Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Эффективное развитие муниципального хозяйства




План:

1. Возможность регулирования муниципальной экономики.

2. Понятие комплексного СЭР МО.

3. Разработка и механизм управления программами СЭР МО.

     

Современная муниципальная экономика - это регулируемая экономика. Основной целью ее регулирования является обеспече­ние динамичного развития местного сообщества. Приоритеты и конкретные инструменты регулирования муниципальной экономики закрепляются в рамках различных про­граммных документов, разрабатываемых ОМС: программ СЭР МО, инвестиционных программ, программ поддержки малого и среднего бизнеса и т. п.

Возглавляет систему управления (регулирования) муниципальной экономики глава МО.

Сегодня традиционная форма регулирования СЭР МО в значительной мере устарела. Решения о применении тех или иных экономических регуляторов должны приниматься на инноваци­онной основе с учетом мнения предпринимательских кругов МО.

Понятие СЭР не может быть при­менено к каждому МО, хотя в соответствии с ФЗ № 131  комплексное СЭР МО  отнесено к полномочиям ОМС. Не каждое МО может реально осуществлять самостоятельное СЭР. Неспособность того или иного МО в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное СЭР объясняется тем, что за прошедший период не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего МО.

Под комплексным СЭР МО понимается управляемый про­цесс изменений в различных областях жизни, направленный на дости­жение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории МО — с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уров­нем удовлетворения коллективных потребностей населения и интере­сов государства.

Под управлением комплексным СЭР МО понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами развития всех сфер жизнедеятельности МО. Такое управление проводится в соответ­ствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону.

В каждом МО управление развитием в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач может быть организовано по-разному, но имеются некоторые общие для всех особенности этого процесса. Общая принципиальная особенность процесса управления развитием МО — его цикличность. Главными факторами цикличности ука­занного процесса являются: бюджетный процесс; период полномочий ОМС; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности.

Система муниципального управления СЭР может быть представлена в виде обобщенной модели, включающей в себя субъекты, объекты, цели, задачи, технологию и процедуры управления. Субъектом муниципального управления в системе управления СЭР выступает население МО - местное сообщество, передающее часть функций и полномочий ОМС и в этом случае выступающее уже в роли субъекта управления социально-экономическим развитием МО.

На развитие МО влияют и иные реаль­ные экономические и политические силы, которые наряду с ОМС могут рассматриваться в качестве субъектов управления социально-экономическим развитием МО: органы государственной власти РФ и соот­ветствующего ее субъекта; ОМС соседних МО — они могут быть косвенными субъектами, реально оказываю­щими влияние на развитие МО; не являющаяся официальной промышленная, финансовая или духовная элита — также может выступать в качестве косвенного субъекта МУ.

Объектами муниципального управления являются многообразные социально-экономические процессы.

Главная задача муниципальных органов управле­ния в области планового регулирования развития территории состоит в разработке и реализации местной социально-экономической полити­ки, учитывающей специфику МО и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в РФ. Субъектом процесса планового развития МО являются муниципальные властные структуры. Объект планирования можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле — это объекты муниципальной собственности и мероприятия, финансируемые из бюджета. В широком смысле - вся социально-экономическая сфера МО.

Основным документом, содержащим изложение стратегии СЭР МО, приня­то считать концепцию, под которой понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической поли­тики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

В структуре концепции СЭР МО можно выделить следующие основные разделы:

1)  стартовые условия и оценка исходной социально-экономиче­ской ситуации;

2)  стратегические цели и приоритеты СЭР;

3)  основные направления реализации стратегических целей, вклю­чающие в себя четыре основных подраздела — по социальной, экологической, экономической и градостроительной сферам МО;

4) механизм реализации концепции СЭР, в том числе, во-первых, возможности и виды государствен­ной поддержки выполнения намеченной стратегии; во-вторых, источ­ники финансирования реализации намеченной стратегии; в-третьих, вопросы модернизации МУ.

Уточнение и конкретизацию основных положений концепции раз­вития МО можно считать специфической формой стратегического плана развития МО.

Основные принципы и условия формирования комплексной програм­мы СЭР МО пре­дусматривают социальную направленность целевых ориентиров; преемственность; управляемость процесса разработки проекта программы; гласность и открытость хода и результатов работ по формирова­нию программы; достаточный профессионализм разработчиков и научная обосно­ванность результатов.

Процесс формирования комплексной программы социально-экономи­ческого развития МО представляет собой совокупность последовательно выполняемых этапов: организационно-подготовительная работа; формирование и анализ информационной базы;  разработка проекта программы; согласование и утверждение программы.

В самом общем виде структура программы выглядит следующим образом:

· вводный раздел;

· раздел «повышение качества жизни населения»;

· раздел «основные направления развития и реформирования экономики»;

· раздел «развитие системы местного самоуправления».     

Целевая комплексная программа СЭР МО - это адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам за­вершения полный комплекс научно-исследовательских, соци­альных, экономических, организационно-хозяйственных, произ­водственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Эта программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

Программа развития МО позволяет, во-первых, увязать действия участников производственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности; во-вто­рых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, не­обходимые для достижения поставленной цели. Вследствие этого разработка комплексных программ направ­лена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетания отрасле­вого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории МО.

Следует отметить, что программы взаимосвязаны между ро­бой.

Основное содержание долгосрочной программы составляет наи­более значимая цель, а также характеристики комплекса меро­приятий, ресурсов, используемых для ее достижения.

Разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом ком­плексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного плана-прогноза, а программы выс­тупают как предплановые документы. Целевая программа МО не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государ­ственных ресурсов. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...