деталей, акустических приборов для получения заключения о качестве электродвигателей по спектру шума двигателей.

Перспективным средством, автоматизации контрольных операций и анализа состояния технологических процессов является электронно-вычислительная техника. ЭВМ, получая информацию о состоянии технологических процессов и качества продукции от специальных датчиков, проводит анализ этой информации, сравнивает ее с нормативом и, если режим процессов или показатели качества не соответствуют принятым критериям, вырабатывает корректирующие сигналы.

Учет и анализ брака. Учет и анализ брака необходимы для разработки мер по улучшению качества продукции и повышения ответственности работающих за выпуск качественной продукции.

Детали или изделия, соответствующие по всем своим параметрам требованиям технической документации, называются годными изделиями. Если те или иные параметры изготавливаемой продукции выходят за рамки предусмотренных в документации допусков, то такие изделия считаются дефектными. Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Браком же является дефектная единица продукции, т. е. изделие, имеющее хотя бы один дефект.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором — исправления производить технически невозможно или экономически нецелесообразно.

В процессе анализа устанавливается виновник брака: наладчик или рабочий, конструктор или технолог, администрация и т. д. Выявляются причины брака. Ими могут быть нарушения технологического процесса, ошибки в технической документации, неисправное оборудование или измерительные приборы, некачественные исходные материалы, недостаточная квалификация рабочих и т. д.

Анализ брака завершается выработкой мероприятий по устранению причин, влекущих его появление.

Структура службы качества. Реализация функций контроля качества продукции предполагает создание в объединениях и на предприятиях специальной службы — отдела или управления технического контроля. Она включает в себя комплекс подразделений, обеспечивающих протекание процессов контроля всех элементов производства и выработку регулирующих воздействий.

Отдел или управление технического контроля предприятия (объединения) возглавляет его начальник, который подчиняется непосредственно генеральному директору объединения или директору предприятия. Служба контроля качества независима от других подразделений в вопросах определения качества. Все работники цехов и других подразделений, занятые техническим контролем качества, входят в состав отдела или управления технического контроля и работают под руководством его начальника. Численность и состав службы зависят от масштабов производства, характера выпускаемой продукции, принятой системы управления.

Главными задачами службы технического контроля являются предотвращение выпуска (поставок) продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. Предприятие (объединение) может реализовывать лишь продукцию, принятую органами технического контроля.

Отдел технического контроля обеспечивает развитие и совершенствование системы контроля, ведет систематическую работу по устранению причин выпуска продукции низкого качества, внедряет прогрессивные методы и средства контроля, осуществляет входной контроль, операционный и приемочный виды контроля, проверяет качество и состояние технологического оборудования и инструмента, ведет учет и анализ брака, участвует в подготовке продукции к аттестации, осуществляет выборочный контроль соблюдения технологической дисциплины, разрабатывает предложения о повышении требований к качеству выпускаемой продукции и совершенствовании нормативно-технической документации.

В составе службы технического контроля в объединениях и на предприятиях электротехнической промышленности функционирует отдел (бюро) надежности, который призван обеспечить методическое и организационно-техническое руководство деятельностью всех подразделений, направленное на повышение надежности как вновь разрабатываемых, так и выпускаемых изделий. Основными задачами отдела или бюро надежности являются: установление критериев и количественных показателей надежности изделий; разработка методических и нормативных документов по вопросам надежности; изучение причин, влияющих на надежность и долговечность изделий, и разработка конкретных рекомендаций, направленных на повышение надежности; координация деятельности всех исполнителей, привлекаемых к работе по повышению надежности и долговечности изделий.

Руководство контрольно-измерительным хозяйством на предприятиях отрасли осуществляет метрологический отдел (лаборатория), который определяет потребности в измерительной технике, организует проверку измерительных приборов, контролирует состояние и применение средств измерений и действующих стандартов, участвует в анализе качества продукции и причин возникновения брака.

Новой формой технического контроля стала государственная вневедомственная приемка продукции, которая введена с 1 января 1987 г. в объединениях и на предприятиях, выпускающих важнейшую народнохозяйственную продукцию, а также товары народного потребления. Органы государственной приемки созданы в системе Госстандарта СССР.

Представители государственной приемки осуществляют контроль качества и приемку продукции на любых стадиях ее изготовления, причем принимаются только те изделия, которые проверены техническим контролем предприятия. Введение государственной приемки повышает ответственность технического контроля, способствует более эффективной проверке качества поступающих материалов и комплектующих изделий, улучшению состояния нормативно-технической документации и метрологического обеспечения производства, укреплению технологической дисциплины.

Деятельность государственной приемки не снимает с руководителей предприятий и объединений ответственности за обеспечение надлежащего качества выпускаемой продукции. Она побуждает их совершенствовать производство, повышать роль технического контроля.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР (от 21 мая 1986 г. № 540) «О мерах по коренному повышению качества продукции» руководителям министерств и ведомств, объединений и предприятий поручено пересмотреть деятельность служб технического контроля, усилить их роль в повышении качества продукции. Выдвинуты задачи по обеспечению всемерной поддержки служб технического контроля в работе, направленной на выявление и предотвращение брака и нарушений технологической дисциплины; по повышению в трудовых коллективах авторитета контрольного аппарата и укреплению службы технического контроля высококвалифицированными, принципиальными и требовательными работниками; по повышению оснащенности их труда современными средствами контроля и испытаний.

Руководителям служб технического контроля предоставлено право при нарушениях технологического процесса или несоответствии продукции установленным требованиям прекращать приемочный контроль и приостанавливать отправку готовой продукции потребителям до принятия мер по устранению недостатков.

Изменена система оплаты труда и стимулирования работников служб технического контроля. Единственным критерием оценки труда работников этих служб является качество выпускаемой продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...