Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Муниципальная экономическая политика




 

План:

1. Сущность и содержание муниципальной экономической политики.

2. Структурная политика на муниципальном уровне.

3. Особенности местной инвестиционной политики.

4. Политика в области поддержки предпринимательства.

 

Успех реформирования и развития местной экономики опреде­ляется приоритетами и степенью обоснованности муниципальной экономической политики.

Муниципальная экономическая политика - это система прин­ципов, методов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, направленная на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики местного сообщества, позво­ляющего создать качественные и комфортные условия прожива­ния населения на определенной территории.

Управление экономическими процессами на территории МО требует использования различных методов прямого и косвенного воз­действия на объекты управления:

¨ административные: прямое управление (по отношению к муниципальным хозяйствующим субъектам); лицензирование отдельных видов деятельности; квотирование;

¨ экономические: договорные отношения с немуниципальными хозяйствующими субъектами; муниципальный заказ; налоговые льготы; цены и тарифы; ставки земельного налога и арендной платы.

Экономическая политика МО зависит от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа МО, соци­ально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспо­собной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации на­правлений и методов экономической политики МО служит одним из важнейших условий его развития.

Муниципальная экономическая политика - это системное яв­ление. Ее важнейшими составными элементами являются «ло­кальные» экономические политики, в числе которых: структурная политика, инвестиционная политика, финансовая политика, политика в области поддержки предпринимательства и др.

Местную структурную политику можно определить как систему целей преобразования структуры экономики и способов их дости­жения, разработка и реализация которых ведется местным сооб­ществом и формируемыми им ОМС.

 Главный целевой ориентир структурных преобразований эко­номики МО состоит в рационализации ее структуры, достижении сбалансированности развития всех сфер жизнедеятельности территории и, как следствие, повышении благосостояния населения.     

Сегодня для ОМС более ак­туально перенести основной упор на стимулирование различных видов малого предпринимательства, которые в современных усло­виях могут составить достойную альтернативу промышленному развитию прошлых лет.

Местная инвестиционная политика - это целенаправленная научно обоснованная деятельность ОМС по привлечению и эффективному использованию различно­го рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплек­сного СЭР МО, улучшения качества и уровня жизни населения, образу­ющего местное сообщество.

Важнейшим условием практического воплощения муниципаль­ной политики в сфере инвестиций является создание действенного механизма ее реализации. Инвестиции — это ресурс. Как всякий производственный ре­сурс, они ограничены. Ограниченность же, как правило, порож­дает конкуренцию. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе за инвестиции, МО необходимо иметь определенные конкурентные преимущества. Создание таких преимуществ является первейшей задачей привлечения на террито­рию стороннего капитала.

Результативность работы по формированию конкурентных преимуществ территории определяет инвестиционную привлека­тельность конкретного МО. Инвести­ционная привлекательность — это основной критерий, которым руководствуются инвесторы при принятии решений о вложении своих капиталов в эко­номику того или иного МО.

Сущность муниципальной финансовой политики можно опре­делить как целенаправленную научно обоснованную деятельность ОМС по созданию на основе эффек­тивного использования социально-экономического потенциала территории финансовой базы, достаточной для решения проблем СЭР МО, рациональному использованию собственных и привлеченных финансовых ресурсов в интересах его населения.

В современной России муниципальные финансы являются од­ной из самых проблемных составляющих системы местного самоуправления. Доходная база подавляющего большинства местных бюджетов не соответствует даже минимально необходимым рас­ходам. Исходя из этого, местная финансовая политика должна пре­дусматривать широкий спектр мер, направленных на укрепление местных бюджетов.

Первоначальная задача в этой области - увеличение доли собственных доходов МО. В современных кризисных условиях России решению этой проблемы могло бы способствовать частичное перераспределение некоторых налого­вых источников между уровнями власти в пользу ОМС, а также закрепление за местными бюдже­тами на постоянной основе отчислений от регулирующих дохо­дов, стабильно поступающих в территории.

Помимо решения данной задачи, необходимо обратить внима­ние на систему финансовой помощи ОМС. Необходимы новые подходы к перераспределению финансовых средств внутри субъекта Федерации.

Кроме того, ОМС следует активизировать деятельность в направлении поиска новых, нетрадиционных источников формирования мест­ных бюджетов.

Развитие предпринимательства - один из ключевых элементов проводимой экономической реформы. Комплекс мер по стимулированию предпринимательской ак­тивности в МО достаточно разнообра­зен.

Основные формы и методы поддержки малого предпринимательства со сторо­ны местных органов: содействие объединению малых предприятий и фирм в производственные сети; участие в учреждении местных фондов поддержки малого бизнеса, страховых и залоговых фондов; установление налоговых льгот; организация конкурсов бизнес-планов по решению местных задач с последующей выдачей муниципального заказа; развитие систем взаимного и ипотечного кредитования; создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству и др.    

Успех сотрудничества муниципальных и частных предприятий в сфере предоставления услуг зависит от успешной работы обеих сторон. Основная задача партнеров состоит в повышении качества услуг при сохранении контроля и ответственности за местными органами.

На территории МО функционирует множество нему­ниципальных хозяйствующих субъектов, которые имеют свои цели и задачи и за­интересованы в использовании ресурсов территории для их реализации. Со своей стороны, муниципальная власть заинтересована в развитии хозяйственной деятельности на своей территории и должна создавать для этого благоприятную институциональную среду. Федеральный закон 2003 г. не возлагает на ОМС каких-либо полномочий в данной сфере, однако наличие взаимных интересов муниципальной власти и немуниципальных хозяйствующих субъек­тов создает объективную основу для их взаимодействия. На этой основе может формироваться муниципальная промышленная политика.

Муниципальная промышленная политика — это система целей, поставленных ОМС в их взаимодействии с немуниципальными хозяйствующими субъектами, и механизмов их реализации. Главная задача муниципальной промышленной политики — повышение вклада предприятий в СЭР МО.

ОМС координируют участие предприятий в комплексном СЭР территорий, объединяют на добровольной основе средства предприятий для финансирования программ развития. Взаимоотношения ОМС с предприятиями, которые не являются муниципальной собственностью, строятся на основе договоров. Распространенной формой имущественных отношений между ОМС и немуниципальными хозяйствующими субъекта­ми является передача денежных средств в оплату за исполнение муниципального заказа.

Муниципальная власть может проводить муниципальную промышленную политику толь­ко во взаимодействии с самими промышленными и финансовыми структурами территории, которые являются местными сообществами и заинтересован­ы в эффективном взаимодействии с муниципальной властью.

    

Рекомендуемая литература: 1, 8, 9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 652.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...