Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Муниципальной экономики, ее основные субъекты




План:

1. Муниципальное хозяйство, его сущность, основные функции и механизм действия в рыночных условиях.

2. Структура муниципального хозяйства.

3. Взаимодействие между экономическими субъектами как рынки факторов производства и потребительских товаров и услуг.

4. Простейшая модель муниципальной экономики.

Местное хозяйство рассматривается как экономическая деятельность местного сообщества, связанная с достижением основных целей муниципального управления, а местное сообщество выступает как принимающая решения экономическая единица.

Понятие «местное хозяйство» учитывает: пространственную характеристику; специфику местного рынка; границы хозяйственных действий; ресурсный потенциал и имущество предприятий различных форм собственности и социально-культурные ресурсы.

 Местное хозяйство – это, прежде всего, хозяйственная деятельность – процесс, связанный с преобразованием материальной среды, это взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, органов местного самоуправления на основе общности социальных и экономических интересов, исторически сложившегося единого пространства со специфической комбинацией факторов производства, достаточных для осуществления хозяйственной деятельности и обеспечивающих для данной общности занятость и доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах.

Существуют различные точки зрения по поводу сущности местного хозяйства, но в целом местное хозяйство в современной российской научной литературе трактуется, прежде всего, как совокупность предприятий и учреждений  на территории МО. При этом акцент делается на том, что предприятия и учреждения выступают объектом управления со стороны ОМС в определенных законом формах.

Местное хозяйство имеет целью решение вопросов местного значения. Результатами такой деятельности пользуются все жители МО, они выступают «заказчиками» услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий ОМС.      

Понятие «местное сообщество» определяет, кто является главным действующим субъектом в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития.

Экономический подход к деятельности местного хозяйства требует изучения взаимосвязи различных секторов экономики, домохозяйств и предприятий, профессионального состава населения и структуры рабочих мест, источников, распределения и динамики доходов, ресурсов, которыми располагает сообщество. Изучение местного сообщества и местного хозяйства предполагает комплексный анализ.

Местное хозяйство рассматривается 1) как основной элемент национальной и региональной экономики, 2) как самостоятельное, «единичное» экономическое пространство по нескольким причинам. Во-первых, взаимодействие между субъектами местного хозяйства принимает форму непосредственно-личностного контакта. Во-вторых, из-за несовпадения национальных экономических интересов и мотивов поведения организаций с потребностями и интересами местных сообществ. Местные сообщества должны использовать имеющиеся человеческие, природные, социальные ресурсы для создания самостоятельной экономической системы, ориентированной на решение местных проблем. В-третьих, роль ОМС существенно отличается от роли государственных структур. В рыночной экономике ОМС по своему экономическому поведению ближе к правлению акционерного общества, чем к административному органу власти.

Местное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий ОМС. Исходя из этого, можно выделить три элемента в системе местного хозяйства: ОМС, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории МО; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности; предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности и строящие свои взаимоотношения с ОМС на договорной основе.

 Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, ОМС, а также представительства от местного населения в виде общественных или профессиональных организаций. Цель местного хозяйства – благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.

Таким образом, местное хозяйство – это, прежде всего, взаимодействие между его тремя основными субъектами, которыми являются домохозяйства, предприниматели и ОМС.

Местное хозяйство в отличие от муниципального включает в свой состав домохозяйства. Под домашними хозяйствами понимают конечных потребителей национального продукта.

В российской экономике домохозяйства не стали еще реальным экономическим субъектом рыночных отношений. Они выглядят скорее как объект воздействия, а не полноправный субъект экономической деятельности, хотя и оказывают решающее воздействие  на развитие сферы материальных услуг (коммунально-бытовых, транспортных, общественного питания и т. д.) территории. Другими словами, домохозяйство является не только потребителем производимых в местном сообществе товаров и услуг, но и главным субъектом отношений, определяющим само существование и движение муниципальной экономики.

    К предпринимательскому сектору относят всех тех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. Для МО развитие малого предпринимательства имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Основную категорию налогоплательщиков в условиях рынка составляют представители частного бизнеса. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет.

Малое предпринимательство наиболее приближено к конкретным локальным территориям. Поэтому стимулирование именно этой формы бизнеса выступает сегодня на первые позиции муниципальной экономической политики.

Муниципальное предпринимательство представляет собой совокупность разнообразных форм финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления посредством создания дохода или экономии бюджетных средств.

Муниципальное регулирование развития предпринимательства может осуществляться в двух формах: экономической и административной.

Для местного сообщества важно оценить не столько эффек­тивность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнеспособности сообщества в целом.

Вопрос о роли органов местного самоуправления как субъекта экономической деятельности представляется довольно сложным. Во-первых, местное пра­вительство - ОМС многолико. Его роль выходит далеко за рамки хозяйственной деятельности.  Во-вторых, существуют раз­личные варианты распределения функций общественного уп­равления между уровнями власти. Круг функций, которые могут брать на себя ОМС,  можно объединить в три основные группы, характе­ризующие роль органов местного самоуправления: выполняет функцию контроля за соблюдением законности и порядка в местном сообществе; предоставляет услуги населению; представляет интересы сообщества. Первая функция связана с деятельностью правоохранитель­ных органов. В этой функ­ции ОМС выступает как часть общей государ­ственной системы. Вторая и третья функции связаны непосредственно с дея­тельностью в интересах местного сообщества.

Взаимосвязи между экономическими субъектами осуществля­ются с помощью рынков факторов производства и потреби­тельских товаров в виде вещественных и денежных потоков. Домохозяйства, которые в рыночной экономике непо­средственно или косвенно (через находящиеся в их собствен­ности предприятия) владеют всеми экономическими ресурса­ми, поставляют эти ресурсы предприятиям.    Предприятия предъявляют спрос на ресурсы, поскольку последние служат средством, с помощью которых они произ­водят товары и услуги. Платежи, производимые предприятия­ми, покупающими ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий. Одновременно для домохозяйств, поставляющих ресурсы, они становятся различными формами доходов: зара­ботной платой, рентой, процентом или прибылью, дивиден­дом — и им также необходима эта информация.

Денежный доход, полученный домохозяйствами от продажи ресурсов, расходуется на приобрете­ние различных товаров и услуг. Расходование полученных доходов представляется как спрос домохозяйств на рынке потребительских товаров и услуг. Одновременно предприятия соединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. С точки зрения предприятий поток потребительских расходов на товары и ус­луги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих то­варов и услуг. Органы местного самоуправления принимают решения о приобретении общественных благ, т. е.  определяют объем ресурсов, которые необходи­мо перераспределить в целях удовлетворения общественных потребностей либо на уровне государства, либо на местном уровне. Ресурсы перераспределяются через налоги, которые тем самым изымают часть доходов из рыночного оборота, умень­шая покупательную способность в частном секторе. Затем ОМС, расходуя налоговые поступления в соответствии с принятой системой поуровневого разграничения полномочий, направляют эти ресурсы в сферу общественных благ и услуг.

  В рыночной экономике государство не регламентирует количество и виды услуг, передаваемых местному уровню уп­равления. ОМС в значительной степени сами оп­ределяют собственные расходы и распределяют доходы так, как считают нужным. В таких случаях центральная власть сосредоточивается на вопросах общегосударственной важности, которые может разрешить только государство.

Простейшая модель местной экономики иллюстрирует современный подход к описанию местной экономики как единичного хозяйства, которое, как и любая организа­ция, имеет внутреннюю и внешнюю среду. При этом возможности воздействия местного сообщества на вне­шнюю среду ограниченны, а главные источники и импульсы разви­тия находятся внутри сообщества.

В рыночной экономике местные хозяйства связаны друг с другом отношениями конкуренции. Смысл экономической деятельности мест­ного сообщества заключается в эффективном использовании местных ресурсов и преимуществ в конкуренции с другими сообществами с целью более полного удовлетворения потреб­ностей населения.

 

Рекомендуемая литература: 1, 4, 8, 9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 582.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...