Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие по теме




«Развитие сферы услуг как приоритет развития

Муниципальной экономической политики»

 

Деловая игра «Развитие сферы услуг как приоритет развития муниципальной экономической политики»

Цель деловой игры: Изучение возможностей освобождения ОМС от выполнения хозяйственных функций за счет привлечения к этой деятельности частных предпринимательских структур.             

Содержательный анализ вопросов местного значения показывает, что боль­шинство из них связано с обеспечением производства на территории МО большого спектра услуг населению. В связи с этим представляется, что ОМС на муниципальных от­раслевых рынках должны решать следующие задачи:

1) формирование муниципальных отраслевых рынков услуг;

2) выявление провалов на муниципальных отраслевых рынках услуг и их преодоление;

3) развитие муниципальных отраслевых рынков услуг.

В большинстве случаев многие муниципальные отраслевые рынки уже функцио­нируют. Поэтому, речь идет не столько о формировании муниципального отраслевого рынка, сколько о поддержании на нём рав­новесия (выявление и устранение провалов), а также о развитии рынков.

Представляется целесообразным выделять два уровня участия ОМС  в формировании и развитии муниципаль­ных отраслевых рынков услуг.

Первый уровень участия, выражается в термине «организация», и можно предполо­жить, что ОМС могут только упорядочивать деятельность самостоятельных немуниципальных хозяйствующих субъектов - производителей услуг (например, устанавли­вать «правила поведения»).

Второй уровень участия местного самоуправления, выражается в терминах «обеспечение условий», «создание условий». Очевидно, что главной обязанностью местного самоуправления в этом случае является установление правовых условий деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку только данные органы власти наделены полномочиями и могут устанавливать такие общеобязательные пра­вила по вопросам местного значения. Кроме того, ОМС могут создавать и другие условия для деятельности хозяйствующих субъектов, а именно: финансовые, материально-технические, информационные и т.д. Это означает, что само население непосредственно (физические и (или) юридические лица) должно производить следующие виды услуг:

• услуги связи;

• услуги торговли и общественного питания;

• услуги бытового обслуживания;

• услуги организаций культуры (за исключением библиотечных ус­луг);

• транспортные услуги;

• услуги в сфере досуга и массового отдыха.

Подтверждением сказанного являются и нормы ст. 50 закона 131-ФЗ, в соответствии с которым муниципалитет не может иметь имуще­ство, предназначенное для производства услуг связи, услуг торговли, бы­тового обслуживания, общественного питания и др. Это означает, что фактически законом наложен запрет на участие ОМС в производстве перечисленных выше услуг.

Необходимо:

1. Составить подгруппы из студентов по 3-4 человека и выбрать каждой подгруппе муниципальное образование.

2. Пользуясь картосхемами Республики Башкортостан и муниципальных районов и изучив ресурсную базу выбранного муниципального образования, его местоположение, определить в соответствии с ресурсным потенциалом его сильные и слабые стороны.

3. Дать оценку социально-экономического состояния муниципального образования.

4. Представить предложения по развитию предпринимательства  в муниципальном образовании.

5. Особо отметить, какие виды предпринимательской деятельности позволят муниципальному образованию успешно решить вопросы местного значения. 

Продолжительность игры 4 часа, в том числе:

10 мин. – постановка задачи и определение муниципальных районов, включаемых в игру;

50 мин. – составление ресурсной характеристики муниципальных районов;

90 мин. – разработка муниципальной экономической политики по выполнению вопросов местного значения частными предпринимателями;

90 мин. – обсуждение программ муниципальных районов.

 

Рекомендуемая литература: 1, 8, 9.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и метод дисциплины. Задачи курса. Взаимосвязь с другими дисциплинами.

2. Муниципальное управление и муниципальное хозяйствование.

3. Соотношение понятий местное сообщество и муниципальное хозяйство. Муниципальная экономика и модели местного хозяйства.

4. Экономические функции местного самоуправления.

5. Развернутое определение и основные признаки местного сообщества.

6. Основные факторы, определяющие особенности муниципального хозяйства.

7. Основные экономические субъекты местного хозяйства.

8. Характеристика домашнего хозяйства.

9. Характеристика предпринимательского сектора.

10. Характеристика органов местного самоуправления как местного правительства.

11. Ресурсы муниципального образования.

12. Экономическое развитие местного сообщества: современное понятие развития.

13. Простейшая модель местной экономики.

14. Роль муниципального заказа в экономике муниципального образования.

15. Процесс формирования и исполнения муниципального заказа.

16. Способы размещения муниципального заказа.

17. Местный рынок труда: общая характеристика.

18. Факторы, воздействующие на рынок труда.

19. Сегментация рынков рабочей силы.

20. Возможные инструменты местной политики на рынке труда.

21. Местные рынки жилья.

22. Местный рынок капитала.

23. Структура рынка капитала в местном сообществе.

24. Характеристика муниципального имущества.

25. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом.

26. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью.

27. Муниципальная собственность на земли поселений.

28. Муниципальное регулирование природопользования и недропользования.

29. Конкуренция муниципального и частного секторов экономики.

30. Проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями.

31. Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий.

32. Управление муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями.

33. Составляющие муниципальной экономической политики.

34. Инструменты развития инвестиционной привлекательности и активности местного сообщества.

35. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

36. Муниципальная финансовая политика.

37. Муниципальная промышленная политика

5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

      Контрольная работа – самостоятельное учебно-практическое исследование одного из актуальных вопросов изучаемой дисциплины. Написание контрольной работы позволяет слушателю углубить свои знания, получить опыт самостоятельного письменного изложения изучаемого вопроса.

    Тема контрольной работы выбирается слушателем самостоятельно с учетом актуальности и времени, отводимого на ее изучение.

    Контрольная работа должна состоять их титульного листа, плана, введения, основного текста, заключения (выводов) и списка использованной литературы.

    Объем контрольной работы составляет 15-20 страниц печатного текста.

        

Темы контрольных работ

1. Характеристика предпринимательского сектора как одного из экономических субъектов местного хозяйства (на примере города или района).

2. Характеристика домашнего хозяйства как одного из экономических субъектов местного хозяйства.

3. Экономические функции местного хозяйства.

4. Современное понятие развития местного сообщества.

5. Основные элементы и типы политики экономического развития.

6. Структура и содержание понятия ресурсов муниципального образования.

7. Муниципальная экономика и модели местного хозяйства.

8. Местный рынок труда: общая характеристика.

9. Местная политика на рынке труда.

10. Проблемы становления рынка жилья в России.

11. Местные рынки жилья: общая характеристика, структура и специфика рынка жилья.

12. Местные рынки капитала: структура, механизм функционирования.

13. Муниципальная собственность как ресурс муниципального образования

14. Использование муниципальной собственности

15. Состав и правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов.

16. Проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями.

17. Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий.

18. Управление муниципальными казенными предприятиями.

19. Управление муниципальными учреждениями.

20. Операции с муниципальным имуществом.

21. Инструменты развития инвестиционной привлекательности и активности местного сообщества.

22. Составляющие муниципальной экономической политики.

23. Инструменты стимулирования подвижности капитала в местном сообществе.

24. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

25. Основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием.

 

6. Тестовые задания для самостоятельной

Работы студентов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...