Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Важнейшие рынки муниципальной экономики
Характеристика рынка труда
План: 1. Характеристика рынка труда и факторов, воздействующих на рынок труда. 2. Границы рынка труда. Сегментация рынков труда. 3. Направления местной политики на рынке труда.
Взаимосвязи между экономическими субъектами муниципального хозяйства осуществляются с помощью рынков факторов производства и потребительских товаров. Для экономики муниципального хозяйства имеют значение три типа местных рынков, выступающих основой развития МО и реализации институтов МС: рынок труда, рынок жилья, рынок капитала. Экономический рост в местном сообществе является функцией рабочей силы, ее величины, качества и способа использования. Рабочая сила — это важнейший ресурс, условие экономического развития местного сообщества. Рынок труда — это сложный общественный институт, объект регулирования со стороны ОМС, в рамках которого: покупаются и продаются услуги труда; осуществляется размещение трудовых ресурсов по профессиям, отраслям и географическим районам для получения наибольшей отдачи в обществе. В рыночной экономике отношения между работником и работодателем строятся на основе спроса и предложения рабочей силы. Изменения на рынке труда происходят под воздействием внешних и внутренних факторов. Границы рынка труда существуют всегда и могут не совпадать с административными границами МО, т.е. рынок труда не обязательно ограничивается одной территорией. Границы рынков труда непостоянны. Они могут изменяться в зависимости от профессии работника и его мобильности. Пространство рынка труда непрофессионального рабочего (вторичный рынок) сужается, в то время как для профессионалов (первичный рынок) границы существенно расширяются и могут простираться до масштабов региона. Географическая граница зависит также от механизмов передачи информации о возможных рабочих местах и потенциальных работниках. Работодатели воспринимают рынок труда как географический район, где проживают люди, предлагающие или желающие предложить рабочую силу. Рабочие воспринимают рынок труда как сферу использования имеющихся возможностей получения работы без изменения места жительства. Рабочие места, их качество — главный фактор, определяющий уровень доходов членов местного сообщества и в значительной степени влияющий на стиль их жизни. Рабочие места, профессии, организации и их местоположение — это те факторы, которые влияют на движение рабочей силы. Недостаточное количество рабочей силы вызывает рост заработной платы, избыток — ее снижение. Ставка заработной платы как цена труда становится сигналом для перемещений на рынке труда, в результате чего сглаживаются различия в заработной плате, и происходит эффективное размещение рабочей силы. «Хорошие» рабочие места — это высокооплачиваемые места для квалифицированных специалистов и руководителей, а также тех, кто профессионально связан с этими категориями работников. Служащие на этих рабочих местах оказывают значительное влияние на управление производством и процессами, связанными с трудовой деятельностью. Их труд имеет интеллектуальный характер. Рабочие места, которые занимают работники с низкой квалификацией и невысоким образованием, оцениваются как «плохие», так как они не приносят удовлетворения; не вызывают стремления людей к их занятию. Рынок труда, который способствует перемещению рабочей силы на «хорошие» рабочие места, увеличивает выход общественного продукта всего местного сообщества и одновременно доход в расчете на душу населения. Рынки труда неоднородны, они разделены на сегменты, и границы между ними зачастую непроницаемы. Принято выделять три основных типа сегментации рынков рабочей силы: профессиональную, институциональную, пространственную. Спрос на рабочую силу является главным условием обеспечения занятости местного и неместного населения; это производный спрос, который определяется следующими экономическими факторами: спросом на продукт, который производит рабочая сила; производительностью труда, определяемой используемым капиталом и технологиями, с одной стороны, и способностями людей эффективно применять этот капитал и технологии — с другой; стоимостью других ресурсов, используемых в сочетании с трудом; изменением целей организации. Предложение рабочей силы связано с сопоставлением сложившихся ставок заработной платы и имеющимся количеством рабочей силы. В местном сообществе рабочей силой являются: местное население (база предложения); контингент рабочих, проживающих в соседних сообществах и приезжающих в данное местное сообщество на работу и внутренние мигранты. Одновременно они дают представление о пространственных границах рынка труда. Люди, приезжающие на работу в местное сообщество, живут в соседних районах и постоянно ездят в местное сообщество на работу, чтобы заполнить возможные местные рабочие места. Внутренние мигранты — это новые жители, которые переехали в местное сообщество по различным причинам. Состав рабочей силы местного сообщества зависит от множества факторов, среди которых: доля населения трудоспособного возраста в общей численности местного населения; возраст, пол, национальность; отношение к работе за плату; отношение к работе после достижения пенсионного возраста; приемлемость включения подростков в рабочую силу; трудовое законодательство; правовые нормы, регулирующие уход на пенсию и предоставление пособий и т. д. Предложение рабочей силы работодателям в местном сообществе зависит от количества рабочих часов тех, кто желает работать, и от количества наличной рабочей силы. Имеет значение не предложение рабочей силы экономике в целом, а предложение конкретного вида рабочей силы четко определенной группе работодателей. Предложение рабочей силы определяется поведенческой реакцией на изменения: ставок заработной платы; доходов, связанных с нетрудовой деятельностью; заработной платы других членов семьи; производительности домашнего хозяйства; в предпочтениях выбора времени работы и досуга; качества жизни в местном сообществе. Для местного сообщества все эти факторы взаимосвязаны между собой. Одной из задач, решаемых только на уровне местного сообщества, является достижение соответствия «работники — рабочие места». Интерес местного сообщества к своему рынку труда связан с необходимостью облегчить обмен между теми, кто предлагает рабочие места, и теми, кто предлагает рабочую силу. Проблема установления соответствия рабочей силы предоставляемым рабочим местам — одна из важнейших для местного сообщества, поскольку создание рабочей силы и создание рабочих мест — это почти независимые процессы. Несоответствие рабочих мест и работников имеет следствием отрицательное отношение к работе и низкую удовлетворенность трудом. Поиск соответствия между предлагаемыми рабочими местами, условиями оплаты, квалификационными требованиями, условиями работы и спросом на определенные виды работ на рынке труда представляет основной предмет заботы в местном сообществе. И эта проблема возрастает при увеличении уровня безработицы. Большая часть проблем, связанных с занятостью населения, решается именно на местном уровне. Обобщенно можно выделить три основных подхода к решению проблем, связанных с занятостью населения. Первый подход — это программы поддержки доходов населения. Второй подход признает особую важность создания рабочих мест в периоды сокращающейся экономической активности. Третий подход базируется на идее поддержания уровня занятости за счет ограничения возможностей увольнения работников или планируемого их перемещения с одних рабочих мест на другие. Местные рынки жилья
План: 1. Структура и специфика рынка жилья. 2. Спрос на жилье и факторы, его определяющие. 3. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования: состояние, структура, управление. 4. Реформа ЖКХ: принципы, цели, результаты.
Становление рынка жилья в России — одно из наиболее сложных направлений реформ. Процесс реформирования основывается на выделении двух самостоятельных направлений — новое строительство и рынок жилья, с одной стороны, и коммунальные услуги — с другой. Строительство получает основное, самостоятельное значение, и рассматривается как единственный способ развития и устройства. Рынок жилья структурирован и включает жилищный фонд как собственность на жилье, с одной стороны, и функционирование жилья, т. е. жилищные услуги, — с другой. На рынке жилищного фонда складываются цены на здания, квартиры. На рынке жилищных услуг формируется плата за пользование жильем. В рыночной экономике они взаимосвязаны между собой как элементы единого рынка жилья. Но в рыночной экономике фигурирует еще одно лицо — собственник земельного участка. Следовательно, проблемы рынка жилья непосредственно связаны с земельным рынком, проблемами пространственного планирования, городским зонированием. В России эти вопросы остаются пока открытыми. Формирование рынка жилья — длительный и сложный процесс, в котором приватизация жилья является исходным условием. Обслуживание жилья как необходимое условие нормального функционирования и сохранности жилого фонда — вторая серьезнейшая проблема, прямо связанная с формированием рынка жилья. Организация обслуживания и механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг — это основные вопросы муниципальной жилищной политики. Организация обслуживания пошла по пути поиска более совершенной структуры управления ЖКХ, сокращения звенности и разделения функций заказчика и подрядчика. Идея создания службы заказчика заключается в том, что эта служба выступает в качестве представителя жильцов муниципального фонда, действуя во взаимоотношениях с подрядчиком в интересах жителей. В обслуживании жилья могут участвовать как муниципальные, так и частные предприятия на основе конкурсного отбора. Создание конкурентной рыночной среды — тенденция благоприятная с точки зрения появления противовеса муниципальным службам — монополистам в этой сфере. В области оплаты жилья и коммунальных услуг была выбрана стратегия ее постепенного повышения. При этом предусматривается создать систему социальной поддержки малообеспеченных семей, не способных по своему уровню дохода оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Механизм предоставления субсидий основан на добровольно-заявительном принципе. Рынок жилья существенно отличается от рынков других товаров и услуг, поскольку жилье — единственный в своем роде товар. Особое значение для рынка жилья имеет местоположение, определенный набор характеристик местности: доступность к рабочим местам, магазинам; обеспеченность общественными услугами: школы, больницы; качество окружающей среды: качество воздуха, воды, уровень шума; внешний вид, внешние характеристики домов и участков. Существует и взаимосвязь рынка жилья с другими характеристиками местного сообщества: особенностями населения, социального и психологического микроклимата. Квартплата, или рента, устанавливаемая на рынке жилищных услуг, связана не столько с капитальными затратами на строительство здания, сколько с количеством и качеством услуг и другими факторами, лежащими за пределами рынка капиталов. На рынке люди играют только две роли: потребителей и производителей. Спрос на жилье определяется целым рядом факторов: влияние цен; доход семьи; платежеспособность; колебания процента и платежеспособность; население и образование семей. Предложение имеющихся в наличии жилищ называется предложением жилищного фонда. В краткосрочной перспективе предложение жилищного фонда является неизменным. Это связано с тем, что жилье не может быть мгновенно произведено либо уничтожено. Поэтому в краткосрочной перспективе предложение жилищного фонда совершенно не зависит от цены, по которой продаются жилища. Со временем предложение жилищного фонда может быть увеличено. Расходы на реконструкцию существующих жилищ повышают их качество и стоимость жилищного фонда, но не ведут к количественному увеличению. Обслуживание и ремонт жилищного фонда направлены на предотвращение потерь жилья вследствие амортизации. Качество жилья обычно оценивается количеством жилищных услуг, обеспечиваемых жилищем. По этому критерию рынок жилья можно разделить, по крайней мере, на три подрынка жилья: невысокого, среднего и высокого качества. Такое деление рынка жилья имеет вполне определенную связь с делением населения на доходные группы — с низкими, средними и высокими доходами. Модель фильтрации описывает взаимодействие между различными подрынками и процесс перехода жилища от одного пользователя к другому. В основе фильтрации лежат два взаимосвязанных процесса. 1. Сокращение жилищных услуг. С течением времени и в результате физического износа, технологического старения количество жилищных услуг, обеспечиваемых любым жилищем, снижается. 2. Сокращение доходов жильцов. По мере сокращения жилищных услуг жилище последовательно переходит к семьям, чьи требования к качеству жилья прогрессивно уменьшаются. Подрынки жилья взаимосвязаны и изменения на одном из подрынков ведут к изменениям на других рынках. В зависимости от конъюнктуры на рынке жилья фильтрация может принимать две основные формы. · Нисходящая фильтрация. В результате старения жилища естественным путем фильтруются вниз с рынка жилья более высокого качества на рынок жилья низкого качества. Нисходящая фильтрация может быть и результатом изменения прибыльности. Нисходящая фильтрация, ведущая к появлению целых районов трущоб, является основным дефектом рынка жилья. · Восходящая фильтрация, т. е. перевод жилья с рынка низшего качества вверх. Регулирование рынка жилья с помощью государственных и местных программ может идти по следующим направлениям: ¨ политика стимулирования предложения, которая осуществляется через субсидирование частного строительства; ¨ политика стимулирования спроса, т. е. субсидирование потребителей жилья через различные инструменты (пособия, сертификаты и т. д.); ¨ административное ограничение квартирной платы. Эти направления регулирования рынка жилья реализуются через соответствующие программы. Выделяют три основных типа программ. · жилищная помощь включает различные меры для улучшения жилищных условий и снижения стоимости жилья для бедных. · жилищная поддержка предполагает поддержку усилий местной администрации по улучшению качества жилья и оживлению заброшенных микрорайонов. · ограничение максимальной квартплаты. Стимулирование предложения жилищного фонда включает субсидирование частного жилья. Местные органы власти могут строить и обслуживать специальное жилье для бедных. Участие государства при этом может осуществляться четырьмя способами. ü Капитальные субсидии. Государственное жилье может строиться за счет выпуска ценных бумаг, освобожденных от налогообложения. После оплаты этих бумаг правительством жилье становится собственностью местной администрации. ü Субсидии расходов по эксплуатации жилья. Правительство может субсидировать расходы, связанные с эксплуатацией жилья, покрывая разницу между квартплатой и фактическими затратами его эксплуатации. Эти субсидии могут быть установлены таким образом, чтобы семья платила за жилье не больше, чем, например, 30% своего дохода. ü Субсидии на ремонт. Правительство устанавливает ограничения (сверху) дохода жильцов, которые имеют право пользоваться государственным жильем. ü Субсидирование частного жилья. Возможны две наиболее распространенные программы. Первая программа — субсидирование строительства частного жилья, сдаваемого внаем бедным семьям. Вторая программа субсидирования частного жилья для семей с низким доходом предусматривает выплату жильцами в качестве квартплаты определенного процента их доходов. Чтобы получить помощь, семья должна жить в новом жилище, удовлетворяющем минимальные физические стандарты, и платить, например, 30% своего дохода. Программы субсидирования частного жилья ведут к уменьшению спроса на низкокачественное жилье и снижению равновесных цен в частном секторе. Стимулирование спроса осуществляется с целью предоставления бедным семьям права свободного выбора жилища. Получаемые бедными купоны могут быть использованы для оплаты как нового, так и старого жилья, которое обычно дешевле. Различают купоны двух типов: квартирные сертификаты и жилищные ваучеры. Квартирные сертификаты ограничивают выбор жилья лишь двумя условиями. Во-первых, жилье должно удовлетворять минимальным требованиям к размеру и качеству. Во-вторых, семья не может платить за жилье больше справедливой арендной платы. Квартирные сертификаты призваны поощрять улучшение жилищных условий, поскольку это не отражается на возможности семьи приобретать другие товары и услуги до тех пор, пока квартплата не превысит справедливую рыночную цену. Жилищные ваучеры являются разновидностью сертификата. Они отличаются одним важным качеством — получатель может его использовать при найме любого жилья, удовлетворяющего минимальным стандартам качества. Ваучер покрывает разность между справедливой рыночной квартплатой и 30% дохода, квартирный сертификат — разность между фактической квартплатой (которая может быть меньше справедливой рыночной квартплаты) и теми же 30% дохода. Поэтому ваучерная программа обходится государству дороже. Жилищные пособия выступают альтернативой ваучерам. Пособие представляет собой денежные выплаты, равные разности между определенной долей дохода (например, 30%) и справедливой рыночной квартплатой. Для получения пособия семья должна жить в квартире, удовлетворяющей минимальным стандартам качества. Ограничение квартплаты — наиболее простой инструмент регулирования рынка жилья административными методами. Вместе с тем этот метод ведет к тому, что часть домовладельцев находят для своих домов более выгодное применение или просто сносят их для расчистки территории под коммерческое использование. Местный рынок финансов
План: 1. Местный рынок капитала. 2. Структура капитала на местном рынке. 3. Вторичный рынок в движении капитала. 4. Проблемы, возникающие на местном рынке капитала.
В рыночной экономике движение денежных ресурсов есть необходимое и главное условие не только развития, но и просто сохранения материального производства. Развитие банковского сектора, как и приватизация предприятий, — важнейшее условие формирования рынка капитала. Банки и создаваемые ими финансово-промышленные группы должны способствовать реструктуризации предприятий. А приватизация предполагает не только изменение правового статуса предприятий, но и, главное, изменение их поведения: отказ от государственной поддержки и превращение в самостоятельные экономические субъекты рыночных отношений. Рынки капитала — это сеть институтов и механизмов, с помощью которых происходят преобразования временно свободных денежных средств населения в физический капитал, а также перераспределение финансовых ресурсов между основными субъектами экономической деятельности для эффективного их использования. Наличие и размещение капитала имеют ключевое значение в деятельности по развитию местного хозяйства. Правильное размещение реального капитала является необходимым условием обеспечения независимости потребителя, поскольку намерения и желания владельцев денежных средств, осуществляющих свой индивидуальный выбор с целью наиболее выгодного вложения капитала, влияют на формирование структуры экономики. Именно капитал связывает экономику с будущим. Поставщиками капитала выступают как домохозяйства, так и организации, имеющие временно свободные средства. Использование доходов, т. е. расходование денежных средств, определяет как уровень текущего потребления, так и возможности сбережений. Сбережения представляют источник инвестиций. Способность к развитию определяется тем, какую долю расходов люди готовы использовать в качестве сбережений и какая часть из них превращается в инвестиции, капитализируется. Этот сложный процесс осуществляется с помощью рынка капитала. Потребителями являются те домашние хозяйства и организации, которые испытывают недостаток в капитале. Поставщиков капитала называют владельцами денежных средств, потребителей капитала — инвесторами. Рынок капитала перемещает денежные средства от поставщиков к потребителям капитала. Эти две стороны ведут переговоры о сделке. Обмен финансовыми ресурсами может быть как простым, так и сложным. Он может осуществляться на основе сделки между отдельным поставщиком и отдельным потребителем финансовых ресурсов, между несколькими поставщиками и отдельным потребителем. Сделка может быть заключена и между несколькими участниками, выступающими по отношению друг к другу одновременно как поставщики и потребители. Поскольку в процессе согласований возникают проблемы относительно времени, места, количества, оценки риска, то решение их неизбежно требует участия организаций в виде финансовых институтов, роль которых и заключается в обеспечении легкости перемещения капиталов между отдельными участниками рынка. Такими институтами являются коммерческие банки, ассоциации, занимающиеся предоставлением ссуд, кредитные компании для потребителей, страховые и трастовые компании и т. д. От организации рынка капитала во многом зависят эффективность расчетов, связанных с перераспределением излишков и дефицитов, гибкость в регулировании цен. В идеальной ситуации неравенство спроса и предложения вызывает реакцию взаимодействующих сил на финансовых рынках независимо от места и времени. Нарушенное равновесие восстанавливается, при этом уравновешивающей силой являются процентные ставки. Рынки капитала не являются однородными. Они представляют собой сложное переплетение различных субрынков. Природа деления финансового рынка на два основных – денежный рынок и рынок капитала связана с двойственной ролью денег, на базе которой и образовался рынок капитала. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). Денежный рынок делится еще на несколько самостоятельных субрынков: учетный, межбанковский и валютный. Рынок капитала охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также ценные бумаги. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Рынок капитала делят на различные сегменты в зависимости от того, кто предлагает и кто нуждается в капитале. Поэтому большинство финансовых институтов обслуживает свой сегмент рынка капитала: правительства, домохозяйства, организаций или фермеров. Местное сообщество может использовать самые разнообразные источники капитала в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции — это вложения, непосредственно идущие в производство. Прямыми инвестициями считают также приобретение собственности через покупку контрольного пакета акций. Это позволяет собственнику осуществлять контроль над предприятием. Прямые инвестиции производятся без посредников между инвестором и получателем, имеют долгосрочный характер, т.е. получение прибыли возможно через 5 - 7 лет. Портфельные инвестиции — покупка ценных бумаг на рынке с целью их дальнейшей продажи и получения прибыли. Такие сделки осуществляются с помощью посредников на фондовом рынке и делают капитал мобильным. Источниками как прямых, так и портфельных инвестиций могут быть сбережения населения, ресурсы бюджетов различных уровней, собственные средства предприятий, активы коллективных инвесторов. Основным потребителем капитала местного сообщества является местный предпринимательский сектор. Местные предприятия могут увеличить свой капитал, привлекая средства населения и финансовых организаций. Это осуществляется путем продажи облигаций и акций домохозяйствам или через ссуды. Местные предприятия могут также приобрести капитал в виде ссуды, предоставляемой внешними финансовыми институтами, или путем продажи акций домашним хозяйствам, находящимся за пределами своего сообщества. Наиболее важными элементами взаимодействия местного и неместного рынков капитала являются вторичные рынки (рынок, на котором совершаются операции по покупке и продаже иностранных долговых обязательств и внутренних ценных бумаг после первоначального их выпуска на первичный рынок) и институты, обеспечивающие это взаимодействие, — банки-корреспонденты. Вторичные финансовые рынки — это важный механизм, с помощью которого капитал перемещается в экономике. Примером может служить действие системы гарантий по займам. Гарантирование используется для того, чтобы снизить риск неплатежа банкам, предоставляющим займы своим клиентам. Использование вторичных рынков и гарантий становится очень привлекательным механизмом, с помощью которого коммерческие банки могут перемещать средства в местное сообщество, обеспечивая себе в то же время значительную прибыль. Развитие рынка лизинговых услуг также служит ускорению инвестиционных процессов в местных сообществах. Финансовый лизинг является одной из форм финансирования покупки оборудования при посредничестве финансовой (лизинговой) компании, которая приобретает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в пользование предприятию (лизингополучателю) на определенный срок. Финансовый лизинг для местных сообществ России — новое явление. Но в условиях слабых возможностей получения предприятиями кредита и при ограниченности собственных средств лизинг может стать реальной возможностью приобретения оборудования. На рынке капитала неизбежны трудности. Проблемы, возникающие на рынке капитала, можно свести к трем наиболее типичным и важным с точки зрения развития экономики местного сообщества. Первый тип проблем появляется, когда рынок не перемещает средства туда, где они дают максимальную прибыль. Эта проблема существует, когда отсутствует информация о наиболее прибыльных сферах приложения капитала и/или когда высокая стоимость такой информации делает приложение капитала в этих сферах менее прибыльным, чем в других. Второй тип проблем возникает, когда рынок капитала перемещает средства туда, где они дают максимальную частную прибыль, но при этом появляется отрицательный социальный эффект. В данном случае препятствием служит отсутствие хороших альтернативных вариантов для капиталовложений. Третий тип проблем имеет место в тех ситуациях, когда по определенным причинам (социальные, правовые) невозможно получить максимальную отдачу от капиталовложений, даже если рыночная конъюнктура вполне благоприятна. Причины могут быть самыми различными: трудность в приобретении земли для реализации какого-то проекта, отсутствие финансовых ресурсов, экологические проблемы и т. д. Среди причин, ведущих к возникновению проблем на рынке капитала, можно выделить мобильность капитала, информацию, риски и правила.
Рекомендуемая литература: 1, 4, 7, 8, 9. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |