Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 7. Эффективное развитие муниципального хозяйства
План: 1. Возможность регулирования муниципальной экономики. 2. Понятие комплексного СЭР МО. 3. Разработка и механизм управления программами СЭР МО.
Современная муниципальная экономика - это регулируемая экономика. Основной целью ее регулирования является обеспечение динамичного развития местного сообщества. Приоритеты и конкретные инструменты регулирования муниципальной экономики закрепляются в рамках различных программных документов, разрабатываемых ОМС: программ СЭР МО, инвестиционных программ, программ поддержки малого и среднего бизнеса и т. п. Возглавляет систему управления (регулирования) муниципальной экономики глава МО. Сегодня традиционная форма регулирования СЭР МО в значительной мере устарела. Решения о применении тех или иных экономических регуляторов должны приниматься на инновационной основе с учетом мнения предпринимательских кругов МО. Понятие СЭР не может быть применено к каждому МО, хотя в соответствии с ФЗ № 131 комплексное СЭР МО отнесено к полномочиям ОМС. Не каждое МО может реально осуществлять самостоятельное СЭР. Неспособность того или иного МО в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное СЭР объясняется тем, что за прошедший период не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего МО. Под комплексным СЭР МО понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории МО — с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. Под управлением комплексным СЭР МО понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами развития всех сфер жизнедеятельности МО. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону. В каждом МО управление развитием в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач может быть организовано по-разному, но имеются некоторые общие для всех особенности этого процесса. Общая принципиальная особенность процесса управления развитием МО — его цикличность. Главными факторами цикличности указанного процесса являются: бюджетный процесс; период полномочий ОМС; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности. Система муниципального управления СЭР может быть представлена в виде обобщенной модели, включающей в себя субъекты, объекты, цели, задачи, технологию и процедуры управления. Субъектом муниципального управления в системе управления СЭР выступает население МО - местное сообщество, передающее часть функций и полномочий ОМС и в этом случае выступающее уже в роли субъекта управления социально-экономическим развитием МО. На развитие МО влияют и иные реальные экономические и политические силы, которые наряду с ОМС могут рассматриваться в качестве субъектов управления социально-экономическим развитием МО: органы государственной власти РФ и соответствующего ее субъекта; ОМС соседних МО — они могут быть косвенными субъектами, реально оказывающими влияние на развитие МО; не являющаяся официальной промышленная, финансовая или духовная элита — также может выступать в качестве косвенного субъекта МУ. Объектами муниципального управления являются многообразные социально-экономические процессы. Главная задача муниципальных органов управления в области планового регулирования развития территории состоит в разработке и реализации местной социально-экономической политики, учитывающей специфику МО и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в РФ. Субъектом процесса планового развития МО являются муниципальные властные структуры. Объект планирования можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле — это объекты муниципальной собственности и мероприятия, финансируемые из бюджета. В широком смысле - вся социально-экономическая сфера МО. Основным документом, содержащим изложение стратегии СЭР МО, принято считать концепцию, под которой понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. В структуре концепции СЭР МО можно выделить следующие основные разделы: 1) стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации; 2) стратегические цели и приоритеты СЭР; 3) основные направления реализации стратегических целей, включающие в себя четыре основных подраздела — по социальной, экологической, экономической и градостроительной сферам МО; 4) механизм реализации концепции СЭР, в том числе, во-первых, возможности и виды государственной поддержки выполнения намеченной стратегии; во-вторых, источники финансирования реализации намеченной стратегии; в-третьих, вопросы модернизации МУ. Уточнение и конкретизацию основных положений концепции развития МО можно считать специфической формой стратегического плана развития МО. Основные принципы и условия формирования комплексной программы СЭР МО предусматривают социальную направленность целевых ориентиров; преемственность; управляемость процесса разработки проекта программы; гласность и открытость хода и результатов работ по формированию программы; достаточный профессионализм разработчиков и научная обоснованность результатов. Процесс формирования комплексной программы социально-экономического развития МО представляет собой совокупность последовательно выполняемых этапов: организационно-подготовительная работа; формирование и анализ информационной базы; разработка проекта программы; согласование и утверждение программы. В самом общем виде структура программы выглядит следующим образом: · вводный раздел; · раздел «повышение качества жизни населения»; · раздел «основные направления развития и реформирования экономики»; · раздел «развитие системы местного самоуправления». Целевая комплексная программа СЭР МО - это адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Эта программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов. Программа развития МО позволяет, во-первых, увязать действия участников производственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности; во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. Вследствие этого разработка комплексных программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетания отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории МО. Следует отметить, что программы взаимосвязаны между робой. Основное содержание долгосрочной программы составляет наиболее значимая цель, а также характеристики комплекса мероприятий, ресурсов, используемых для ее достижения. Разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного плана-прогноза, а программы выступают как предплановые документы. Целевая программа МО не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |