Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Муниципальной собственности




План:

1. Понятие муниципальной собственности.

2. Объекты муниципальной собственности. Субъекты муниципальной собственности.

3. Отличие муниципальной собственности от частной и государственной формы собственности.

4. Муниципальные хозяйствующие субъекты.

5. Механизмы вовлечения предприятий и учреждений, не входящих в состав муниципальной собственности в развитие муниципального образования.

 

Муниципальная собственность — это ключевой элемент муниципальной экономики. Именно она лежит в основе удовлетворения общественных потребностей населения МО.

В современной науке существует два подхода к анализу муни­ципальной собственности: правовой и экономический. С правовой точки зрения муниципальная собственность - это имущество, в отношении которого МО обладает правами владения, пользования и распоряжения. Действую­щее российское законодательство предусматривает и другие правомочия собственника, в частности право управления собствен­ностью, право передачи собственности в доверительное управление, право хозяйственного ведения, право оператив­ного управления, которые являются производны­ми от указанных выше. 

Экономисты рассматривают собственность как систе­му экономических отношений. С экономической точки зрения собственность — это отношения между людьми по поводу определения субъектной принадлежнос­ти тех или иных материальных благ. В соответствии с этим подходом собственность возникает  в результате акта присвоения имущества субъектами собственности.

Субъекты муниципальной собственности имеют сложный, многоуровневый характер. В соответствии с Конституцией РФ в роли собственника пер­вого уровня выступает население МО. Именно ему принадлежат права владения, пользования и распо­ряжения муниципальной собственностью. В то же время в качестве собственника муниципального иму­щества население МО выступает опо­средованно. Оно лишь владеет и отчасти пользуется муниципаль­ной собственностью, передавая право распоряжения ею ОМС. Это субъект права муниципальной собственности второго уровня. Население МО и выступающее от его имени ОМС образуют исходные  субъекты-носители права муниципальной собственности. Но муниципальная собственность имеет и производные субъек­тные уровни. К таким уровням могут быть отнесены МУП и учреждения, которые владеют, пользу­ются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хо­зяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты муниципальной собственности много­функциональны и задействованы в решении широкого круга местных вопросов. В структуру муниципальной собственности вхо­дят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество ОМС; муниципаль­ные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муници­пальной собственности; МУП и органи­зации;  муниципальный жилищный фонд и нежилые помеще­ния; различные муниципальные учреждения; другое движимое и недвижимое имущество.

В соответствии с ФЗ № 131 за каждым уровнем местного самоуправления закрепляется имущество, предназначенное для решения соответствующих вопросов местного значения.

Многообразие объектов муниципальной собственности обуслов­ливает необходимость ее классификации.

В зависимости от возможности физического перемещения все объекты муниципальной собственности могут быть поделены на движимое и недвижимое имущество.

В зависимости от особенностей функционирования выделяют:

· объекты муниципальной собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим;

· объекты муниципальной собственности, входящие в систему муниципального хозяйства (МУП), которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения;

· муниципальные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления.

Формирование муниципальной собственности осуществля­ется различными способами, которые можно подразделить на административные и гражданско-правовые. Административный способ формирования муниципальной собственности предполагает проявление воли только одной сто­роны — государства и реализуется при издании органом государ­ственной власти соответствующего нормативного акта. По Постановлению РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на фе­деральную собственность, государственную собственность рес­публик и муниципальную собственность» происходит разделение собственности по признаку функционального назначения иму­щественных объектов в соответствии с разграничением предме­тов ведения и полномочий органов власти различных уровней.

В большей степени интересам местного самоуправления от­вечают такие способы перехода прав на объекты собственности, как гражданско-правовые договоры и сделки, которые МО вправе заключать с другими субъектами гражданских прав. При этом учитывается воля обеих сторон, что ставит ОМС в равное положение с контрагентом.

Право муниципальной собственности прекращается: в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; при разграничении муниципальной собственности; в случае обращения взыскания на имущество по обязатель­ствам МО в порядке, предусмот­ренном законодательством РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

ОМС обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципаль­ного имущества, представляющий собой информационную систему, построен­ную на единой по всей стране классификации, методологической основе и про­граммной базе.

 ОМС могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития МО.

 До недавнего времени управление муниципальной землей и управление муни­ципальным недвижимым имуществом рассматривались МО как две различные задачи, решение которых возлагалось на разные органы: земельный комитет и комитет по управлению имуществом. Раздельное управление несло много недостатков в управлении собственностью. Переход к единой системе управления муниципальной недвижимостью обеспечивает: создание цивилизо­ванного местного рынка недвижимости, гарантии имущественных прав на недви­жимость, а также привлечение инвестиций в недвижимость и, как следствие, увеличение доходов бюджета.

Особый интерес представляет создание при департаменте недвижимости   муниципального учреждения - имущественное казначейство, которое является единым многофункциональным балансодержателем всех объектов муниципальной собственности МО, кроме жилищного фонда и призвано в ком­плексе решать все вопросы управления муниципальной собственностью и обес­печивать повышение эффективности ее использования.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов МО и имеет двойственную при­роду. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.  Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпо­сылки для превращения МО в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную иму­щественную и земельную политику.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государствен­ной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объек­том купли-продажи, т. е. менять форму собственности. Предпочтительной формой собственности на землю служит такая форма, при которой собственник объекта не­движимости является и собственником соответствующего земельного участка. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной фор­ме собственности.

Право собственности на земельные участки у МО воз­никает с момента государственной регистрации.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов.

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд.

Использование земли в РФ является платным и регулирует­ся ФЗ «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная сто­имость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным зако­ном об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка мо­жет устанавливаться в процентах от рыночной.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным ко­дексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер аренд­ной платы: транспортная доступность; плотность заселения прилегающих территорий; наличие сервитутов; наличие неудобных территорий; загрязненность окружающей среды; обеспеченность инженерными коммуникациями. Действие факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Для определения обоснованных размеров платежей за землю и их дифферен­циации в первую очередь необходима полная инвентаризация земель.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для му­ниципальных земель ОМС выполняет функции арен­додателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо.

ОМС имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования.

Согласно ФЗ 2003 г., из прочих природных ресурсов в муни­ципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и ле­са, расположенные в границах населенных пунктов. ОМС в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в т. ч. в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, ко­торые добываются на территории МО.

Являясь формой общественной собственности, муниципальная собственность принципи­ально отличается от собственности частной. Сложнее провести различие между государственной и муници­пальной собственностью как двумя видами общественной собствен­ности.

Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, пepeдается в управление МУП и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны.  Муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за МУП и учреждениями.

К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся МУП и муниципальные учреждения. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделен­ная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного предприятия является казенное предприятие, которое создается ОМС, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции предназначена для МО либо для осуществления отдельных дотиру­емых видов деятельности или ведения убыточных производств. Муниципальное учреждение — это организация, созданная ОМС для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.   

Правовой основой деятельности МУП и учреждений являются нормы ГК РФ и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  

Особенность управления различными формами муниципальных предприятий состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью са­мостоятельности в управлении им. Передавая муниципальное имущество в хозяйственное веде­ние, аренду, траст МУПам, ОМС формируют экономическую базу для после­дующей деятельности этих предприятий.  Муниципальное имущество, переданное МУП и учреждениям, выделяется из состава муниципальной казны и находится у МУП на праве хозяй­ственного ведения, которое предполагает, что собственник имущества (МО) устанавливает лишь общие правила функционирова­ния унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную дея­тельность; а у муниципальных учреждений и казенных предприятий — на праве оперативного управления - казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муници­пальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и зада­ниями собственника (МО). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему назначению. Таким образом, право оперативного управления является значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

МО не несет ответственности по обязательствам МУП, за исключением случаев, если несостоятельность предприятия вызвана собственником его имущества. МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в за­лог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или  иным способом распоряжаться таким имуществом без согла­сия ОМС. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распо­ряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими услуги исполняются некаче­ственно, что вызывает жалобы населения, многие МУП доведены до банкротства. Значительная доля вины за это лежит на ОМС, которые  устанавливают экономически необоснованные цены и та­рифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы и не в полной мере компенсируют выпадающие при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, так как это приводит к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций.

ОМС же в деятельности МУП вправе участвовать только своим капита­лом, а руководить только через назначаемого директора. 

 С принятием ФЗ «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях» появилась возможность реформирования неэффектив­но работающих МУП - преобразование их в казенные предприятия, которые могут осуществлять виды хозяйственной деятельности, дотируемые из местного бюджета. Казенное предприятие не формирует уставный фонд. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с со­гласия уполномоченного ОМС и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели кото­рой определены уставом. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой ОМС. В этом смысле оно приближается к муниципальному учрежде­нию.

Компромиссными формами управления имущественными комплексами МУП могут считаться следующие.

¨ Аренда имущественных комплексов МУП как единого целого. В роли аренда­торов могут выступать хозяйственные общества самых разных организационно-правовых форм.

¨ Концессия — форма долгосрочной аренды (до 50 лет), предусматривающая в каче­стве условия аренды инвестирование средств концессионера в имущественный комплекс предприятия. МО может освободить концессионера от арендной платы за переданное имущество при условии инвестирования этих средств в реконст­рукцию и развитие предприятия.

¨ Доверительное управление - это передача имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему — физическому или юриди­ческому лицу. Доверительный управляющий обязуется управлять имущественным комплексом МУП в интересах МО за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления.

¨ Акционирование имущественных комплексов МУП при сохранении за МО контрольного или даже полного пакета акций. С юриди­ческой точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у ОМС.     

Итак, выбор наиболее эффективной формы управления имущественными комп­лексами МУП является весьма сложной задачей. Можно предполо­жить, что в перспективе МУП и хозяйственное ведение как форма управления муниципальной собственностью исчезнут.

ОМС вправе созда­вать не всякое МУП. Неце­лесообразно создание МУП в тех отраслях, где может действовать частный предприниматель.

В отношении предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, ОМС вправе применять только договорные формы регулирования их хозяйственной деятельности.

Привлечь частный сектор к решению тех или иных вопросов местного значения можно путем приватизации МУП (с условием сохранения новым собственником профиля их деятельности) или путем размещения муниципального заказа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...