Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Муниципальной собственности
План: 1. Понятие муниципальной собственности. 2. Объекты муниципальной собственности. Субъекты муниципальной собственности. 3. Отличие муниципальной собственности от частной и государственной формы собственности. 4. Муниципальные хозяйствующие субъекты. 5. Механизмы вовлечения предприятий и учреждений, не входящих в состав муниципальной собственности в развитие муниципального образования.
Муниципальная собственность — это ключевой элемент муниципальной экономики. Именно она лежит в основе удовлетворения общественных потребностей населения МО. В современной науке существует два подхода к анализу муниципальной собственности: правовой и экономический. С правовой точки зрения муниципальная собственность - это имущество, в отношении которого МО обладает правами владения, пользования и распоряжения. Действующее российское законодательство предусматривает и другие правомочия собственника, в частности право управления собственностью, право передачи собственности в доверительное управление, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, которые являются производными от указанных выше. Экономисты рассматривают собственность как систему экономических отношений. С экономической точки зрения собственность — это отношения между людьми по поводу определения субъектной принадлежности тех или иных материальных благ. В соответствии с этим подходом собственность возникает в результате акта присвоения имущества субъектами собственности. Субъекты муниципальной собственности имеют сложный, многоуровневый характер. В соответствии с Конституцией РФ в роли собственника первого уровня выступает население МО. Именно ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В то же время в качестве собственника муниципального имущества население МО выступает опосредованно. Оно лишь владеет и отчасти пользуется муниципальной собственностью, передавая право распоряжения ею ОМС. Это субъект права муниципальной собственности второго уровня. Население МО и выступающее от его имени ОМС образуют исходные субъекты-носители права муниципальной собственности. Но муниципальная собственность имеет и производные субъектные уровни. К таким уровням могут быть отнесены МУП и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Объекты муниципальной собственности многофункциональны и задействованы в решении широкого круга местных вопросов. В структуру муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество ОМС; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; МУП и организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; различные муниципальные учреждения; другое движимое и недвижимое имущество. В соответствии с ФЗ № 131 за каждым уровнем местного самоуправления закрепляется имущество, предназначенное для решения соответствующих вопросов местного значения. Многообразие объектов муниципальной собственности обусловливает необходимость ее классификации. В зависимости от возможности физического перемещения все объекты муниципальной собственности могут быть поделены на движимое и недвижимое имущество. В зависимости от особенностей функционирования выделяют: · объекты муниципальной собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим; · объекты муниципальной собственности, входящие в систему муниципального хозяйства (МУП), которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения; · муниципальные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Формирование муниципальной собственности осуществляется различными способами, которые можно подразделить на административные и гражданско-правовые. Административный способ формирования муниципальной собственности предполагает проявление воли только одной стороны — государства и реализуется при издании органом государственной власти соответствующего нормативного акта. По Постановлению РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик и муниципальную собственность» происходит разделение собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней. В большей степени интересам местного самоуправления отвечают такие способы перехода прав на объекты собственности, как гражданско-правовые договоры и сделки, которые МО вправе заключать с другими субъектами гражданских прав. При этом учитывается воля обеих сторон, что ставит ОМС в равное положение с контрагентом. Право муниципальной собственности прекращается: в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; при разграничении муниципальной собственности; в случае обращения взыскания на имущество по обязательствам МО в порядке, предусмотренном законодательством РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ. ОМС обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой по всей стране классификации, методологической основе и программной базе. ОМС могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития МО. До недавнего времени управление муниципальной землей и управление муниципальным недвижимым имуществом рассматривались МО как две различные задачи, решение которых возлагалось на разные органы: земельный комитет и комитет по управлению имуществом. Раздельное управление несло много недостатков в управлении собственностью. Переход к единой системе управления муниципальной недвижимостью обеспечивает: создание цивилизованного местного рынка недвижимости, гарантии имущественных прав на недвижимость, а также привлечение инвестиций в недвижимость и, как следствие, увеличение доходов бюджета. Особый интерес представляет создание при департаменте недвижимости муниципального учреждения - имущественное казначейство, которое является единым многофункциональным балансодержателем всех объектов муниципальной собственности МО, кроме жилищного фонда и призвано в комплексе решать все вопросы управления муниципальной собственностью и обеспечивать повышение эффективности ее использования. Земля является одним из важнейших экономических ресурсов МО и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения МО в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику. Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи, т. е. менять форму собственности. Предпочтительной формой собственности на землю служит такая форма, при которой собственник объекта недвижимости является и собственником соответствующего земельного участка. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности. Право собственности на земельные участки у МО возникает с момента государственной регистрации. Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд. Использование земли в РФ является платным и регулируется ФЗ «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной. Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер арендной платы: транспортная доступность; плотность заселения прилегающих территорий; наличие сервитутов; наличие неудобных территорий; загрязненность окружающей среды; обеспеченность инженерными коммуникациями. Действие факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Для определения обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциации в первую очередь необходима полная инвентаризация земель. Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель ОМС выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. ОМС имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Согласно ФЗ 2003 г., из прочих природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. ОМС в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в т. ч. в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории МО. Являясь формой общественной собственности, муниципальная собственность принципиально отличается от собственности частной. Сложнее провести различие между государственной и муниципальной собственностью как двумя видами общественной собственности. Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, пepeдается в управление МУП и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны. Муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за МУП и учреждениями. К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся МУП и муниципальные учреждения. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного предприятия является казенное предприятие, которое создается ОМС, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции предназначена для МО либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Муниципальное учреждение — это организация, созданная ОМС для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Правовой основой деятельности МУП и учреждений являются нормы ГК РФ и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенность управления различными формами муниципальных предприятий состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Передавая муниципальное имущество в хозяйственное ведение, аренду, траст МУПам, ОМС формируют экономическую базу для последующей деятельности этих предприятий. Муниципальное имущество, переданное МУП и учреждениям, выделяется из состава муниципальной казны и находится у МУП на праве хозяйственного ведения, которое предполагает, что собственник имущества (МО) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность; а у муниципальных учреждений и казенных предприятий — на праве оперативного управления - казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (МО). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему назначению. Таким образом, право оперативного управления является значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. МО не несет ответственности по обязательствам МУП, за исключением случаев, если несостоятельность предприятия вызвана собственником его имущества. МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия ОМС. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению. Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения, многие МУП доведены до банкротства. Значительная доля вины за это лежит на ОМС, которые устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы и не в полной мере компенсируют выпадающие при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, так как это приводит к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. ОМС же в деятельности МУП вправе участвовать только своим капиталом, а руководить только через назначаемого директора. С принятием ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» появилась возможность реформирования неэффективно работающих МУП - преобразование их в казенные предприятия, которые могут осуществлять виды хозяйственной деятельности, дотируемые из местного бюджета. Казенное предприятие не формирует уставный фонд. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного ОМС и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой ОМС. В этом смысле оно приближается к муниципальному учреждению. Компромиссными формами управления имущественными комплексами МУП могут считаться следующие. ¨ Аренда имущественных комплексов МУП как единого целого. В роли арендаторов могут выступать хозяйственные общества самых разных организационно-правовых форм. ¨ Концессия — форма долгосрочной аренды (до 50 лет), предусматривающая в качестве условия аренды инвестирование средств концессионера в имущественный комплекс предприятия. МО может освободить концессионера от арендной платы за переданное имущество при условии инвестирования этих средств в реконструкцию и развитие предприятия. ¨ Доверительное управление - это передача имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему — физическому или юридическому лицу. Доверительный управляющий обязуется управлять имущественным комплексом МУП в интересах МО за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. ¨ Акционирование имущественных комплексов МУП при сохранении за МО контрольного или даже полного пакета акций. С юридической точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у ОМС. Итак, выбор наиболее эффективной формы управления имущественными комплексами МУП является весьма сложной задачей. Можно предположить, что в перспективе МУП и хозяйственное ведение как форма управления муниципальной собственностью исчезнут. ОМС вправе создавать не всякое МУП. Нецелесообразно создание МУП в тех отраслях, где может действовать частный предприниматель. В отношении предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, ОМС вправе применять только договорные формы регулирования их хозяйственной деятельности. Привлечь частный сектор к решению тех или иных вопросов местного значения можно путем приватизации МУП (с условием сохранения новым собственником профиля их деятельности) или путем размещения муниципального заказа. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |